Творческий опыт работы
методическая разработка (младшая, средняя группа)

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_opyt_raboty.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 города Кузнецка

Творческий отчет по проблеме на городском методическом объединении для воспитателей групп

младшего дошкольного возраста

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка

Баринова О.А.

Кузнецк     2022г.

1

С ранних лет следует воспитывать положительное отношение к труду и

трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде, привлекать детей к носильному труду.

Какое же значение оказывает труд на развитие ребенка?

    1. У ребенка формируются практические умения.

В процессе трудовой деятельности у ребенка развивается мелкая моторика рук, ребенок овладевает умением пользоваться орудием труда (полить комнатные растения, огород, подмести дорожку на участке, собрать мусор в ведерки, расчистить участок от снега и т. д.)

Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.

А разнообразные движения в процессе труда, развивают различные группы мышц.

    2. У ребенка формируются нравственные качества.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам затрачивая умения в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей. Посильно участвуя в домашнем труде, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях, сестрах, стремиться быть полезным окружающим.

    3. У ребенка формируются познавательные способности.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомиться со свойствами предметов, материалов. Ребенок через труд знакомиться с окружающим миром.

При осуществлении образовательной работы по трудовому воспитанию  мы столкнулись с проблемой планомерности, систематичности, все хотелось охватить, но времени для этого не хватало. Нарушалась последовательность перехода от простого к сложному.

    Содержание трудовой  деятельности в старшем дошкольном возрасте включает в себя:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно – бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Планирование перспективного плана по трудовому воспитанию происходило с учетом следующих принципов:

  1. с учетом программных требований
  2. систематичности
  3. постепенности
  4. с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2

         Его я представляю вашему вниманию…

   Перспективный план мы распределили на весь месяц и представили в виде    таблицы. Это сделано для удобства распределения обязанностей по трудовому воспитанию.

Детей мы распределили на 4 подгруппы.

В этой таблице имеются условные обозначения и обозначена работа с каждой подгруппой в месяц. Направляя трудовую деятельность ребенка, мы определяем для него конкретную цель(Например: собрать с участка листья, подмести дорожку, помочь помыть и расставить игрушки в групповой комнате). Если ребенку цель близка, понятна по смыслу, он охотно ее принимает и с помощью взрослого добивается результата. Для детей старшего дошкольного возраста значение труда выступает прежде всего в оценке, данной взрослым и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду. Приступая к работе, воспитанники группы  руководствуются стремлением выполнить ее лучше, быстрее. Ребенка захватывает сам процесс труда (мытье игрушек, подклеивание коробки книги, стирка кукольного белья. Очень важно создавать условия, которые помогут сделать трудовой процесс для ребенка привлекательным.

Для этого мы определили такие эффективные формы работы как: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса, художественное слово.

  Потребность ребенка в игре в игре мы использовали с целью повышения интереса к труду.

В вашей практике коллеги, я думаю случались такие ситуации, когда дети отказывались убирать за собой игрушки. Давайте поговорим о том, как вы находите выход из этой ситуации. Предлагайте свои варианты.

  Я нашла следующий выход: предложила бы ребенку убрать игрушки. Наполнила ему, что, скажем, завтра мишка собирается в гости к кукле Кате, поэтому нужно все убрать, чтобы было красиво. Очень важно использовать игровой прием, а не строгое речевое воздействие.

Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые  пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым. Для этого мы использовали дидактические и ролевые игры, игровые упражнения.

Например, навыки раздевания и одевания закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают и одевают укладывают спать.

Для упражнения детей в застегивании расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используем пособия: « пальто» и с петлями и пуговицами, «сапоги» с отверстиями для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей. Ребенок совершая нужные действия, овладевает навыками, расстегивания, шнурования. Эффективной формой организации трудового обучения являются дидактические игры, типа: «Танечка проснулась», «Угостим Таню чаем», «Пойдем с Таней гулять», «Научим куклу убирать игрушки» и др.

3

             Мы использовали такую игру – занятие «Как игрушки убежали от Коли».

Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч,  мишка убежали от мальчика. Дети могут в ходе развития сюжета помочь Коле навести порядок в игрушках. Детей можно спросить, что нужно делать, чтобы игрушки не покидали ребят, почему они убежали от мальчика. Все это воспитывает у детей нравственное отношение к хозяйственно бытовому труду, интерес к нему.

Содержание таких игр – занятий непременно должно быть направленно на то, чтобы формировать трудовые навыки, хотя на ряду с этим мы решали другие воспитательно - образовательные задачи, например, нравственного, умственного развития ребенка.

В младшей и средней группе особенно важно  замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым.

Например: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

Здесь мы не могли обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью нам удавалось не только оценить результаты работы  детей, но и закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание.

Хорошо зарекомендовал себя и такой методический прием, как детальный показ выполнения каждого конкретного действия, сопровождаемый объяснением. В начале дается подробное объяснение. Позднее, при включении в аналогичную деятельность взрослый полностью отказывается от показа, использует такие приемы, как напоминание, а иногда обращается к контролю и оценке действия.

Для того, чтобы упражнять детей в соблюдении  порядка действий мы использовали карточки, на которых изображена последовательность одевания, раздевания, посадка растений, и т.д. (показ пособий).

Опора на наглядность в игре помогает ребенку справиться с реальной работой, т. е. помочь няне накрыть на стол, правильно одеться на прогулку. Кроме того, опора на наглядность позволяет ребенку учиться самому проверять и отмечать, что уже сделано и что еще надо выполнить.

Эффективным средством, поддерживающим интерес дошкольников к трудовому процессу, является сообщение об их успехах. Акцентируя внимание на успехах отдельных детей, взрослый побуждает и остальных к подобным действиям.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п), а также различные действия медицинских работников.

В младшем возрасте расширяются представления о природе. Мы прививаем детям трудовые навыки по уходу за растениями и  животными. С помощью взрослого дети подкармливают рыб, птиц, поливают комнатные  растения, вытирают крупные листья.

4

Уход  за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель это делает сам, но непременно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям; дает поглядеть, как льется вода из лейки, как она вливается в землю, некоторые дети могут и незначительно помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воду, вытереть широкий лист увлажненной тряпочкой и т. д.  В процессе трудовых действий в уголке природы мы развиваем не только трудовые навыки, но и познавательные способности: объясняем детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, мы прежде всего привлекали внимание детей к растениям уголка, к посильной помощи, к наблюдению, используя для того различные приемы; дать погладить листья растений, понюхать, полюбоваться цветами герани и фуксии, вспомнить, как именуется данное растение;

Следует помнить всегда, что пример взрослых является основным условием воспитания у детей энтузиазма и бережного отношения к природе. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Труд детей должен быть посильным. Ребенок должен сам выбирать, что он хочет сделать и какие орудия труда ему понадобятся.

Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, ухаживать за растениями и животными, формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих действиях, силах; желание и умение преодолевать препятствия.

Например: с целью научить детей замечать беспорядок и без напоминания исправлять его. Мы провели такую игру – занятие.

  * Начали мы с сюрпризного момента

  «Вбегает зайчик и говорит:

- Ой, еле к вам добрался. А знаете ребята, кто меня прислал? Фея чистоты растений; проверить содержите ли вы в уголке природы чистоту. Сколько детских садов обошел, везде все чисто. И сейчас у вас  проверю.

Здесь мы обнаруживаем вместе с детьми пыль на листьях. И решили мы все вместе протереть растения, чтобы не было стыдно перед феей. Дети все дружно принялись за работу, каждый выбрал для себя орудие труда. Все дети справились».

     Необходимо обращать внимание на помощь товарищу.

Например: « Катя выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе» или « Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука».

  В своей работе мы использовали и такие приемы:

1) взаимодействие со сказочным персонажем. С его помощью можно подсказать, помочь, поиграть вместе, брать пример

2) словесные приемы: рассказ из личного опыта, сказка познавательного содержания.

Например: «Мальчик Петя никогда не мыл игрушки», «Фея чистоты» и т. п.

5

3) игровые приемы: занятия – игры, игровые упражнения, игры – путаницы, игры – путешествия,  дидактические игры.

Например: «Путешествие в страну чистоты, и сервировка стола», «Помогите Мите собрать сухие листья в корзину»

4)  игровые проблемные ситуации (примеры воспитателей)

  5) Наглядные приемы: картинки, видеоматериалы.

6) Использование театра:

Спектакль в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности.

7) Художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы.

Например: «Маша – растеряша» Л. Воронковой вызовет желание у детей убирать на свои места вещи и игрушки, «Девочка чумазая» - стихотворение, которое поможет детям обратить внимание на то, что необходимо следить за чистотой тела и одежды.

Также используем словесные игры – шутки:

Например: «Люда, Людочка, Людок,

                    Разве ты нам не дружок?

                    Ты забыла нас полить,

                    Землю нежно разрыхлить,

                    Запыленные листы

                    Протереть забыла ты …

                    Как нам зеленеть, расти,

                    Как нам дружно зацвести?

7) Практические действия:

Самостоятельные действия со столовыми и чайными принадлежностями, изготовление рисунков, разбор проблемных ситуаций с игрушками:

Например: « Зайчик пригласил ежика в гости – помочь накрыть стол, что по дороге упал, давайте ему поможем снова стать чистым».

8) Наблюдения. (Например: за работой няни, дворника и т. д.)

Хочу сказать, что четкое планирование работы по трудовому воспитанию, использование игровых приемов, технологии выбора принесли свои результаты.

-  У многих воспитанников повысился интерес к труду.

-  Сформировались навыки совместной деятельности, практические умения и навыки в разных видах трудовой деятельности.

-   Раскрылись склонности, умения и стремления каждого ребенка.

-   Укрепились тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество.

Посильный труд, связанный с игрой – это та деятельность дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности дошкольника в процессе воспитания неизмеримо увеличивает самоценность периода дошкольного детства, а так же уровень подготовленности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»

Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей  детей  средствами пластилинографии.   Вариативная часть ООП нашего...

Опыт работы "Природа и творчество. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального ф...