"Инновационная деятельность в образовании"
статья

Андреева Елена Семеновна.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osinniki_vyst_2.docx52.68 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслимы без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что, независимо от вида образовательного учреждения, деятельность педагогического коллектива всегда направлена на поиск качества образования. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.  Инновационные преобразования приобретают системный характер.  

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация?  В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

- Требования гуманизации образовательного процесса.

- Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГТ.

-Ориентация на культурно-нравственные ценности.

- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

- Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами.  

Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.  

Перед нами встал вопрос, как спланировать работу  по внедрению  инновации в дошкольном учреждении?  Уйти от многих ошибок и упущений

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

В нашем дошкольном образовательном учреждении велась работа по внедрению инновационной деятельность в вопросах здоровьесбережения

Однако, анализ сложившейся  ситуации  выявил ряд проблем:

  • отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
  • недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности   учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска,   стимулировало   инновационную деятельность педагогов;

Необходима подготовка педагогов,   способных грамотно осуществлять инновационную деятельность. Мы поставили перед собой

Цель:   достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми в инновационном режиме на уровне современных требований.

 

Задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по теме.
  2. Раскрыть сущность инновационной деятельности в ДОУ.
  3. Разработать план внедрения инновационной деятельности в ДОУ.

Ожидаемые результаты, который мы предполагали получить

  • Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;
  • Модернизация организационной структуры управления – создание творческой группы.
  • Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
  • Повышение качества  образовательного процесса.

Наметили план работы

  • 1. Выявить уровень теоретической и практической готовности педагогов в области инновационной деятельности.
  • 2. Создать  условия  для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
  • 3. Создать условия для внедрения инновационной деятельности в ДОУ

В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач

Первоначально необходимо выявить уровень теоретической и практической готовности педагогов в области инновационной деятельности.

Контингент педагогов  нашего ДОУ  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  Важно каждому педагогу помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.  Изучение коллектива проводилось с помощью  наблюдения, анкетирования, бесед, анализа педагогической документации. Полученные данные  помогли нам  выявить группы педагогов с различным отношением к восприятию новшеств.

1 группа педагогов характеризуется стремлением к творческому росту, активности к инновационной деятельности в своей профессиональной деятельности 35%

2 группа педагогов характеризуется стремлением к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие 50%

3 группа – педагогики, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда 15%

С целью максимальной активизации имеющихся у педагогов знаний и умений, изучения и обобщения успешного педагогического опыта организации  инновационной деятельности в рамках реализации модели совершенствования профессионального мастерства была создана творческая группа. В ее состав вошли педагоги, отличающиеся высокой степенью готовности к работе над поставленной проблемой, эрудированностью и креативностью.

Дальнейшая работа заключалась в создании  условий  для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.  

На данном этапе осуществлялись поиск, отбор и систематизация программного содержания, форм организации инновационной деятельности, внедрение успешного педагогического опыта. Важной составляющей было информирование и обучение педагогов инновационной деятельности. Обучение педагогов проводилось через разные формы:

  • 80% педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме

- Проведены семинары-практикумы на темы:  

 «Технологию саморазвития М. Монтессори  - как уникальный метод воспитания и развития детей и оздоровления детей»;

- «Психическое здоровье детей в ДОУ»;

- Проведены педсоветы

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

«Создание в ДОУ условий для оздоровления детей дошкольного возраста»

-  Проведены консультации

- Условия для двигательной активности, профилактики и оздоровления»

- Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников;

- Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей раннего возраста;

- Организация системы закаливания в ДОУ

- Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры в ДОУ;

- Проведение оздоровительных мероприятий для детей с нарушением речи

-Проведен постоянно действующий семинар  «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» (физическое культура, здоровье)

- рефлексивно-ролевая  игра на тему

- «Система здоровьесберегающего образования дошкольников»

Дидактическая игра-путешествие

« Интерактивные формы и методы здоровьесберегающего образования дошкольников

- Для обучения педагогов современным исследовательским умениям, демонстрации конкретных приемов и методов работы эффективными и очень интересными в методическом отношении оказались дискуссии, педагогические ринги среди опытных педагогов, КВН, викторины.

  • Организация работы городских  методических объединений;
  • Организована самостоятельная работа педагогов по изучению литературы на тему внедрения в воспитательно-образовательный процесс инновационной деятельности.

- организованы коллективные просмотры нод опытных педагогов, разбор ситуативных задач.

- проведены мастер-класс на тему

-  «Оздоровительная физкультура в ДОУ»

- Презентация нетрадиционного оборудования

«Здоровье на ладони»

 «Смех – залог здоровья»                 Очень долго мы сидели

Наши спинки онемели

Надо тело нам размять

Попрошу всех вместе встать

Перед вами спина друга

Нарисуем мы два круга

В центре мы поставим точку

Сбоку мелкую цепочку

А теперь своей ладошкой

Гладим сверху - вниз немножко

Пощипаем мы лопатки

Все теперь у нас в порядке

Руку правую подняли

«Я здорова» написали

Ну а левою рукой пишем мы

«Болезнь долой!»

 Выполняя разные исследования, педагоги учились четко формулировать проблемы, разрабатывали варианты их решения, выдвигали гипотезы, оценивали идеи других участников. Особый интерес проявляли молодые специалисты, которые учились обсуждать спорные вопросы и высказывать собственное мнение. Для совершенствования профессиональных умений, создания в коллективе атмосферы сотрудничества и  творческого взаимодействия, снятия мышечного, эмоционального напряжения педагогов регулярно проводились тренинговые занятие одно из них было на тему «Вместе мы сила».  Сейчас я проведу один из элементов данного тренинга (1. Упражнения называется давайте поздороваемся. Когда я хлопну один раз вы здороваетесь за руки со своими соседями, когда хлопну 2 раза, здороваетесь плечами, а если хлопну 3 раза здоровайтесь спинами. ) Таким образом, использование активных методов работы позволило поставить личность каждого педагога в позицию субъекта познания, дать им необходимые знания и умения для внедрения инновационной деятельности, творчески самореализоваться.

После проведенной и организованной работы возникла необходимость повторно выявить уровень теоретической и практической готовности педагогов в области инновационной деятельности. 

1 группа педагогов характеризуется стремлением к творческому росту, активности к инновационной деятельности в своей профессиональной деятельности 50%

2 группа педагогов характеризуется стремлением к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие 43%

3 группа – педагогики, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда 7%

Результаты порадовали, поэтому

Следующим этапом работы,  встала задача определения направления, характера, масштаба и проблематики наших нововведений. В результате проделанной работы  приоритетные направления для развития инновационной деятельности. В нашем ДОУ было определено два  направления

Первая я вам предлагаю отгадать

Каждому дано с рожденья

Это Божие творенье,

Но не каждый человек

Это ценит в жизни век

Мы его легко теряем

А с трудом лишь возвращаем

Надо это нам ценить

С детства каждому хранить

И тогда лишь будем мы

Сильны, счастливы, стройны!

О чем же оно? Да, я, безусловно, с вами согласна, о здоровье!

1 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

2.  Внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-компьютерные технологии

Все направления были отражены в программе развития доу.

Чтобы сформировать устойчивую мотивацию к ведению здорового образа жизни у детей, необходим определенный профессиональный уровень педагогов, их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути. Работа с педагогами в нашем дошкольном учреждении по здоровьюсбережению уже активно проводилась, но возникла необходимость ведение новых инновационных здоровьесберегающих технологий. Первонально мы провели диагностику  их  компетентности в вопросах здоровьесбережения в форме анкетирования, разработанной творческой группой нашего ДОУ. Результаты исследования исходного состояния компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения показали следующие результаты: 62 % владеют знаниями, но испытывают затруднения, 18 % (молодые специалисты) не владеют и только 20 %  педагогов детского сада продемонстрировали  высокий уровень  сформированности компетентности здоровьесбережения. Это стало основанием для создания творческой группы.

В деятельности творческой группы сложилось несколько направлений:

  • развитие профессионализма педагогов  через курсы повышения квалификации  («Здоровьесберегающие педагогические технологии как компонент воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения» в объеме 72 часа, ИПК г. Новокузнецк 2010 год, на базе ИМЦ  г. Осинники);
  • изучение передового педагогического опыта по вопросам здоровьесбережения на педагогических советах, семинарах-практикумах, городских методических объединениях;
  • внедрение новых форм работы с родителями по формированию единого здоровьесберегающего пространства «детский сад – семья (информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные);
  • работа  методического объединения над  единой темой  «Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения».
  • Участие  на базе информационно- методического центра в областной экспериментальной площадки по направлению «Разработка и создание организационно-педагогичесских условий для раннего развития и воспитания детей и предшкольного образования.

Результатом работы творческой группы  за два года стало:

- адаптирование и внедрение здоровьесберегающей технологии  профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» 

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья детей и взрослых
  2. Повышение эффективности образовательного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.

К основным методам и приемам, используемыми нами на педагогических советах, семинарах, круглых столах, а также в повседневной педагогической деятельности относятся:

  • Режим динамической смены поз;
  • Упражнения на зрительную координацию;
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий. Сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и выполнить ряд упражнений.

- создание клуба «Здравинка». Цель деятельности клуба – распространение и внедрение актуального опыта по обучению основам использования здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья;

  • создание библиотечки «оздоровительной» литературы. В неё вошли книги отечественных и зарубежных целителей, врачей, травников, подписные издания газет и журналов с оздоровительной направленностью: «Здоровье», «Лечебные письма», «ЗОЖ», «Айболит», карточки с рецептами лечения и приготовления полезных для здоровья блюд, авторские сказки, стихи, «Вредные советы», «Азбука здоровья;
  • постоянный выпуск газеты, педагогических и медицинских бюллетеней, посвящённые вопросам здоровья;
  • разработка серии конспектов н.о.д. по теме «Азбука здорового питания»,  для детей старшего дошкольного возраста и презентация данных конспектов на городском методическом объединении воспитателей;
  • проведение конкурсов, таких  как «Полезные сладости без сахара», «Целебный чай», «Затейливая игра», «Самый ловкий, быстрый, меткий», «Спортивная сказка», «Фирменное блюдо»;
  • участие в городских  спортивных мероприятиях (лыжные соревнования, плавание, волейбол), проводимых по инициативе Администрации города.
  • Участие во всероссийском конкурсе «Мир молодости» за разработку перспективной городской программы областной экспериментальной площадк – Школа для родителей «КРОха», награждены золотой медалью; за сетевую программу построения единого здоровьесберегающего пространства развития ребенка в ДОУ и семье награждены серебряной медалью
  • Презентация нетрадиционного оборудования на XIII специализированной выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость», город Новокузнецк, 2012 уч.  год
  • Повторное анкетирование педагогов по выявлению уровня компетентности в вопросах здоровьесбережения показало, что педагоги овладели умениями   в организации здоровьесберегающего пространства, степень владения составила 40 %, на 20 % больше по сравнению с началом работы. (Приложение № 1).

2018-2019 уч. г.                                             2020-2021 уч. г.

Работа по второму направлению Внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-компьютерные технологии началась около 5 месяцев назад  в связи с улучшением материально- технической базы. На областном конкурсе Лесенка успеха  от губернаторской программы модернизации системы образования Кемеровской области нам было подарено интерактивная техника

Был намечен план работы состоящий из 3 этапов

1 этап – организационный (август – декабрь);                                      

2 этап – внедренческий (январь - сентябрь);                                                  

3 этап –  результативный (октябрь - декабрь).

 На организационном этапе была проведена  диагностика уровня ИКТ - компетентности педагогов

Были выделены 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем работы на компьютере и мотивации применения информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Результаты представлены на слайде.

На втором этапе намечен план внедрения инновационной технологии.    

    В сентябре был организован просмотр видеозаписей нод с детьми, проведенных коллегами из других детских садов, с  последующими обсуждениями и оценкой. Это помогло расширить представление воспитателей о данной системе, найти ей подтверждение на практике. Организуем  наставничество с целью обучения педагогов  методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. С ноября месяца наметили мастер-классы «Работа с программой Microsoft Word»,   «Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint» «Освоение программы Microsoft Publisher», «Интернет»

 педагогические мастерские«Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий», создали творческую группу, которая оказывает помощь в разработке нод с использованием цифровых образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий. Конкурсы для педагогов: компьютерная презентация на тему “Моя группа”; информационных буклетов для родителей.

 В  настоящий момент Информационно-компьютерные технологии  используются  в нашем дошкольного образовательного учреждения в воспитательно-образовательной и методической работе.  Для педагогов  ДОУ очевидно, что педагог, который проводит нод с использованием мультимедиа-проектора, компьютера,  обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь нод в данной форме позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.  

  Активно используем  ИКТ в методической работе: создаем и  используем мультимедийные презентации  при проведении педагогических советов,  семинаров – практикумов, гмо. Работа в данном направлении будет продолжаться в нашем дошкольном образовательном учреждении.

 Закончить свое выступления мне бы хотелось  игрой  У меня в руках шарик , тот кому этот шарик достанется продолжает фразу «Я расту потому что» ( я начну Я расту потому что совершенствуюсь)

Таким образом, благодаря освоенной модели совершенствования профессионального мастерства максимально активизировался процесс реализации инновационной деятельности в рамках доу, что стало важнейшим фактором непрерывного профессионального образования педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт управленческой деятельности по теме: «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»

Общая направленность представленного управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного художественно-эстетического пространства в ДОУ, ориентированного на освоен...

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (Консультация для педагогов)

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯЕкатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада № 30 «Родничок» г.СерпуховаСовременное дош...

Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

Инновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возраста

Реализация образовательного модуля "LEGO-конструирование" (из опыта работы)План конспект занятия во второй младшей группе воспитателя Гарановой И.В..Тема" Уточки в озере"Цель: расш...

Инновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возраста. Реализация образовательного модуля "LEGO-конструирование".

(из опыта работы)План занятия по конструированиюТема: «Горка».ВозИнновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возрастаРеализация образовательного модуля "LEGO-к...