Доклад на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития речи детей с ТНР»
статья (старшая группа)
Обобщение опыта на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития речи детей с ТНР»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования
для развития речи детей с ТНР
Подготовила: воспитатель
логопедической группы
Савченко М.Ю.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развёрнутые ответы на вопросы, последовательно и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи ребёнка.
Авторы образовательных программ предлагают реализацию задач развития связной речи через разные виды деятельности детей. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность, а сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют в полном объёме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
Для детей с ТНР недостаточно стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации, так как уровень общего развития значительно отстаёт от возрастной нормы. У детей с ТНР страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, сенсорные функции развиваются у них с задержкой, отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координация движений руки и пальцев - всё то, что необходимо детям для овладения навыками рисования.
В нашей группе занятия с детьми проводятся по программе «Радуга», которая имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает совмещение коррекции имеющихся у детей нарушений речи с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные техники рисования. Целью занятий является развитие у детей коммуникативных, языковых интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирование психических процессов, развитие художественно - творческих способностей и положительно - эмоционального восприятия окружающего мира.
Структура занятия:
- Введение в художественно-творческое пространство
- Эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу и формулирование темы
- Речевые игры и упражнения на развитие связной речи
- Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости)
- Обсуждение с каждым ребёнком его работы в режиме диалога.
- Обсуждение всех работ (рассказ о своей работе 2-3 ребёнка) и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность
Основные приёмы работы с детьми с ТНР:
- показ приёмов изображения,
- словесное объяснение,
- обследование предмета,
- анализ работы,
- сличение работы с образцом,
- комментирование действий,
- использование речи взрослого в качестве образца,
- вопросы к детям,
- сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми,
- самостоятельный поиск решения на поставленное задание.
Включение в работу с детьми с ТНР нетрадиционных техник рисования позволяет:
- активизировать и расширить словарный запас, влияет на формирование связной речи,
- установить грамматические закономерности при описании своих действий,
- развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами,
- осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка,
- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность,
- создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Таким образом, использование нетрадиционных методов рисования, бесспорно, дает положительный результат в развитии связной речи дошкольников с ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста"
ПРОЕКТ по художественно-эстетической деятельности...
Творческий проект "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творчества детей"
Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форм...
Семинар-практикум по изобразительной деятельности для педагогов по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников »
Семинар-практикум состоит из теоретической части, практической части и рефлексии. Перед педагогами раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольникам...

Доклад на педсовете «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»
Этот материал будет полезен для воспитателей ДОУ и руководителей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования)...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей подготовительной группы».
в документе перечисленны основные этапы работы: Практический этап, обобщающий этап, прогностический этапы деятельности...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста
Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста ...

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...