"Турнир знатоков"
план-конспект занятия (старшая группа)

НОД носит интегрированный  характер, где комплексно решаются образовательные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Турнир знатоков»

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- упражнять в развитии связной речи детей;

- закреплять умение сравнивать числа до 10;   совершенствовать умение находить недостающее число в ряду, умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- закреплять умение определять количество слогов в слове, определять местонахождение звуков в слове;

- закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов; закреплять умения употреблять обобщающие слова;

- закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа;

- закреплять умение классифицировать и называть птиц, насекомых;

- закреплять знания об основных органах чувств;

- закреплять знания детей о профессиях;

- закреплять знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара.

Развивающие: 

-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность, развивать внимание и память;

- расширять словарный объём детей, диалогической речи

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, наблюдательность;

-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;

- воспитывать у детей доброту, отзывчивость, дружеское взаимоотношение между детьми;

-воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Форма работы - фронтальная, индивидуальная, в парах.

Дети играют или рисуют. Слышится звук сообщения.

Воспитатель: Ребята, кажется, нам пришло письмо. Пойдем, посмотрим. (На экране появляется письмо).

Воспитатель читает:

Здравствуйте, ребята!

Пишут вам герои сказок. Вы отлично занимались весь год,

узнали много нового и интересного. Мы хотим вам предложить

необычное соревнование, которое называется «турнир знатоков» У вас

есть возможность показать свои знания.

Ребята, вы согласны участвовать в соревновании? Тогда давайте разделимся на 2 команды. (Воспитатель раздает жетоны красного и желтого цвета). У кого будут красные жетоны, это команда «Умники», у кого жёлтые – команда «Знайки». (Проходят за столы)

Команда «Умники» -  капитан Лосева Милана

Команда «Знайки»  - капитан Мальцев Богдан

Вам нужно выполнить задания, которые приготовили для вас сказочные герои.

За каждое  выполненное задание команда будет получать баллы. Победителем будет считаться та команда, набравшая наибольшее количество баллов. 

 (Правила поведения на турнире)

- внимательно слушать задания,

-  не отвлекаться и не мешать другим,

- запрещается выкрикивать и перебивать,

- нужно помнить о том, что ваша дружба – главное, а вы – дружные ребята.

За поведение  могут снимать очки!

Следить за ходом нашего турнира будет жюри. (Воспитатель представляет жюри)

Желаю вам победы!

А начнем мы с разминки.

Каждой команде  нужно ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает счетную палочку.

Вопросы для команды «Умники»:

- Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

- Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

- У какого дерева белый ствол? (У березы.)

- Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

- Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

- Сколько ног у жука? (Шесть.)

- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

- Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

- У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

- Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

- Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

- Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Вопросы для команды Знайки»:

- Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

- Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

- Сколько ног у двух куриц? (Четыре)

- На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

- Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

- Карась, щука, сом, окунь - это (рыбы)

- У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

- Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

- Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

- Как называется наша страна? (Россия).

Как называется наш город? (Барнаул)

Результаты разминки (первая команда ответила на …. вопросов, вторая - ….. вопросов). Палочки считаем вместе с детьми.

Внимание на экран

задание от Василисы Премудрой

«Лишний звук» ( на доске картинки для обеих команд)

1 команда - Жук, лук, веник, ведро

2 команда – Мышонок, барабан, лимон, слон

Вы должны найти, какая картинка в ряду лишняя. Обратите внимание на последний звук в словах.

Итог:

«Подели на слоги»

1 команда – жук

2 команда - барабан

Итог:

Внимание на экран

задание от Бабы Яги

Задание называется  «Скажи наоборот» Две команды выстраиваются в колонны. По одному игроку по очереди из каждой команды подходят к дуге, воспитатель называет им слово, а они должны сказать слово противоположное по значению. Если правильно, ребенок проползает через дугу и возвращается в команду за свой стол. Если нет, встает в конец своей команды. Например: высокий - низкий

светло – темно

грязный - чистый

горячий - холодный

смеяться - плакать

добро – зло

лёгкий - тяжёлый

зима - лето

белый - чёрный

храбрый – трусливый

здоровый – больной

быстрый – медленный

горький – сладкий

полезный – вредный

жарко - холодно

веселый - грустный

мокрый – сухой

вверх-вниз

ложиться – вставать

мягкий - твёрдый

длинный - короткий

тонкий – толстый

широкий – узкий

молодой – старый

Итог:

Внимание на экран

задание от Красной Шапочки

«Назови одним словом» (например, линейка, портфель, ручка, дневник – школьные принадлежности)

1 команда

Сыр, сметана, йогурт, сливки, ряженка, молоко – молочные продукты

Голова, шея, туловище, руки, ноги – части тела человека

Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра, дочь, сын - семья

Бегун, боксер, лыжник, хоккеист, баскетболист - спортсмены

Понедельник, вторник, среда, суббота   – дни недели.

2 команда

Шуба, юбка, рубашка, сарафан, платье – одежда

Кепка, берет, шапка, шляпа, косынка – головные уборы

Пианино, гитара, барабан, труба, баян – музыкальные инструменты

Поезд, такси, автобус, трамвай, велосипед – наземный транспорт

Ствол, ветви, листья, корни, почки, плоды – части дерева

 Итог:

Внимание на экран

задание от Доктора Айболита

«Наши помощники» (органы чувств)  У нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (Уши, глаза, нос, язык, кожа). А как их назвать, одним словом?

Правильно – это органы чувств: осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. 

Воспитатель раздает детям карточки. 

1 команда – кожа (осязание), ухо (слух)

Кожа - это орган осязания. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо.

С помощью уха мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

2 команда – глаз (зрение), язык (вкус)                                                                                             Глаза нам очень нужны, чтобы видеть окружающие нас предметы.                                       Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.

Рассмотрите внимательно картинки, все ли они относятся к этому органу чувств, зачеркните то, что не подходит.

Итог:

Какой орган чувств мы не рассмотрели? (орган обоняния) Нос - это орган обоняния. Нос нам нужен для того, чтобы чувствовать запахи.

Конкурс для капитанов. По запаху определить лимон и чеснок.

Внимание на экран

задание от Маугли

 «Кто больше назовёт»

  1. команда - Насекомые
  2. команда - Птицы

Дети становятся в круг, первый называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.

Итог:

«Природа или человек»

Дети строятся в две колонны по командам. В обруче лежат картинки с изображением, что создано природой и что сделано человеком. По одному, дети подходят к обручу, выбирают нужные им карточки и возвращаются с ней в команду.

1 команда – что создано природой

2 команда – что сделано человеком

Итог:

Внимание на экран

задание от Мальвины

1 команда «Соседи числа». По очереди вытаскивают из мешка бочонки (числа до 10) и называют соседей данного числа

2 команда «Каких чисел не хватает в ряду?» Детям нужно составить числовой ряд от 1 до 10. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает три цифры, дети отвечают, каких чисел в ряду не хватает.

Итог:

«Умные цветы»

Каждой паре детей в двух командах раздаются листы с изображением цветов. Нужно закрасить тот цветок, в котором написано меньшее число.

Итог:

ФИЗМИНУТКА

Внимание на экран

задание от Колобка

1 задание «Объяснялки» – по 1 фигуре капитаны объясняют своим командам (треугольник, круг)

Итог:

2 задание «Запомни и повтори» (на доске ряд геометрических фигур, посмотреть, запомнить и повторить на столе)

Итог:

Внимание на экран

задание от Почтальона Печкина

 «От кого телеграмма»

Воспитатель зачитывает телеграммы от людей разных профессий. Дети должны отгадать от кого телеграмма.

1 команда

— Как Вас подстричь? А челка короче? (Парикмахер)

— Сегодня я буду рисовать портрет. (Художник)

— Несите кирпич, цемент! (Строитель)

— Откройте рот и скажите: а-а-а. (Врач)

2 команда

— Дети, откройте тетради и выполните задания. (Учитель)

— Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка. (Фотограф).

— Какой суп вам сегодня приготовить? (Повар)

— Сегодня я буду петь на сцене. (Певец)

Итог:

задание  от Старухи Шапокляк

«Пожароопасные предметы»

Дано 12 картинок. Нужно выбрать и на мольберте оставить только картинки с «пожароопасными предметами», неосторожное обращение с которыми, может привести к пожару.

Итог:

Ребята, наше соревнование подошло к концу.  Вы сегодня проявили смекалку, находчивость, сообразительность. Показали, как вы дружно работаете в команде.

Пока жюри подводит итоги, скажите:

- Понравилось ли вам соревнование?

- Какие задания были самые легкие?

- Какие трудности встречались?

Для подведения итогов Турнира знатоков слово предоставляется жюри.

Ребята, вам снова письмо. (На видео звучат аплодисменты и появляется сундук).  Находят в группе сундук, а там сладкие призы.

Награждение команд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины для детей подготовительной группы "Турнир знатоков"

Здравствуйте! Помещаемый мной материал можно использовать в викторине,в КВН,конкурсе проводимых как в одной группе подготовительного возраста, так и между детьми того же возраста,но разных групп. След...

Презентация.Турнир знатоков сказок А.С.Пушкина

Данная презентация создана для проведения увлекательной викторины по сказкам А.С.Пушкина в ходе работы театрального кружка.Викторина является заключительным этапом в работе по изучению творчества А.С....

"Турнир знатоков русского языка"

Образовательная область "Коммуникация".Конспект НОД. Тема. "Турнир знатоков русского языка"....

Конспект НОД в подготовительной группе "Межпланетарный турнир "Знатоки космоса"

Задачи:1.Закрепить и расширить знания детей о космосе, солнечной системе, планетах, созвездиях, космонавтах.2.Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству.3.Воспитыв...

Турнир знатоков правил дорожного движения

Правила дорожного движения и культура поведения на дорогах. Взрослые и дети должны не только знать правила, но и строго их соблюдать и выполнять....

Турнир знатоков по ПДД

Сценарий развлечения по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста....

Турнир "Знатоки родной речи"

Турнир "Знатоки родной речи"...