Педагогическое значение детской игры
статья (старшая группа)

Зарубежные, и отечественные педагоги отмечали огромное значение игры в развитии и воспитании ребенка. Игра – это и школа нравственности; это средство развития разных сторон личности; игра способствует развитию всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения. В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка  в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое значение детской игры.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования определяют среди ведущих форм работы с детьми игру. Педагоги дошкольных учреждений должны помнить о том значении, которое оказывает игра на развитие ребенка. Игра – важный вид деятельности, в котором ребенок развивается. В игре формируются психические процессы, личностные качества, от которых зависит успешность будущей учебной и трудовой деятельности. Исторически одной из целей игры является выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Игра, специфический процесс обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.

В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б.Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С.Выготского. Он говорил, о внутреннем родстве всех видов игр, о социальном происхождении  и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. Можно выделить несколько положений, которые внес Д.Б. Эльконин в психологию детской игры: основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношния взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности; выделение в игре реальных отношений детей сдруг с другом, являющихся практикой их коллективных действий [4].

Большой вклад в исследование игры внес Ж.Пиаже. По его мнению, ребенок живет одновременно в двух мирах – в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Борьба этих сфер есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, «вечно детского» с навязанным извне социальным, логическим, причинно обусловленным взрослым миром. Концепции З. Фрейда и Ж.Пиаже, несмотря на их принципиальные различия, имеют существенное сходство, которое заключается в изначальном антогонизме ребенка и общества.  Если для психоаналитиков ребенок бежит от тяжелой действительности в мир игры, то для Пиаже мир игры есть остатки еще не вытесненной взрослыми изначального собственного мира ребенка.

Зарубежные и отечественные педагоги, философы в своих трудах рассматривали игры и определяли  ее роль в воспитании и развитии ребенка. Например, Аристотель считал, что необходимо заниматься с детьми подходящими их возрасту играми. Педагог, теоретик,  И.Г. Песталоцци считал,  что детская игра- это «зеркало жизни». А римский педагог, Марк Фабий Квинтилиан большое место отводил игре, как средству обучения грамоте детей до школы. Игры детей известный чешский педагог  Я.А.Коменский считал таким видом их деятельности, который весьма важен не только для общего интеллектуального развития ребенка, но и для укрепления его физических сил. «Как по народной пословице: веселое  настроение  - половина здоровья…все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях» [1].

Создатель детского сада Ф. Фребель игру считал яром педагогики детского сада; «она суть почки всей будущей жизни ребенка». Он полагал, что  дети самовыражаются и учатся в играх. Широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, отмечая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики и мячи.

Огромное воспитательно-образовательное значение придавал играм детей отечественный педагог К.Д.Ушинский. Об игре он писал так : «Игра есть свободная деятельность дитяти…В ней формируются все стороны души человеческой , его ум, его сердце, его воля»  [2]. К.Д. Ушинский дал научное обоснование социальному характеру игры,отмечая, что дети в своих играх отражают события и явления окружающей действительности. Игра способствует развитию детского воображения. Великий педагог отметил и воспитательное значение игрушки. «Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом» [2].

Необходимо отметить вклад А.С.Макаренко, который рекомендовал взрослым обращать серьезное внимание на детские игры. Определяя значение игры в развитии детей, он подчеркивал, что в игре должно развиваться творчество ребенка; детей нужно приучать доводить начатое дело до конца, в соответствии с поставленной целью; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Он характеризовал ошибки взрослых при руководстве детскими играми:

- взрослый не интересуется игрой ребенка и не вникает в нее;

- взрослый вмешивается в процессе игры, все показывает и рассказывает;

- использование большого количества игрушек. Главное количество игрушек.

В советской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева. Позднее игре были посвящены работы Н.М. Аксариной, А.П. Усовой и др. Одно из  основных положений советской педагогической теории детской игры заключается в исторической, а не биологической природе игры. Такое понимание  природы игры нашло отражение в иследованиях советских психологов Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева,  Д.Б. Эльконина и др. Ученые считают, что детские игры закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых [3]. Е.И. Тихеева считала игру как одну из форм организации педагогического процесса и как средство воспитания. Ею разработана  система дидактических игр по развитию речи. Она подчеркивала двуплановость воздействия игры на ребенка. Игры доставляют детям много радости и удовольствия, отмечала она. В то же время игры являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. «На игры в детском саду должно  быть обращено огромное и притом продуманное внимание, - писала Тихеева, - игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души»  [5]. Особенную ценность представляют подвижные игры, проводимые на открытом воздухе.

Важное значение имеет отношение ребенка к игре. А.П. Усова подразделяла их на: реальные (когда дети договариваются) и ролевые (когда дети играют). Ею были определены ступени развития детской игры:

1 ступень. Игры рядом – характерна для детей младшего дошкольного возраста.

2 ступень. Первые игровые объединения – характерна для детей среднего возраста.

3 ступень.  Групповые игры – характерны для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре.

Таким образом, и зарубежные, и отечественные педагоги отмечали огромное значение игры в развитии и воспитании ребенка. Игра – это и школа нравственности; это средство развития разных сторон личности; игра способствует развитию всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения. В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка  в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"

Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение...

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.          ...

Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире.

Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире....

«Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребё

laquo;Играйте вместе с детьми»Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских ...