Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире.
консультация по художественной литературе на тему

Ивлева Юлия Алексеевна

Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_prirodovencheskoy_literatury.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Значение детской природовенческой литературы в расширении значений дошкольников о животном мире.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура  дошкольников – это осознанно правильное  отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие  разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая  является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

Одним из первых  писателей-природоведов для детей был В. В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме дает детям научные знания о природе. Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии.

Главный герой произведенийМ. Пришвина - умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно. В своих рассказах он учит беречь и охранять природу, а это значит охранять Родину.

 Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Рассказы Чарушина производят тем более сильное впечатление, что он сам их иллюстрирует.  

Тема произведений Н. Сладкова - жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа.

          В сказках В.Орловойиз серии «Сказки в картинках» дети получают знания и первые представления о взаимосвязях в природе, гармонии всего живого.

В стихах Л. Фадеевой «Окружающая среда» детям в доступной форме объясняется что такое «окружающая среда», открывается связь различных явлений.

В литературных произведениях Г.Снегирева из серии «Наши помощники» дети получают знания о лошади, осле, северном олене, верблюде, слоне, ламе, пони, буйволе, яке, собаке.

         Используя загадки, дети узнают о явлениях природы.

Чтение природоведческой литературы делает понятным, доступным, ясным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы, и знакомит  с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно.  С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, о необычных эпизодах взаимодействия человека и природы, уточнить и конкретизировать представления о предметах, явлениях. Чтение художественного произведения  развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность,  помогает осознать общую  экологическую картину мира. Природоведческая книга помогает воспитателю объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность дошкольникам осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.  Природоведческая литература,  рекомендованная для чтения детям,  служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Слушая и воспринимая книгу, ребенок  учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром».

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Первые элемен...

Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

Значение и влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста...

Использование моделирования в развитии представлений старших дошкольников о животном мире как средство подготовки к школе.

  Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования  занимались многие педагоги – Кондратьева, Маневцова, Белоусова Р.Ю. и т.д....