Программа по ознакомлению детей 4-5 лет с профессиями
рабочая программа (средняя группа)

Полуэктова Екатерина Алексеевна

Программа по ознакомлению детей 4-5 лет с профессиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_professiyam.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования г. Москвы

государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №657 дошкольное отделение 4

                                                              Составила: педагог Полуэктова Е.А.

г. Москва 2022

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО

РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пояснительная записка

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

  1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ  

ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ

Цель и задачи программы

Цель:  формирование представлений детей о мире профессий на основе создания максимально разнообразных впечатлений в условиях игровой деятельности дошкольников.

Задачи программы: 

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

- научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

         - воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; 

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.

Задачи работы: 

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

  1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

2.3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением).

2.4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

2.5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

2.6. Принцип рефлективности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях,         своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий.

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе дети 4-5 лет должны:

- повысить уровень знаний о мире профессий;

- сформировать первые профессиональные предпочтения;

- получить ориентиры на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

- узнавать и называть профессию и место работы родителей;

- владеть обобщающим понятием «профессия»;

- обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки;

- задумаются, о том, кем они будут, когда вырастут.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте 4-5 лет, рассчитана на поэтапное освоение материала. Режим занятий: 1 раза в  две недели, время занятия 20 минут, всего 18 занятий в год.  

Месяц

Профессия

Кол-во занятий

Сентябрь

Вводная беседа

1

Воспитатель

1

Октябрь

Учитель

1

Библиотекарь

1

Ноябрь

Продавец

1

Врач

1

Строитель

1

Декабрь

Артист

1

Художник

1

Январь

Музыкант

1

Февраль

Полицейский

1

Военный

1

Март

Модельер

1

Парикмахер

1

Апрель

Пожарный

1

Почтальон

1

Май

Беседа о профессиях родителей

1

Подведение итогов

1

ИТОГО

18

  1. Методы реализации программы

 Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы

Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций.

Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт    хозяйственно-бытового труда, организация экскурсий

Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации

  1. Планируемые результаты освоения образовательной

программы по профориентации

Ребенок знает и называет виды профессий, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

Список литературы:

1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

4.Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»)

5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой стимульный материал по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с профессией "Повар"

данный стимульный материал содержит методические разработки по ознакомлению детей с профессией "Повар"....

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

Планирование работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников.

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. Формы работы с детьми.Перспективный план ознакомления детей с железнодорожн...

Презентация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией спасателя МЧС. "Есть такая профессия - людей спасать".

Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя. Задачи:  Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель, о содержании работы сотрудников МЧС;знакоми...

Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного...

Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством

Ранняя       профессиональная       подготовка ребенка старшего дошкольного  возраста понимается нами как создание условий, способствую...