"Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Манакова Ольга Павловна

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию для проведения с детьми подготовительной к школе группе. 

Занятие направлено на формирование  представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, на  умения делать выводы, умозаключения по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания. Воспитывает интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Методическая разработка может быть использована воспитателями ДОУ.  

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Игровая, познавательно-исследовательская.

3.

Тема образовательной деятельности

« Извержение вулкана»

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, опытно-экспериментальная работа

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

6.

Возрастная группа:

Подготовительная группа

7.

Цель:

Познакомить дошкольников с природным явлением - вулканом.

8.

Задачи:

Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Способствовать развитию умения делать выводы, умозаключения по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.  Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

9.

Планируемые результаты:

Появление прочного интереса к экспериментированию, активизация мыслительной деятельности.

10.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Организация уголка экспериментирования, презентация «Вулканы», проектор, ноутбук, минерал вулканического происхождения - пемза; лупы, ;схемы с карточками, макет вулкана, изготовленный из монтажной пены; чашка; стаканы с водой; поддоны, подносы; пипетки; салфетки) ; конверт с письмом; посылка; лист бумаги; карандаши (по количеству детей, карточка №1, карточка №2, вата, геометрическая фигура – конус, треугольник.

11.

Предварительная работа

Чтение детской энциклопедии «Земля», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана из монтажной пены.

I.

Вводная часть

Содержание

Примечание

1.1

Организационный момент

Дети под музыку заходят в зал, держатся за руки становятся в круг.

-Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг – старый, добрый друг!

-Ребята, здравствуйте! (дети здороваются).         

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей. Целеполагание.

- Ребята, сегодня на электронную почту нашего детского сада пришло письмо от профессора Всезнамуса. И я решила показать его вам, посмотрите на экран.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором моргает письмо от профессора Всезнамуса)

-Помогите мне, ребята, срочно разобраться надо:

 Что за камни я собрал? Что такое минерал?

 Как узнаете – пишите, жду от вас я новостей,

 Получать люблю я письма от талантливых детей.

- Да, ребята, даже Всезнамус, оказывается не всё знает и просит у нас помощи.

- Поможем Всезнамусу, найдет ответы на его вопросы? (ответы детей)

- Я думаю, мы обязательно всё выясним и поможем Всезнамусу.

2 мин

II.

Основная часть:

2.1

Вводная беседа

- Ребята как вы думаете, что же такое минерал? (Природное, твердое вещество).

- Ребята, а вот и камни, которые собрал Всезнамус и передал нам. Это целая посылка камней.

-  Чтобы ответить Всезнамусу на его вопросы, нам придется провести эксперименты, а без специального оборудования нам не обойтись, поэтому я вас приглашаю в свою волшебную Школу Юного Исследователя. Юные учёные здесь могут экспериментировать, делать открытия, узнавать много интересного. И сейчас вы сами в этом убедитесь! Давайте исследовать! Саша, Даша, Богдан, Миша, Дима, Наташа, Артем, Ульяна, ну, и я Ольга Павловна (Воспитатель называет имена детей и одевает им на голову шапочку Магистра) 

Я приглашаю вас занять места.

Дети садятся за столы.

3 мин

2.2

Экспериментирование

Ну, что давайте исследовать!

 А поможет нам в этом схема с вопросами от профессора Всезнамуса. Обратите внимание, какая у этого минерала необычная поверхность.

 Я предлагаю рассмотреть этот образец под лупой. Что вы видите? (Дети трогают, рассматривают с помощью лупы)

 Какой интересный камень. Этот камень весь в мелкую дырочку.

Правильно, на этом камне множество мелких пор. Посмотрите ребята сколько много дырочек- это поры. Я предлагаю на схеме обозначить результат первого наблюдения, выбирайте нужную карточку и прикладывайте к схеме. Молодцы ребята. Итак давайте обратим внимание на вопросы Всезнамуса…..

- Итак, 1 вопрос от профессора Всезнамуса: это живой или не живой объект? (Не живой).

- Почему? (Потому, что не двигается, не дышит, не питается).

- Молодцы, ребята. Давайте обозначим карточкой на схеме. Продолжаем наше исследование дальше. 2 вопрос: этот объект твёрдый или мягкий? (Воспитатель демонстрирует для сравнения вату, даёт детям сравнить кусочки мягкой ваты и твёрдого минерала)

Дети отвечают, что этот минерал твёрдый.

- Молодцы, ребята. Давайте обозначим это на нашей схеме. 3 вопрос есть ли внутри воздух? Давайте проверим. Дети вместе с воспитателем опускают минерал в воду и проверяют наличие пузырьков – воздуха.

- Что произошло с камнем? (это камень в котором много дырочек, в котором скапливается воздух, поэтому он легкий и не тонет в воде).

- Какой можно сделать вывод о свойствах этого минерала? Как вы думаете? (он не живой, твердый, пропускает воздух). 

- Молодцы. А может быть кто-нибудь знает как называется этот минерал? Этот минерал называется пемза, он вулканического происхождения. А что такое вулкан? (Это большая гора, из которой сначала идет дым, а затем извергается лава).

- Давайте отправимся туда, где есть вулканы, оказываются, ребята, вулканы есть и у нас в России: на Камчатке и Курильских островах. (показать на карте где находится Камчатка). А рассматривать их лучше с высоты птичьего полёта, но у нас нет крыльев, как у птиц, самолёта я тоже не вижу… (смотрит на пол, видит ковёр) А давайте, ребята, полетим на Камчатку на ковре-самолёте.

10 мин

2.3

Физмунутка

«Ковер-самолет»

Взять бы, сесть на ковер-самолёт (присаживаются все на ковёр)

 И умчаться в волшебные страны,

 Пусть меня он по ветру несет (руками машут в правую сторону, левую сторону)

 Через горы (показывают руками горы, моря, океаны (руки в стороны)

 И на загадочный полуостров

 Смело мы летим вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

2 мин

2.4

Рассказ воспитателем легенды о происхождении вулканов

Ребята, вот мы пролетаем над вулканами,

 А хотите узнать легенду о происхождении названия вулкана?

 «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

2 мин

2.5

Беседа  о вулканах

А теперь давайте рассмотрим вулкан. Какой формы вулкан?

( На плоскости похож на треугольник, а в пространстве - конус) .

Воспитатель демонстрирует конус).

- Только у вулкана как бы «отрезали верхушку» у конуса. И в этом месте вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.

  Вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие.

 Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества.

 Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно.

 И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность.

 Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

 И так вулкан «засыпает» снова. Ребята, как вы думаете, можно ли строить людям дома у подножия вулкана, представляет ли опасность вулкан людям и животным?

 - Ребята, представим, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить?

 (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

 - И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь?

  (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

 - Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия?

  (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились).

 - Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

Звучит громкая музыка …

 Ребята, кажется наш вулкан "просыпается"

 Все дети становятся в полукруг и наблюдают извержение вулкана.

Ребята, давайте быстрее сядем на наш ковер самолет улетим от сюда………(пока мы будем лететь давайте поговорим о вулкане…)

5 мин

2.6

Игра «Хорошо – плохо»

 1. Вулкан - это хорошо, почему?

 • Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них плодородная.

 • Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.

 • Из затвердевшей лавы строят дома.

 2. Вулкан – это плохо, почему?

 • Лава является причиной лесного пожара.

 • Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.

 • Когда течет лава, она может повредить электрические провода и у людей отключится свет.

 • Вулкан уничтожает животных, птиц.

  – Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, станете учеными; будете изучать и беречь нашу землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам всё необходимое для жизни.

3 мин

2.7

Опытно-экспериментальная работа

- Ну вот мы и прилетели обратно в нашу лабораторию.

- Ребята  хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт «извержение вулкана»? Тут нам тоже поможет профессор Всезнамус. Он приготовил для нас схему этого опыта. В нашей лаборатории все готово.

Воспитатель показывает макет вулкана.

Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

 1. положить 1 чайную ложку красного пищевого красителя

 2. положить в жерло вулкана 1 чайную ложку пищевой соды

 3. добавить пол чайной ложки лимонной кислоты

 4. добавить моющее средство

3 мин

III.

Заключительная часть:

3.1

Самоанализ проделанной работы

- Ребята, мы совсем забыли о письме нашего профессора Всезнамуса. Помните, он просил ответить ему на письмо? Он, дети, ждёт от нас новостей, но так как мы ещё писать письма не умеем, мы сможем ему ответ нарисовать! Что мы будем рисовать? (Вулкан, так как минерал Всезнамуса - пемза вулканического происхождения).

- Правильно, мы будем рисовать вулкан.

 Дети садятся за подготовленные столы для рисования.

- Давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан? Какой вулкан у подножия? (широкий) Какие цвета больше всего подойдут для  лавы? (красный, коричневый). 

Дети рисуют под музыку.

 Вот какие рисунки у нас получились, мы отравим их профессору Всезнамусу.

 Давайте поспешим, вдруг почта закроется на обед.

 Воспитатель даёт детям поднос  конверт, и они уносят его, уходят в группу.

3 мин

Манакова Ольга Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

«Как происходит извержение вулкана»

Познавательно - исследовательская деятельность...

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....

Извержение вулкана

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы по теме "Природное явление - извержение вулкана"...

Извержение вулкана

О свойствах и причинах извержения вулканов...

«Извержение вулкана» НОД по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В ходе опытн...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...