Планирование занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей средней группы 4-5 лет
материал (средняя группа)

Гусева Екатерина Валерьевна

Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру педагога помочь, порадовать окружающих.  Учить понимать и различать ярко выраженные эмоциональные состояния, их проявления в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, страх, гнев, спокойствие, удивление). Развивать способность детей определять связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу.Это и есть основные формы реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta_4-5_let.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей средней группы 4-5 лет.

Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

 Основные формы реализации программы:

Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру педагога помочь, порадовать окружающих.  Учить понимать и различать ярко выраженные эмоциональные состояния, их проявления в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, страх, гнев, спокойствие, удивление). Развивать способность детей определять связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу.

Разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры.

элементы сказкотерапии , беседы для закрепления пройденного материала.

Дыхательная и пальчиковая гимнастика, ролевые игры.

Расширять представления об эмоциях и их внешних проявлениях (мимика, жесты) и внутренних состояниях.

Учить детей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.

Месяц

Название занятия

Цели и задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

Знакомство. Давайте дружить. Правила повеления в группе

Волшебные слова.

Восприятие и понимание эмоций (радость, грусть, гнев, удивление.)

Словарик эмоций.

Кто такой «Я». Мое имя.

Распознавание эмоций по мимическим признакам

«Наши эмоции».

«Поиграем вместе».

Моя семья.

Я и другие. «Мы так похожи».

«Правила общения».

Понимание ситуативно обусловленных эмоций.

Распознавание эмоций по действиям.

Понимание обмана.

«Где живут эмоции».

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

В гостях у сказки.

- познакомить детей друг с другом; - создать благоприятную атмосферу на занятии. - сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

-знакомство и выработка своих правил поведения в группе.

 Игра « Я люблю большего всего ... ».

- продолжить знакомство; - развитие навыков культурного общения; - создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала

- создание благоприятной атмосферы на занятии; - развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать у группы.

 

- привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; - обучить выражению радости и ее распознаванию. - привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; - обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. - развитие коммуникативных умений и навыков; - знакомство с эмоцией гнев; - привлечение внимания к эмоциональному миру человека. развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров; - привлечение внимания к эмоциональному миру человека; - обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

- привлечь внимание к эмоциональному миру человека; - обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг, спокойствие.

- научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста; - учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.

- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; - учить обращаться друг к другу по имени; - развивать эмпатию и навыки общения.

Упражнение «Зеркало».

Дети стоят в кругу. Педагог передаёт по кругу зеркало и предлагает каждому ребёнку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

- закрепление навыков распознавания эмоций по мимическим признакам радость, удивление, отвращение, страх, гнев.

-закрепить полученные знания об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»; развивать умение понимать свои чувства; продолжать развивать умение слушать собеседника, воображение, выразительности речи и движений.

Игра «Удивительные истории».

Педагог предлагает детям немного пофантазировать, то есть придумать продолжения для удивительных историй, которые он начнёт:

1. К нам пришёл слон ...

2. Мы оказались на другой планете …

3. Внезапно исчезли все взрослые ...

-развивать у детей коммуникативные навыки, внимание; умение работать с партнёром; способствовать сплочению детского коллектива; учить детей умению проигрывать; развивать эмпатию.

Игра «Я радуюсь, когда ... »

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребёнка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Оптимизация детско-родительских отношений.

 --развитие навыков снятия эмоционального напряжения. Беседа «Что такое семья?»; Упражнение «Ромашка». Упражнение «Назови ласково». Пальчиковая гимнастика.

- формирование навыков общения, доверия безопасности по отношению к другим людям

-формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека.

Подвижная игра «Не урони мяч».

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпустить мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать покружиться.

-развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей. 

Игра «Собери игрушки».

Перед началом игры педагог делит игровое поле с помощью верёвки или скакалки на две части. В каждой части находится одинаковое количество игрушек и ставит по одному ведёрку. Детям предлагается выбрать себе пару, взяться за руки. Педагог объясняет, что по его сигналу ребята должны с помощью свободных рук собрать все игрушки в ведро. Под весёлую музыку дети выполняют задание.

Педагог благодарит детей за помощь и предлагает им поиграть в его любимые игры.

-Научить детей распознаванию эмоций в ситуативном контексте и пониманию ситуативных причин базовых эмоций (радости, грусти, гнева и страха). Мимика человека и знание о ситуации, в которой он находится, являются основными признаками, по которым происходит распознавание эмоций других людей.

-развивать навык у детей уметь распознавать эмоции по действиям других людей. Легче всего понять, какую эмоцию испытывает другой человек, посмотрев на его лицо, но в обычной жизни мы не всегда можем разглядеть мимику другого человека и зачастую ориентируемся при распознавании его эмоционального состояния на другие невербальные сигналы — на действия людей.

-продолжать развивать навыки у детей распознавать различные виды обмана, а также различать ложные и правдивые намерения людей. Распознавание обмана и успешность его реализации являются одними из ключевых вех в социальном развитии детей. Только понимая различия между собственными знаниями, эмоциями, мнениями – и знаниями, эмоциями, мнениями других людей – люди могут манипулировать поведением других людей, влияя на их ментальные состояния, заставляя других людей поверить в то, что на самом деле не является правдой.

-«Домики эмоций». Рассказать детям, что эмоций много, что они проявляются в теле и на лице. Эмоции разных цветов, все они связанны с людьми и играют в их жизни важные роли. Игра «Раскрась домик» 

- формировать у детей представление о хороших и плохих поступках; - учить детей правильно оценивать собственное поведение и поведение других; - воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость и умение сопереживать и сочувствовать другим людям.

- развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность; - закрепить знание содержания сказок; - развить творческое мышление.

закрепить полученные знания об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость»; развивать умение понимать свои чувства; продолжать развивать умение слушать собеседника, воображение, выразительности речи и движений.

Игра «Придумай сказку».

После повторения эмоций детям предлагается придумать совместную сказку

Литература

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Ганичева И.В. Телестно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2004.

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002.

4. Зенкевич - Евстигнеева Т.Г. Путь к волшебству. -СПб.: Златоуст, 1993.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. - Санкт-Петербург, 2004.

6. Клюева Н.В., Филлипова Ю.В. Общение детей 4-6 лет. - Ярославль, 2001.

7. Колодяжная ТЛ. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Изд-во «Учитель», 2002.

8. Крюкова С.В., Слободянник Н.Л. - М.; 1999.

9. Кряжева Н.Л, Мир детских эмоций детей 4-7лет. - Ярославль, 2000.

10. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СанктПетербург, 2007.

8. Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 176 с.

9. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ/ Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – М.: АРКТИ, 2009. – 80 с. (Растем здоровыми).

10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., ил.

11. Руководство по проведению развивающих занятий (для воспитателей, педагогов, психологов ДОУ) Программа «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» «Вклад в будущее» Благотворительный фонд Сбербанка Авторы: Доктор психологических наук, профессор Е.А.Сергиенко Доктор психологических наук, профессор Т.Д.Марцинковская Кандидат психологических наук, доцент Е.И.Изотова Кандидат психологических наук Е.И.Лебедева Кандидат психологических наук А.Ю.Уланова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей среднего дошкольного возраста...

Календарное планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями.

Календарное  планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...

Презентация к занятию по развитию эмоционального интеллекта для детей 4-6 лет

Пси­хо­ло­ги­че­с­кие про­бле­мы эмо­ци­о­наль­но­го ин­тел­лек­та де­тей  дошкольного воз­ра­с­та тес­но свя...

Методическая разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей с ОВЗ (ТНР) «Путешествуем вместе».

Способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающий, понимать и учитывать мотивацию и желание собеседников являтся залогом успешной адаптации в окружающем мире. Представленные материалы направлен...

Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста игра драматизация «Театр эмоций»

Возрастная группа: дети 5-7 лет.Виды деятельности детей: познавательная, игровая, коммуникативная.Направление:  Игра драматизация...

«Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста»

Почему важно развивать эмоциональный интеллект? Как этому может способствовать театрализованная деятельность в детском саду?...