Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дети войны»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лопандина Надежда Павловна

Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_deti_voyny.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«Дети войны»

 Цель:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.

Задачи:
Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Словарная работа: фашисты, Великая Отечественная война, зенитчица, пулеметчица, разведчица, снайпер, связистка, ветераны, георгиевская ленточка.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне.

Звучит песня «День Победы»

Воспитатель:

Май встречает радостно

Наша  вся страна

По дорогам Родины

Вновь идёт весна.

День Победы, праздник долгожданный

Мирная небес голубизна

Помнят на земле народы, страны

В этот день закончилась война.

Воспитатель: К этому Дню Победа наша страна долго шла. Целых четыре года.    Летом 1941 года, 22 июня на рассвете гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, пытались захватить наши земли, деревни, села и города. Так началась Великая Отечественная война.

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ,

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

Звучит голос Левитана о начале войны.

 Дети в 1941 году  тоже не хотели войны. Они хотели учиться, хотели быть рядом с мамой и папой. Война и дети - это очень  страшное  сочетание слов. Война  обрушилась на детей  так же как и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смертью.

Ребята, а разве  Родина  не берегла своих детей? Конечно, берегла. Хранила, спасала, как могла. Детей старались  увезти подальше   от фронта, в тыл. Почему детей берегли, как вы думаете?

- Дети – будущее страны. Не будет детей  - не будет и страны. И мамы, и Родина берегли своих детей, прятали, укрывали, спасали.

Но война распорядилась по-своему.  Не смотря  на все усилия  взрослых, дети все-таки оказывались в пекле войны. Говорят, на войне маленьких не бывает.  Да, дети военной поры   быстро взрослели. Многие  из тех, кто постарше,  уходили на фронт.  Еще вчера  они были школьниками, сидели за партами, гоняли мячик,  ловили рыбу,  вышивали крестиком. А теперь эти дети надели солдатскую форму.  

Воспитатель:

 Вставай, народ!

Услышав клич земли,

На фронт солдаты родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой.

За каждый город и за нас с тобой

Хотели отомстить скорей, за стариков, за женщин, за детей.

Слушание песни «Вставай Страна огромная»

Воспитатель: Почему в песне мы слышим слова: «Вставай страна огромная».

Матери провожали на фронт сыновей, мужей.

Воспитатель  в роли матери в сером платке прощается с мальчиком – солдатом.

Воспитатель  читает :

 Провожала  на войну сына мать

Свою Родину от немцев защищать

И молилась,  чтоб вернулся он домой

И не раненый, не битый,  и живой!

Ребенок:

Ребята, помнить мы должны,

И вы, и ваши дети, ваши внуки,

Какой ценой победу обрели,

И все прошли  через какие муки.

Война – как страшно это слово

Война – сгубила взрослых и детей

Она – оставила людей без крова

Она – разлучница  семей. 

В проекторе  показ  презентация  «Дети войны»   Музыка медленная.

Воспитатель:

На войне воевали не только взрослые, но и дети. Они помогали разбрасывать листовки, ходили на задания  с взрослыми, взрывали немецкие эшелоны.

Дети войны в развалинах играют

Дети войны с надеждой ждут солдат

Дети войны победу приближают

Держа в руках тяжёлый автомат!

Страна спасала детей, а дети спасали страну. Везде  появились плакаты  «Что ты сделал для фронта?». И ребята мстили врагам.  Думаете, им было не страшно? Конечно, страшно. Страшно слушать вой немецких самолетов, страшно стоять под дулом вражеского автомата.   Но маленькое  детское сердце  ненавидело врагов, которые разрушили их мирную жизнь, которые разлучили их с родными. Фронту помогали   даже младшие школьники, дети 7,8,9  лет.

Жил мальчик  на хуторе   Мшистом,

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским  связным.

Ходил он, как нищий по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И в мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То шел к старикам на покос

И  танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму,

Его расстреляли весной.

      ( М. Вайцман)

Фашисты поняли, что в нашей стране  дети тоже борцы. Они даже издали приказ, в котором говорилось, что немцам следует опасаться мальчишек и девчонок.

Ребенок:  Серёжа  Алёшков,    6 лет. 

Жил он с матерью и старшими братьями в глухой деревушке Грынь почти посередине между Калугой и Орлом, у границы с Тульской областью. Когда ему было 5 лет, началась война. Двое старших братьев пошли на фронт. Пришли немцы. Неизвестно, чем им не глянулся десятилетний Петя Алёшков, последний из Серёжиных старших братьев, но устанавливавшие в деревне новый порядок немецкие солдаты его убили. И бросившуюся к убитому сыну мать — тоже убили. А на замершего в шоке Серёжу пули пожалели, просто отпнули в сторону, чтобы не мешался. 

Народ побежал от немцев в лес, Серёжа было побежал вместе с людьми, но быстро потерялся. Сколько он бродил по лесу, он так и не вспомнил; может, дней пять, а может и целую неделю. Если бы не лесные ягоды, так бы там и сгинул; когда разведчики его нашли, он даже плакать не мог. 

Командир полка небезосновательно рассудил, что, хоть на фронте и опасно, но ребёнок окрепнет, будет сыт, одет, и под постоянным контролем старших.  

  Сергей стал воспитанником полка (термин «сын полка» войдёт в обиход позже, ближе к концу войны, видимо, с подачи писателя Катаева), в котором его невесёлую историю знали все. Лично, конечно, на передовой не сидел и по немцам не стрелял (хотя и мечтал). Но каждое утро являлся в штаб и докладывал о прибытии для несения службы. А дел было много, в том числе и тех, что ему по силам. Он носил бойцам почту и патроны, в перерывах между маршами и боями читал стихи, пел песни. И, думаю, укреплял боевой дух бойцов полка так, как просто не смог бы ни один замполит или заградотряд.

Однажды  после обстрела спас командира из завалов. Был награждён  медалью и маленьким пистолетом.

Ваня Громов, 14 лет.

Во время боя в своей деревне выносил из-  под пуль раненых солдат-.

Как солдат – разведчик ходил на разведку и сам был ранен.

Однажды фашисты взяли его в плен. Они его били, пытали, чтобы узнать от Вани, где находятся партизаны.  Но он мужественно всё перенёс и врагам ничего не сказал.  Ване удалось бежать из плена. начинали действовать на свой страх и риск.

Воспитатель:  Кто-то  из детей находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем городе или деревне.

Ребенок: Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам.

 Одиннадцатилетний Толя Корнеев выкрал у немецкого офицера пистолет с патронами и стал искать людей, которые помогли бы ему выйти на партизан. Летом 1942 года мальчик преуспел в этом, встретив свою одноклассницу Олю Демеш, которая к тому времени уже была членом одного из отрядов. А когда в отряд старшие ребята привели 9-летнего Жору Юзова, и командир в шутку спросил: «А этого малого кто будет нянчить?», мальчишка, помимо пистолета, выложил перед ним четыре гранаты: «Вот кто меня будет нянчить!».

Звучит  муз. «Землянка»         Сценка у шалаша  « Мечты о будущем»

(Дети у шалаша, одетые в  раненых солдат и медсестра.  Один ребёнок у шалаша, чистит оружие, другой у костра – муляжа  имитирует обед из котелка.  Третий -   на пеньке письмо пишет. Четвёртый  лежит, его перевязывает медсестра.  Они , друг за другом читают стихи)

Ребёнок.

       Как хочется скорей домой вернуться

       Обнять любимых и родных

       У дома в речку окунуться

      В постельке тёплой, маминой проснуться.

Ребёнок

Купил  бы я своей мамуле

Цветную шаль, да с бахромой

Скорей бы дни войны минули

Как хочется скорей домой!

Воспитатель  (в роли матери, смотрит с тоской в даль)

Сынок. О, где же ты родимый?

Живой ли?  Раненый в глуши?

Ты отзовись, сынок любимый

Хоть два словечка напиши.

И сын писал…

Ребёнок – солдат на пеньке пишет и читает –

Здравствуй мамочка, не суди меня строго

Что редко пришлось мне писать

Я жив, здоров,  ну…раненый немного

В бою  не раз успел я побывать

Так много, мама,  хочется сказать…  

(голос   ведущего – Батальон – к бою!)

Мальчик продолжает.

Ну вот опять пора в дорогу

Тебя родная,  защищать!

 Воспитатель: Ребята! А народ сочинил пословицы о войне. В чем смысл пословиц?

-Друг за друга стой и выиграешь бой.

- Где смелость, там и победа.

- Солдатское дело – воевать храбро и умело.

- Умелый боец – везде молодец.

Воспитатель: А я знаю еще одну пословицу про смекалку.

Тяжело в учении, легко в бою. Как вы понимаете эту пословицу? 

Упражнение на согласование речи с движением «Будем в армии служить»

Мы пока что дошколята,


А шагаем как солдаты!
Я танкистом смелым буду,

Проведу свой танк повсюду!

Я своей ракетой грозной

Цель достану в небе звёздном!

Я ребята непременно

Буду лётчиком военным!

Я – бесстрашным капитаном

Поплыву по океанам!

Я хочу быть офицером,

Чтоб ходить в атаку первым!


Мы пока что дошколята,

А шагаем как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить,

Чтобы было нам всегда

Хорошо на свете жить!

Дети прижимают ладони обеих рук к груди; показывают «рост» на уровне пояса.
Ходьба на месте
Правая рука к груди, затем обе руки вперёд, образуют «дуло танка».
Руки вперёд, кулачки сжаты, поочерёдно сгибают их в локтях
Правая рука к груди, затем ладони вместе, поднимают руки вверх.
Правая рука прижата ребром ладони к голове, левая на спине – полочкой.
Правая рука к груди, затем разводят руки вперёд – в стороны.
Руки выпрямляют в стороны, показывают «крылья».
Обе руки изображают бинокль.
Круговые движения рук вперёд – в стороны.

Ладони на плечи, показывая «погоны».
Ходьба на месте.

Ладони обеих рук прижаты к груди, показывают «рост» на уровне пояса.
Ходьба на месте.
Ходьба строевым шагом по кругу, правая рука «под козырёк», левая прижата к туловищу.
Останавливаются лицом в круг, руки вперёд – в стороны.
Кладут руки на плечи соседям, ноги на ширине плеч, покачиваются

Чтение и обсуждение рассказа А. Платонова «Маленький солдат»

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.
Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь было к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален; и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, — поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь — тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

- А сейчас, дорогие дети, давайте изменим конец рассказа (Должен быть положительным)

- Давайте поговорим о жизни детей в трудные военные годы?

- Расскажите о своих родителях, которые всегда рядом с вами?

- Как тяжело пришлось маленькому Серёже расставаться с близким ему человеком?

Воспитатель:   Во время войны люди очень хотели знать о своих близких – живы ли они? 

И отправляли свои письма – вот в таких конвертах – треугольниках.

В руках  у меня потерянное письмо одного мальчика, который написал его перед боем. Давайте откроем и прочитаем; (открывают)

Я был ребёнком,  жить старался

Играл, с ребятами дружил

Как все мальчишки часто дрался,

Девчонку во дворе любил

Не страшно мне в бою погибнуть

Но страшно мне людьми забытым быть

Я вашу память не хочу покинуть

Раз не придётся больше с вами жить.

Помните меня, не забывайте

За вас в бою фашиста крепко бил

Помните меня, не забывайте

Ведь я когда то рядом с вами был!

Воспитатель: Ребята, о чем это письмо?

Давайте будем помнить о подвигах парнишки

О подвигах погибших всех солдат в военной мгле

Почтим молчанием, девчонки и мальчишки

И припадём коленями к земле!

Минута молчания

Воспитатель: Русский народ просил помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы.

Народ чтит святого воина Георгия Победоносца.

Рассказ о святом Георгии Победоносце.

Закончилась страшная война в День святого Георгия.

Услышал народ об окончании войны.

Звучит голос Левитана об окончании войны.

Ребёнок -

В этот день весенний,

Солнце ярче светит.

В этот день Победный

Радуются дети.

Ребёнок -

Пусть будет мир,

Пусть будет небо голубое.

Пусть в небе не клубиться дым.

Пусть пушки грозные молчат

И пулемёты не строчат.

Чтоб  жили люди, города…

Мир нужен  на земле всегда!

Песня: « Пусть всегда будет солнце»  

Итог.

 Практическая деятельность.

Дети украшают планету цветами, солнцем, радугой.

Список используемой литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.
2. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников» пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
3. Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ». «Сфера», 2011.