Мастер -класс
методическая разработка (младшая группа)

«Использование активных форм работы с семьей по трудовому воспитанию младших дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 города Кузнецка

Мастер - класс для педагогов на семинаре – практикуме в ДОО: «Использование активных форм работы с семьей по трудовому воспитанию младших дошкольников»                

Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка

Баринова О.А.

Кузнецк     2022г.

Работа по воспитанию к труду младших дошкольников не может быть успешной без помощи родителей.

В начале года мы в своей группе провели опрос- анкетирование и выявили, что уровень трудового воспитания детей в семье очень низкий.

Некоторые родители, понимают, что ребёнок дошкольного возраста должен посильно трудиться, но не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическими, как с возрастом должны изменяться эти обязанности.

А ведь в семье имеются все благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребёнка, ощутимость для ребёнка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. Ведь ребёнок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками. А совместный труд с родителями доставляет ребёнку особую радость.

Участие в хозяйственно бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребёнок слышит рассказы родителей о своём труде, о труде других людей. Это расширяет представления ребёнка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Родители моих воспитанников склонны занижать их возможности. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой обучения. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания в детском саду. Поэтому мы составили перспективный план ран работы с родителями по вопросам трудового воспитания. В этот план мы включили следующие мероприятия:

  • Были проведены родительские собрания на тему: «Труд малыша в семье», «Как привить детям желание трудиться?», «Каждой вещи – своё место».
  • Проводили беседы на темы: «Какие обязанности есть у вашего ребёнка дома?», «Вместе трудимся на даче».
  • Проводили консультации на темы: «Не надо недооценивать ваших детей», «Учим, детей правильно трудиться», «Труд – серьёзная форма воспитания детей».
  • На совместных встречах мы разыгрывали и решали проблемные ситуации, обменивались опытом: «Как вы поступите, если ваш ребёнок разбил вашу любимую вазу», «Ваш ребёнок отказывается убирать игрушки, что вы предпримете?».
  • На семинаре практикуме на тему: «Как вырастить маленьких помощников», мы обсуждали с родителями проблемные ситуации, анализировали трудовые навыки детей, вспоминали пословицы о труде, учились изготавливать игрушки из простейших подручных материалов.
  • Проводили совместные акции с родителями и детьми. Например: собери мусор рядом со своим домом. А из каких-то вещей (это могут быть пластиковые бутылки, пластиковые баночки), изготовить вместе с детьми какую-то поделку, игрушку или кормушку для птиц. Т.е. взрослые, совместно с детьми превращают бросовый материал в полезный предмет.
  • С большим увлечением родители принимали участие в выставках на темы: «Чудеса из ненужных вещей», «Мамины руки не знают скуки», «Сделай сказку из природного материала».
  • Во время проведения дней открытых дверей дети испытывали чувство радости и гордости, когда папа, например: изготавливал полочку для детского сада; мама шила наряды для кукол.
  • Родителям был показан коллективный труд детей в уборке группы.

Мы предложили такую игровую ситуацию:

- Ну, теперь за дело дружно

  Убирать игрушки нужно.

  Убирать и не ломать,

  Завтра будем вновь играть.

- Исходя из конкретных ситуаций, я использовала следующие методические приёмы:

- А чья это доченька плачет на полу (я обращала внимание девочки, на куклу, лежащую на полу).

- Она плачет, говорит, подними меня, мамочка, положи в кроватку.

Или предлагала такую игровую ситуацию на рассыпанную повсюду мозаику.

- Ой, как много ягод растет на полянке! Давайте собирать. Вот вам, мальчики по корзинке ну-ка, кто больше ягод наберет? Т.е мы превратили уборку игрушек не в скучное занятие, а в увлекательную игру. А родители увидели, какими трудовыми навыками владеют их дети.

  • Была проведена акция, сделай наш детский сад красивым, где родители принимали участие по благоустройству нашего участка.

Такие активные формы работы, которые мы спланировали и провели дали положительные результаты:

- родители стали активными участниками в жизни детского сада;

- начали проявлять искреннюю заинтересованность, появилось желание поделиться знанием, опытом  семейного воспитания;

- стали результативно использовать разнообразные формы полезной деятельности в трудовом воспитании детей.

ФРАГМЕНТ ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКИХ ПОМОЩНИКОВ»

 Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как прививать детям младшего дошкольного возраста трудовые навыки. Прав был замечательный педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать». Ведь не зря издревле русский народ слагал пословицы и поговорки о труде, которые затем переходили из поколение в поколение. Ну, например, пословицы, которые мы очень часто используем «Кончил дело – гуляй смело. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

- А кто из вас еще знает пословицы и поговорки о труде?

 Ответы родителей

- А сейчас я предлагаю обсудить некоторые проблемы трудового воспитания детей в семье.

- Я вам приготовила несколько вопросов, связанных с трудовым воспитанием, внимательно их прочитайте и выскажите свое мнение.

Вопросы:

1. Какие обязанности есть у ребенка в вашей семье?

2.  Какими орудиями труда вы разрешаете пользоваться вашему ребенку дома?

3.  Ребенок рисует на стенах, предметах мебели, подоконнике. Как вы поступите в данной ситуации?

4.  Есть мнение, что детей 3-5 лет еще рано привлекать к трудовой деятельности, они только испортят посуду, мебель и т.д.. Какова ваша точка зрения на данную проблему?

5. Как вы привлекаете своего ребенка к труду?

6. Как вы думаете, для чего детям необходимо прививать навыки трудолюбия?

7. Представьте себе такую ситуацию: ребенок, помогая вам в уборке квартиры, разбил вашу любимую вазу. Как вы поступите в данной ситуации?

Итак, меня порадовали ваши предложения из опыта семейного воспитания. Думаю, многие из вас пополнили свою копилку педагогических знаний, которая поможет вам воспитывать малышей трудолюбивыми. Хочу сказать, что дети 4-5 лет  уже очень многое умеют делать самостоятельно. Трудовым умениям и навыкам мы их учим в детском саду, но эта работы не может быть успешной без вашей помощи.

 Я предлагаю вам небольшой опросник. Здесь указаны практические трудовые умения и навыки, которые дети могут самостоятельно выполнять в этом возрасте. Прочитайте их, пожалуйста, выберите те действия, которые ваш ребенок  уже может выполнять сам, без помощи родителей и обведите их в кружочек.

Ребенок умеет:

1. Самостоятельно мыть руки и насухо вытирать их.

2. Аккуратно есть, не проливая жидкую пищу на себя и на пол.

3.  Пользоваться салфеткой

4.  Одеваться и раздеваться в определенной последовательности

5.  Застегивать и расстегивать пуговицы.

6.  Аккуратно вешать на стул, в детский шкаф предметы одежды

7. Убирать игрушки на место

8.  Вытирать пыль на полках для игрушек

9.  Накрывать на стол: раскладывать ложки, вилки, расставлять блюдца и чашки, салфетки, убирать посуду.

10. Поливать комнатные растения, грядки на огороде детской лейкой

11. Кормить рыб, наливать воду и класть корм в кормушку для птиц

12.  Выбрасывать мусор в мусорницу, поддерживать чистоту в комнате.

13.  Выполнять поручение взрослых: принести ту или иную вещь, помочь в уборке дома, оказать помощь в одевании младшего ребенка.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. То, что вы не обвели кружком, дети самостоятельно выполнять не могут и над этим нам нужно вместе поработать.

Сейчас вы могли увидеть, как много разных трудовых действий могут выполнять ваши дети и наша с вами задача их этому научить.

Итак, уважаемые родители, я вас призываю активно сотрудничать с детским садом по различным вопросам трудового воспитания младших дошкольников и предлагаю памятку, которая поможет вам воспитывать трудолюбие у ваших детей.

Пословицы о труде:

  •  Труд кормит человека, а лень портит.
  •  Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
  •  Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  •  Пролениться – и хлеба лишиться.
  •  Терпение и труд всё перетрут.
  •  Умелые руки не знают скуки.
  •  Работе время, а потехе час.
  •  Судят не по словам, а по делам.
  •  Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  •  Что делано наспех, то сделано насмех.
  •  Дело мастера боится.
  •  Было бы терпенье – будет и уменье.

Памятки для родителей

КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКИХ ПОМОЩНИКОВ

Уважаемые родители! Для того, чтобы сформировать у детей 4-5 лет желание трудиться, необходимо соблюдать такие педагогические правила, как:

  • Трудовые обязанности должны быть посильными, инструменты соответствовать своим размером весу и силам ребенка.
  •  Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребенка со стороны окружающих его в семье взрослых.
  • Доступно разъясняйте детям смысл работы и ее значение для членов семьи.
  • Добивайтесь, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца.
  • Определите для ребенка его трудовые обязанности в семье.
  •  Повышайте значимость ребенка в его собственных глазах и в глазах окружающих: «Как хорошо ты мне сегодня помогал. Без тебя мне трудно было бы справиться »
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Не спешите со своей помощью к ребенку, оберегая его от малейших усилий.

КАКИЕ ВИДЫ ТРУДА ДЕТЕЙ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

         Уважаемые родители! В для развития  у детей    интереса к трудовой деятельности в семье используйте такие виды труда, как:

  • Самообслуживание: одевание, расстегивание и застегивание пуговиц, раздевание, уборка игрушек, уход за своей одеждой и обувью, гигиенические процедуры (умывание, использование расчески, чистка зубов, поддержание в чистоте рук и лица), содержание одежды в опрятном состоянии.
  • Хозяйственно – бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, вытирание пыли, уборка мусора, сервировка стола, уборка посуды после еды, мытье игрушек, стирка кукольного белья.
  • Труд в природе: уход за комнатными растениями и посадками на огороде (полив и опрыскивание листьев), сбор фруктов и овощей, кормление рыбок и декоративных птиц, оказание посильной помощи взрослым в выполнении посадочных и уборочных работ на приусадебных участках.
  • Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, природного материала, ремонт книг, игрушек.

Рекомендации по трудовому воспитанию детей:

  • Подключайте ребёнка к своему труду, подавайте пример добросовестного отношения к делу, помогайте советом или делом в случае затруднения (но не делайте работу за него!)
  • Пробуждайте у детей инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивайте на самостоятельное принятие решения ).
  • Читайте детям  художественные произведения, посвящённые людям труда.
  • Оценивайте труд  детей ( но не перехваливайте! ).
  • Оценивайте результат труда и отношение к делу, но не самого ребёнка (хороший он или плохой ).
  • Организовывайте совместную работу со старшими и младшими членами семьи.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать трудом: ты забыл, не выполнил порученного дела – вот тебе дополнительное ! Этим мы лишь отвратим ребёнка от желания участвовать  в общем труде.

                                             Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...