Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР

 «Кладовая земли. Извержение вулкана»

                                                                     

           

                                                                     

                                                           Воспитатель МБДОУ «Д/с №37 «Сказка»

                                                                                                     Трофимова И.В.

                                                                                                                                           

Цель: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога.

Задачи: 

  • Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представление о профессиях.
  • Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско – экспериментальную деятельность.
  • Воспитывать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Труд»

Использование следующих технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка)

Активизация словаря: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза, вулканолог.

Материал: проектор, ноутбук, макет вулкана, лупа, камень, пемза, разрезные карточки, стаканчики с водой, салфетки, тарелочки, подкрашенная вода, сода, уксус.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание журналов про вулкан, изготовление макета вулкана.

Ход образовательной деятельности.

/Дети заходят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики/

В. - Ребята, помните, к нам приходил корреспондент газеты «Экологическая правда».

В. - Чем мы занимались?

Д. – Исследовали песок.

В. – Затем мы с вами оформили газету с интересными снимками.

- От нашего знакомого корреспондента, я получила письма со звуковым приложением. Послушаем его. (слушают и выполняют задания)

К. – «Здравствуйте, ребята! Я путешествую по России: был на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, прислал вам фотографии, они не поместились в конверт, пришлось их разрезать, соберите их и узнаете, что я изучаю, о чем пишу статью». (слайд, изображение карты)

В. – Сейчас, ребята, пройдите за столы и соберите фото. (дети собирают разрезные фото)

В. - Что у вас на фото?

Д. – Горы, вулканы.

В. – Посмотрите на экран, такие фотографии получились? (слайд)

Д. – Да.

В. – Что же изучает наш корреспондент?

Д. – Наш корреспондент изучает магические горы, вулканы.

В. – Он собирает информацию о вулканах.

В. – И мы сегодня с вами поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

В. – Ребята , а вы знаете, что такое вулкан?

Д. – Это большая гора с крутым склонами, из которой сначала идёт дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Рассказ про вулкан по слайдам.

В. – Вулкан – это гора, в верхней части которой есть углубление и называется оно кратер. Он ведет в глубину земли, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана.

В. – Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые. Когда вулканы спят, то мало отличаются от других гор. Но, иногда они «просыпаются», и тогда начинается сильный, подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течёт настоящий огненный поток, лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твёрдых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

    Натрудившись, поработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка напоминают о себе: выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время одеты в ледяные панцири признаков жизни не подают.

Физминутка (звучит музыка).

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

В. – Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов, постоянно следят ученые – вулканологи.

У. (звучит музыка) – Здравствуйте! Я учёный – вулканолог, с помощью специальных приборов, мы учёные узнаём, когда вулкан «спит», а когда «проснётся». Мы изучаем огнедышащие горы, наблюдаем за вулканами с воздуха, - с самолётов и вертолётов; сами поднимаемся с рюкзаком к вершинам вулканов; прослушиваем их, измеряем температуру, строим на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказываем, когда вулкан будет извергаться.

У. – Ребята, у меня есть лаборатория «интересных открытий», где я провожу эксперименты.

У - Сегодня, ребята, я хочу показать вам, как действует вулкан.

У. - Это макет вулкана. Скажите, на что он похож?

Д. – На пирамиду, на конус.

У. – Правильно, ребята, вулкан похож на конус. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Д. – На большую яму, воронку, углубление, отверстие.

У. – Кто из вас знает, как оно называется?

Д. – Кратер.

У. – А что есть у вулкана?

Д. – У вулкана есть жерло, оно уходит глубоко в землю.

Д. - По нему поднимается огненная жидкость.

Д. - По нему поднимается лава.

У. – Ребята, а вы знаете, что такое лава?

Д. – Это расплавленные, жидкие, горячие камни.

У. – Правильно, по жерлу поднимается огненная жидкость – лава, она доходит до кратера и выходит на поверхность вулкана.

У. – Сейчас посмотрим, как происходит извержение вулкана?

Опыт «Извержение вулкана»

У. – Ребята, наш вулкан начинает действовать. (звучит громкая музыка)

У. – Вот происходит извержение вулкана.

Рассказ стихотворения «Вулкан».

Реб. – Вулканы начали «вулканить»

           Из жерла лаву извергать.

           По склонам лава потекла

           И землю сильно обожгла.

           Но вот он начал уставать-

           Огонь в нем начал угасать.

           Последний раз огнем дыхнул

           И на десятки лет уснул.

У. – Ребята, люди не всегда могут добывать из глубины земли природный материал. Вулканы выбрасывают тучи пепла, много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.

Эксперимент с пемзой и камнем.

У. – Я, приглашаю вас в свою лабораторию, пройдите к столам.

У. - Скажите, пожалуйста, а что выбрасывает вулкан?

Д. – Камни.

У. – Кто из вас знает, как называется этот материал? (показываю)

Д. – Это пемза.

У. – Пемза – это кусочки застывшей лавы.

У. – Какого она цвета?

Д. – Белого.

У. – А еще бывает черного цвета.

У. – Возьмите в руки кусочки пемзы, какая она на ощупь?

Д. – Шершавая, пористая, твердая.

У. – Рассмотрите пемзу через лупу, какая она?

Д. – В пемзе много дырочек.

У. – Дырочки пустые или в них что-то есть?

Д. – В дырочках спрятался воздух.

У. – Возьмите в руки камень, какой он на ощупь?

Д. – Гладкий, ровный.

У. – Что легче камень или пемза?

Д. – Пемза.

У. - Почему?

Д. – Потому что в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень.

У. – Как это можно проверить?

Д. – Нужно пемзу и камень опустить в воду.

У. – Предлагаю опустить пемзу и камень в воду. Что произошло? С камнем?

Д. – Камень утонул, а пемза плавает.

У. – Почему пемза не тонет?

Д. – Потому что, в ней скапливается воздух.

У. – Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

У. – Почему камень утонул?

Д. – Потому что тяжелый.

У. – А сейчас попробуем потереть пемзу на терке. Что произошло?

Д. – Крошится.

У. - А если камень потереть на терке, будет крошится?

Д. - Нет.

У. – Почему?

Д. - Камень твердый, жесткий.

У. – Где используют пемзу?

Д. – В строительстве домов, в быту.

У. – Молодцы, ребята, из вас получились хорошие исследователи.

У. – Ребята, откуда мы можем пополнить наши знания о вулканах?

Д. – Узнать у другого человека, спросить у родителей, услышать по телевизору, радио, сходить в библиотеку, прочитать в книге, газете, посмотреть в интернете.

У. – А сейчас, я хочу с вами попрощаться, т.к. меня ждут новые исследования. До свидания!

Итог занятия.

Игра «Хорошо – плохо».

  1. Вулкан хорошо, почему?
  • Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них плодородная.
  • Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.
  • Из затвердевшей лавы строят дома.
  1. Вулкан плохо, почему?
  • Лава является причиной лесного пожара.
  • Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.
  • Когда течет лава, она может повредить электрические провода и у людей отключится свет.
  • Вулкан уничтожает животных, птиц.

В. – Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, станете учеными; будете изучать и беречь нашу землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам всё необходимое для жизни.

(Дети по очереди называют добрые слова о земле).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дети войны»

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по выдуманным планетам!»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группедетей седьмого года жизни общей направленности  Тема «Путешествие по вы...

Учебно-методический комплект для обеспечения образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей с тяжёлыми нарушениями речи

Данный учебно-методический комплект включает примерную адаптированнную основную  образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи как основа  базового обучения  детей с Т...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...