Педагогическая направленность фольклора в системе развития музыкальности ребенка дошкольного возраста.
статья

Гущина Виктория Владимировна

Народное поэтическое творчество или фольклор – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Деятели передовой педагогической науки отвели ему почетное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая направленность фольклора в системе развития музыкальности ребенка дошкольного возраста.

Народное поэтическое творчество или фольклор – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Деятели передовой педагогической науки отвели ему почетное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания.

Культуру России невозможно себе представить без народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Нужно предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Говоря о воспитательной направленности народного творчества, следует отметить, что в народе не выбирали какую-либо составляющую воспитательного процесса. Физическое, трудовое, творческое, нравственное воспитание было комплексным, охватывало все стороны развития личности.

Отражением коллективного разума, накопленного воспитательного опыта явился фольклор, в котором задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выбрана система воспитания подрастающего поколения.

Близостью народного искусства детскому возрасту, огромной эмоциональной силой и выразительностью образов определяется важное место произведений фольклора в обучении детей.

В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. Фольклор всегда имел ярко выраженную дидактическую направленность. Он «обслуживал» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен бытуют в народе колыбельные, детские пестпотешки. Детям постарше интересны забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки, прибаутки, традиционные народные игры («Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» и др.).

Произведения, созданные специально для детей и составляющие особую область народного знания, называемую «детский фольклор», по мнению исследователя Г. С. Виноградова заботятся о нравственном, умственном, физическом воспитании ребенка.

По силе воздействия на чувства и воображение детей фольклорные произведения занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений составляет основу произведений народного творчества для детей. Достоянием ребенка стала вся фольклорная классика: перешедшие к детям народные сказки, загадки, песни, былины, пословицы. Фольклор дает детям важные и простые понятия о жизни, людях, отражает то, что затрагивает всех и каждого человека, его взаимоотношения с природой, обществом.

Знакомясь с народной музыкой, слушая произведения устного народного творчества, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, обогащая собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и др. По мнению педагогов, обращение к народному искусству способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения. Произведениями народного творчества обладают большими потенциальными возможностями развития интеллекта ребенка. Такие мыслительные операции, как анализ, выделение характерных особенностей, сравнение, сопоставление, выделение сходства и различий, обобщение лежат в основе процесса познания произведений искусства, знакомства с особенностями народной музыки, спецификой ее музыкального языка.

Занятия творчеством на основе народного искусства способствуют удовлетворению потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

Говоря о ценности народного искусства и воспитании детей, педагогики особенно отмечают его терапевтический эффект. Доступность народного искусство для воспроизведения в самостоятельной деятельности, способствует появлению у ребенка чувства удовлетворения, радости, что несомненно сказывается на его эмоциональном благополучии. Жизнеутверждающая основа, яркость образов и красок народного творчества вызывает у детей хорошее настроение: радует юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хоровод. Благодаря этому обеспечивается психологическая разгрузка, исчезают страх, тревожность, угнетенное состояние.

Одним из любимых жанров произведений устного народного творчества является сказка. В русской сказке, в ее содержании заключено богатое воспитательное значение, а также насыщенная художественная речь, языковые средства выразительности (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и т.д.), например: красна девица, ясный сокол, конь – волчья сыть, встань передо мной, как лист перед травой и т. п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Сказка, по мнению А. В, Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого» [Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. Дошкольное воспитание,1948, № 9, С.34-41].

В сказках содержатся правила вежливого общения, уважительного, вежливого обращения со взрослыми, высказывания, просьбы («поклонился в пояс», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).

Существуют сказки, содержащие песни и стихи, исполняющиеся с ярко выраженной мелодической декламацией. В действительности сказки с песнями и стихами встречаются довольно редко. В таких сказках наиболее сильно ощущаются отголоски скоморошьей поэзии и запечатлены образы скоморохов, а тексты изобилуют ритмической речью, игрой слов и каламбурными словосочетаниями.

Русским народным сказкам свойственна ритмическая речь. Рифмованное произведение с прослеживающимся определенным стихотворным размером точнее и лучше сохраняется в памяти исполнителей, чем произведение прозаическое. В ритмизированной сказке органично появление песен, оно как бы подготавливается текстом, в котором песни не выпадают из общего стиля. В текстах таких сказок встречаются элементы, свойственные песенным жанрам (междометия, повторы, ритм).

По своим структурным, ладовым, ритмическим особенностям сказочные песни ничем не отличаются от обычных песен взрослого и детского фольклора. В бытовых сказках и анекдотах исполняются игровые и плясовые песни, в сказках, приуроченных к свадебной игре, исполняются свадебные песни, в детских сказках о животных – песни, близкие к произведениям детского фольклора и т. п.   (Приложение)

Большую роль в воспитании детей играют народные игры. Народные игры – это часть национальной культуры и естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Играя, ребенок знакомится с образом жизни предков, их бытом, трудом. Через игру он приобщается к национальным устоям, представлениям о чести, смелости, желании обладать силой и ловкостью, учится проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю, выдумку. В народных играх сочетается радость движений с духовным обогащением. Народные игры сохраняют художественную прелесть прошлого, являются неповторимым фольклором. В играх используются скороговорки, зазывалки, жеребьевки, забавные попевки, загадки. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Игра развивает такие важные качества как внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, активизируют работу мысли, способствует расширению кругозора.

Наибольшее значение в развитии личности ребенка играют такие жанры фольклора, которые специально созданы для детей: народные песни, пестушки, потешки, колыбельные песни. В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и, прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым значимым богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью.

В потешках, песенках, - справедливо замечает Л. Н. Павлова, - отражена сущность дошкольного возраста: видеть мир таким, каким он предстает перед взором ребенка – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. [Павлова Л. Н. с.43-49].

Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки, потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают.  В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуется в собственной жизни. Народные песенки, потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий.

Музыкальный фольклор способствуют эстетическому развитию ребенка. Особые интонации, ритмичность, которая создается за счет использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний – наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей.

Вся фольклорная информация, которую получают дети от взрослых в детстве: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки с напевами, - важна для развития у них музыкальных способностей и формирования творческих навыков. Именно с самого раннего возраста закладывается фундамент музыкальной культуры человека. Каждый услышанный ребенком звук, попевка не проходят мимо его слуха и запоминаются.

Ученые полагают, что звуковая информация, полученная в раннем детстве, будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании ребенка.

Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании и развитии ребенка. При этом причисляемые к фольклору словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства в той или иной степени могут служить формированию музыкальности ребенка.

В формировании музыкальности ребенка огромную роль играет такая форма народного творчества, как колыбельная песня.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира.

Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие. Этому способствует, прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создается благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывается и тем, что напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует, внимание к себе со стороны взрослого.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников.

Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласным звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концертировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка, подростка, взрослого человека.

Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие ее музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения, в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте (в детском саду и семье) возможно, самое разное использование песни – от ее разучивания и исполнения до анализа содержания, музыки и настроения.

Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям: в произведения фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы песни.

Отбор детских песен и их разучивание должны осуществляться с учетом целей и задач музыкального воспитания. Песня должна дать ребенку некоторый объем знаний о мире, представление о мелодии, ритмике, этическом содержании, заключенном в ней. Она должна способствовать воспитанию взаимоотношений детей и отношений их со взрослыми, учить их доброте и любви к ближнему.

Очень важным при обучении детей является наличие в репертуаре большого количества детских песен. Именно произведения детского музыкального фольклора развивает голос, укрепляют и тренируют голосовой аппарат, вырабатывают хорошее дыхание, свободное и легкое извлечение звука, развивают музыкальную память и слух, делают пение естественным и непринужденным. Роль взрослого, связь ребенка с миром взрослых при этом увеличивается с возрастом ребенка в плане как физическом, так и интеллектуальном. Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, но и от степени музыкальности его окружения, в котором проводит ребенка, но и от степени музыкальности его окружения, в котором проводит ребенок первые годы. «Раннее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням при адекватных природных, наследственных предпосылках, более всего создают талант, выдающуюся творческую личность» [Науменко Г. И. Фольклорная азбука – М.: Изд. Центр «Академия»,1996 c.17].

Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Простота народной детской песни дает возможность воспитателю организовать работу с родителями непосредственно и опосредованно (через детей) по ее изучению и использованию в воспитательных целях. Детская песня должна звучать в семье постоянно, особенно на традиционных детских семейных праздниках.

В фольклоре известен также один из традиционных жанров детского музыкального творчества – инструментальные наигрыши и сигналы, которые могут быть широко использованы в работе с детьми для развития у них художественно-творческих способностей. Полезно интонирование детьми мелодий разучиваемых песен на свистульках и дудочках, так как это помогает более быстрому запоминанию и более точному воспроизведению уже голосом мелодической линии произведения, укрепляет дыхание.

Инструментальная музыка может широко включаться в игры и хороводы, в пляски, в разыгрываемые обрядовые действа. Встречается как импровизационное музицирование, так и музыкальное копирование традиционных песенных образцов произведений детского фольклора. Основная функция и назначение инструментальной музыки лежит в игровой и развлекательной практике и может быть активно использована взрослым в работе с детьми. Дети со своими музыкальными наигрышами сами являются участниками творческого процесса создания звучащего мира музыки, что несомненно, поможет в дальнейшем подготовить их к восприятию других музыкальных жанров, более сложных для понимания и исполнения.

Представление о воспитании как едином процессе формирования личности доказывается любым из жанров фольклора. Произведения народного творчества проповедуют высокие нравственные идеалы, поэтизируют красоту природы, в них воспевается сила и здоровье. Материал, на котором основано народное творчество несет неоценимое воспитательное значение для подрастающего поколения, становится специфическим средством освоения жизни, направленным на развитие не только музыкальных, творческих и других способностей ребенка, но и на всестороннее гармоническое развитие личности.

Библиография:

  1. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
  2. Бабич О. М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников//Психолог в детском саду. – 2004. - №3. – с. 33-51.
  3. Байтуганов В. И. Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании//Музыкальный руководитель. – 2006. - №4. – с.22-32.
  4. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
  5. Буханов Е. А. Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста. Электронный ресурс. Режим доступа с. 20
  6. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. Дошкольное воспитание, 1948, № 9, с. 34 – 41.
  7. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
  8. Мельников М. Н.Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1987
  9. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. М., 2000.
  10. Метлов Н. А. Русская народная песня в детском саду//Дошкольное воспитание. – 2008. - №10. – с.3-11.
  11. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. – 224 с.
  12. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Рос.пед.агентство, 1997. – 209 с.
  13. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное творчество. – М.: Сов. композитор, 1988. – 192 с.
  14. Науменко Г. И. Фольклорная азбука – М.: Изд. Центр «Академия»,1996.

  1. Осторух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей//Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.
  2. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание, 1990,
  3. № 4,с.43-49
  4. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие/Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. Ч. 1. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 108 с.
  5. Русское народное творчество поэтическое творчество/Под ред. А. М. Новиковой. М. 1986.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. Наука, 2003. – 377 с.
  7. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания//Дошкольное воспитание. – 2001. - №11. – с.63-71.
  8. Тараданова И. О приоритетных направлениях государственной политики в области дошкольного образования//Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – с. 8-12.
  9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1972. – 121 с.
  10. Шпикалова Т. Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. Шуя, 1994, с.134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки и прочее.Основная масса произведений устного народного творчества возни...

Педагогическая направленность фольклора в системе развития музыкальности ребенка дошкольного возраста.

Педагогическая направленность фольклора в системе развития музыкальности ребенка дошкольного возраста....