«Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Трифанова Любовь Александровна

Почему важно развивать эмоциональный интеллект? Как этому может способствовать театрализованная деятельность в детском саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным»

Эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, чувства и переживания, взаимодействовать с окружающим миром и адекватно реагировать на внешние обстоятельства. Ребенку очень важно учиться этому с раннего детства.

Взрослые чаще уделяют 80% внимания развитию интеллектуальных способностей ребенка, полагая, что чувства — это нечто, не требующее целенаправленного обучения и поддержки. Часто требования родителей не совпадают с желаниями детей, что приводит к психосоматическим проблемам. Все спорные и эмоциональные моменты нужно прорабатывать вместе с ребенком. То есть распределить интеллектуальное и эмоциональное в соотношении 50 на 50.

Чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем легче малышу адаптироваться в социуме, заводить друзей, общаться со старшими родственниками и педагогами. Сопереживание, эмпатия, поддержание контакта — эти способности помогают нам строить отношения с миром и людьми в нем каждый день. А в будущем это не только дружеская, но и деловая коммуникация, а значит, достижение профессиональных целей.

 И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Театрализованная деятельность очень важна в развитии эмоциональной отзывчивости и навыков общения детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования  и развития эмоционального интеллекта ребенка, его речи, интеллектуального и  художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Примеры театрализованных игр и игр драматизаций, где ставятся цели, способствующие развитию эмпатии:

  • Игра «Давайте познакомимся». Цель: учить рассказывать о себе
  • Кукольный театр «Теремок». Цель: учить самостоятельно совершать порядок действий.
  • Игра-драматизация по сказке «Под грибом». Цель: Учить Эмоционально передавать действия персонажей сказки.
  • Игра «Кто как двигается». Цель: учить имитировать движения животных и сказочных персонажей. Цель: учить описывать свою внешность от имени зеркала.
  • Пантомима «Догадайся, кто я». Цель: эмоциональная имитация движений и мимики.
  • Разыгрывание сценки по стихотворению «Котята» Маршака. Цель: учить передавать состояние и эмоции котят в различных ситуациях.
  • Игра «Говорящее зеркало». Прослушивание произведения Чуковского «Бармалей».  Цель: Знакомство с отрицательной эмоцией – злость.
  • Игра «Коробочка эмоций» Цель: Формируем умение быть счастливым
  • Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок».  Цель: Познакомить детей с отрицательной эмоцией – страх.
  • Прослушивание книги «Эмоциональные сказки» Е.Улаевой.  Цель: Обсудить с детьми различные эмоции.
  • Слушаем музыку – описываем эмоцию. Цель: Учить чувствовать разное настроение в музыке.
  • Драматизация сказки В.Сутеева «Палочка выручалочка»  ( В сокращенном варианте).  Цель: Вызвать желание участвовать в спектакле, вызвать эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Творческая разработка

В своем исследовании мы будем освещать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, фактического материала по данной проблеме почти нет.Формирование выразите...

«Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Целью моей работы было: приобщение детей к театрализованному искусству, развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.В своей работе мною предпринята попытка, по-новому...

Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...