РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа)

Митякина Жанна Кайратовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_logich_myshlen.docx322.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста.

 Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
        Мышление -  это психический процесс, с помощью которого человек решает   поставленную задачу. Результатом   мышления является мысль, которая   выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой.  С помощью мышления   мы   получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач.

Полезным упражнением для развития мышления и для знакомства с признаками предметов могут стать загадки.

  • Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
  • Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
  • Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
  • Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
  • Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.

Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот»: большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…

Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).

Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.

Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.  В магазине спрашивайте его – что дешевле, а   что дороже, почему у большой   упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности   весового и упакованного товара.  В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.  На почте расскажите о правилах наполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если   вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома. На прогулке говорите   о   погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и   другие временные параметры, на которых базируется логика. Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди. Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые. Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...