"Значение детской художественной литературы в развитии речи ребенка"
консультация (старшая группа)

Пащенко Ольга Николаевна
Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение детской художественной литературы в развитии речи ребенка»

https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/0/5/0/05045c34646e3052c21380a307540c61.jpeg

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

 

https://echo-ua.media/wp-content/uploads/2021/09/Copil-la-calculator_shutterstock.jpg

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников с раннего возраста

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника.

ФГОС   позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.

Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. 

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение

https://eduportal44.ru/BuyR/dsDelfin/SiteAssets/DocLib59/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%20%D0%BC%D0%BD%D0%B5/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C2.jpg

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг,    начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

 В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f78124f18c3c429518f798abfbd62308_l-5354608-images-thumbs&n=13

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...

"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...

"Значение художественной литературы в развитии речи детей"

В современных условиях все чаще наблюдается снижение интереса у детей к чтению художественной литературы. Именно в детском саду начинает складываться начитанность, ребенок должен прийти в школу с обши...

Консультация для воспитателей ДОУ по теме: "Роль детской художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста".

Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....

«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький)....

Консультация для родителей «Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

laquo;Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»...

Консультация «Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «… Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духо...