Семинар- практикум для воспитателей.
консультация

Лилия Николаевна Руденко

 

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для воспитателей

по теме:

«Образные упражнения и музыкально-пластические  импровизации в детском саду»

 

 

 

http://foto.planetadruzey.ru/2141474.png

 

 

 

             Подготовила и провела

   музыкальный руководитель:

Руденко Лилия Николаевна

 

 

2022г п.Власиха

                                                    

 

 

Образные упражнения и музыкально-пластические  импровизации

Образные упражнения

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.

Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

-  знакомые детям животные и птицы;

-  интересные предметы;

-  растения и явления природы;

-  люди, профессии.

В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.

На музыкальных занятиях можно  использовать  образные рассказы, которые предлагаются  детям проинсценировать. Например: «Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку»  

Исполняется произведение «Курочки и петушок» (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида).  Педагог говорит  детям: «Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?» Показывается шапочка петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваются  действия исполнителей.  Нужно  не пропустить и  отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие образные упражнения:

  1. Упражнение «Маленькие кустики»

Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: «Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?» Упражнение выполняется под «Вальс» Ф. Шопена.

  1. Упражнение «Сварим кашу»

Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу «Ассорти». Дети «превращаются» в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя «кипящую воду», взрослый приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) «крупу», которая «пыхтит»:

Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И. Мазина «Гречневая каша»

Если печка, то печет.

Если сечка, то сечет.

Ну, а гречка? То гречет?

Вот и нет, она растет.

Если гречку собрать

И в горшок положить,

А потом эту гречку

Водою залить.

А потом еще долго,

Долго варить.

То получится каша,

Любимая каша!

В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы.

Упражнение можно выполнять под «Польку» М. Глинки.

В старшем дошкольном возрасте коллекция музыкальных образов значительно пополняется: 

  1. Упражнение «Клоуны»

(«Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)

Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители.   Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую - с красными.

  1. Упражнение «Птицы»

(«Очарование», муз. Ф. Маршетти)

Повторить с детьми движения, характерные для птиц:

- плавные махи руками в стороны - вверх, вперед-назад;

- энергичные махи руками;

- легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;

- волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;

- плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;

- выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;

- движение «ласточка» с последующей пробежкой, кружением, приседанием;

- кружение друг с другом парами;

- резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками («взмывать в небо»)

Предложить детям «превратиться» в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.

  1. Упражнение «Пьеро»

(«Песня без слов», муз. Ф. Мендельсона)

Вспомнить с детьми сказку А. Толстого «Золотой ключик» и одного из героев - Пьеро.

Что может делать Пьеро:

- ходить, безвольно опустив руки (как две веревочки), плечи и голову;

- прижимать руки к сердцу, возносить их к небу, как бы моля о том, чтобы на него обратили внимание;

- держась руками за голову, раскачиваясь, передавать грусть и безысходность;

- прижимать поочередно ладони тыльной стороной ко лбу, подчеркнуто горестно вздыхать;

- закрывать лицо руками, покачиваться из стороны в сторону;

- делать грустное, печальное выражение лица.

Перед выполнением образного упражнения музыкальный руководитель читает текст - историю несчастной любви Пьеро:       «Давным-давно в сказочном кукольном королевстве жил очень добрый и хороший мальчик по имени Пьеро. Его все любили за то, что он был самый вежливый, послушный и застенчивый мальчик во всем королевстве. Однако его очень жалели, потому что этот вежливый и послушный мальчик всегда был чрезвычайно грустный и печальный. Из его прекрасных глаз без конца капали горькие-горькие слезы. Пьеро ходил, плакал и пел печальную песню: «Мальвина, Мальвина, принцесса моя! Мальвина, Мальвина, мне жизнь не мила!»  Пьеро (а об этом знало все королевство) был влюблен в прекрасную девочку с голубыми волосами, которую звали Мальвина. Но он не мог признаться ей в любви, потому что был очень застенчивый. Что ему оставалось делать?! Только петь и плакать, плакать и петь».

  1. Упражнение «Оживший цветок»

Дети из подготовительной группы очень любят передавать образ «оживающего цветка»: дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: Мне нравится делать это упражнение под музыку Э. Грига «Утро». Или каждый ребенок по очереди изображает бытовые предметы: например, закипающий чайник со свистком, скрипучую дверь, настольную лампу или торшер.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому важно использовать упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Например: 

 

  1. Упражнение «Кукла-марионетка»

Ребята представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.

  1. Упражнение «Шалтай-Болтай»

Руки свободно, расслабленно следуют за движением корпуса.

 

  1. Упражнение «Большие камни»

Ребенок имитирует поднятие большого камня, напрягая все тело, затем «бросает» его, расслабляясь.

 

         Музыкально — пластические импровизации

Целью музыкально-пластических импровизаций является  передача в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный".

Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. 

Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие музыкально-пластических импровизации:

  1. «Осенние листья»

(«Осенний сон», муз. А. Джойса)

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

  1. «Бабочки»

(«Мотылек», муз. Д. Кабалевского)

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

  1. «В стране цветов»

(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского)

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои

движения, выражая общее радостное настроение.

  1. «В царстве золотой рыбки»

(«Аквариум» из «Карнавала животных», муз. К.Сен-Санса)

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.

  1. «В замке спящей красавицы»

(«Романс», муз. Д. Шостаковича)

В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать.

Заключение

В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки нужно учить их раскрепощаться, самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов.    

Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!).

         Известный детский писатель Джанни Родари писал: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»

Глоссарий

Ритмический рисунок (в музыке) - последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).

Творчество - процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность результата.

Фраза  (в музыке)  - относительно завершенная часть мелодии, темы.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. -М.: Музыка, 2000.

2. Бессонов П. А. Детские песни . -М, 2008

3.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/. -М.: Педагогика, 2000.

4.Ветлугина  Н. А. Музыкальное развитие ребенка - М., 2008.

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества/. –Линка - Пресс., 2011.

6. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания – Линка - Пресс.: 2009.

7.Каплунова И., Новоскольцева И.   Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - С.-П.:Невская нота, 2010

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktimum.docx199.57 КБ
Файл seminar_praktimum.docx199.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

Семинар-практикум для воспитателей 

по теме:

«Образные упражнения и музыкально-пластические  импровизации в детском саду»

             Подготовила и провела

   музыкальный руководитель:

Руденко Лилия Николаевна

2022г п.Власиха

                                                   


Образные упражнения и музыкально-пластические  импровизации

Образные упражнения

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.

Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

-  знакомые детям животные и птицы;

-  интересные предметы;

-  растения и явления природы;

-  люди, профессии.

В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.

На музыкальных занятиях можно  использовать  образные рассказы, которые предлагаются  детям проинсценировать. Например: «Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку»  

Исполняется произведение «Курочки и петушок» (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида).  Педагог говорит  детям: «Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?» Показывается шапочка петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваются  действия исполнителей.  Нужно  не пропустить и  отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие образные упражнения:

  • Упражнение «Маленькие кустики»

Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: «Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?» Упражнение выполняется под «Вальс» Ф. Шопена.

  • Упражнение «Сварим кашу»

Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу «Ассорти». Дети «превращаются» в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя «кипящую воду», взрослый приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) «крупу», которая «пыхтит»:

Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И. Мазина «Гречневая каша»

Если печка, то печет.

Если сечка, то сечет.

Ну, а гречка? То гречет?

Вот и нет, она растет.

Если гречку собрать

И в горшок положить,

А потом эту гречку

Водою залить.

А потом еще долго,

Долго варить.

То получится каша,

Любимая каша!

В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы.

Упражнение можно выполнять под «Польку» М. Глинки.

В старшем дошкольном возрасте коллекция музыкальных образов значительно пополняется: 

  • Упражнение «Клоуны» 

(«Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)

Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители.   Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую - с красными.

  • Упражнение «Птицы» 

(«Очарование», муз. Ф. Маршетти)

Повторить с детьми движения, характерные для птиц:

- плавные махи руками в стороны - вверх, вперед-назад;

- энергичные махи руками;

- легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;

- волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;

- плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;

- выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;

- движение «ласточка» с последующей пробежкой, кружением, приседанием;

- кружение друг с другом парами;

- резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками («взмывать в небо»)

Предложить детям «превратиться» в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.

  • Упражнение «Пьеро»  

(«Песня без слов», муз. Ф. Мендельсона)

Вспомнить с детьми сказку А. Толстого «Золотой ключик» и одного из героев - Пьеро.

Что может делать Пьеро:

- ходить, безвольно опустив руки (как две веревочки), плечи и голову;

- прижимать руки к сердцу, возносить их к небу, как бы моля о том, чтобы на него обратили внимание;

- держась руками за голову, раскачиваясь, передавать грусть и безысходность;

- прижимать поочередно ладони тыльной стороной ко лбу, подчеркнуто горестно вздыхать;

- закрывать лицо руками, покачиваться из стороны в сторону;

- делать грустное, печальное выражение лица.

Перед выполнением образного упражнения музыкальный руководитель читает текст - историю несчастной любви Пьеро:       «Давным-давно в сказочном кукольном королевстве жил очень добрый и хороший мальчик по имени Пьеро. Его все любили за то, что он был самый вежливый, послушный и застенчивый мальчик во всем королевстве. Однако его очень жалели, потому что этот вежливый и послушный мальчик всегда был чрезвычайно грустный и печальный. Из его прекрасных глаз без конца капали горькие-горькие слезы. Пьеро ходил, плакал и пел печальную песню: «Мальвина, Мальвина, принцесса моя! Мальвина, Мальвина, мне жизнь не мила!»  Пьеро (а об этом знало все королевство) был влюблен в прекрасную девочку с голубыми волосами, которую звали Мальвина. Но он не мог признаться ей в любви, потому что был очень застенчивый. Что ему оставалось делать?! Только петь и плакать, плакать и петь».

  • Упражнение «Оживший цветок»

Дети из подготовительной группы очень любят передавать образ «оживающего цветка»: дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: Мне нравится делать это упражнение под музыку Э. Грига «Утро». Или каждый ребенок по очереди изображает бытовые предметы: например, закипающий чайник со свистком, скрипучую дверь, настольную лампу или торшер.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому важно использовать упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Например: 

  • Упражнение «Кукла-марионетка»

Ребята представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.

  • Упражнение «Шалтай-Болтай»

Руки свободно, расслабленно следуют за движением корпуса.

  • Упражнение «Большие камни»

Ребенок имитирует поднятие большого камня, напрягая все тело, затем «бросает» его, расслабляясь.

         Музыкально — пластические импровизации

Целью музыкально-пластических импровизаций является  передача в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный".

Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. 

Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие музыкально-пластических импровизации:

  • «Осенние листья» 

(«Осенний сон», муз. А. Джойса)

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

  • «Бабочки» 

(«Мотылек», муз. Д. Кабалевского)

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

  • «В стране цветов» 

(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского)

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои

движения, выражая общее радостное настроение.

  • «В царстве золотой рыбки» 

(«Аквариум» из «Карнавала животных», муз. К.Сен-Санса)

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.

  • «В замке спящей красавицы»

(«Романс», муз. Д. Шостаковича)

В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать.

Заключение

В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки нужно учить их раскрепощаться, самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов.    

Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!).

         Известный детский писатель Джанни Родари писал: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»

Глоссарий

Ритмический рисунок (в музыке) - последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).

Творчество - процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность результата.

Фраза  (в музыке)  - относительно завершенная часть мелодии, темы.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. -М.: Музыка, 2000.

2. Бессонов П. А. Детские песни . -М, 2008

3.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/. -М.: Педагогика, 2000.

4.Ветлугина  Н. А. Музыкальное развитие ребенка - М., 2008.

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества/. –Линка - Пресс., 2011.

6. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания – Линка - Пресс.: 2009.

7.Каплунова И., Новоскольцева И.   Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - С.-П.:Невская нота, 2010



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

Семинар-практикум для воспитателей 

по теме:

«Образные упражнения и музыкально-пластические  импровизации в детском саду»

             Подготовила и провела

   музыкальный руководитель:

Руденко Лилия Николаевна

2022г п.Власиха

                                                   


Образные упражнения и музыкально-пластические  импровизации

Образные упражнения

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.

Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

-  знакомые детям животные и птицы;

-  интересные предметы;

-  растения и явления природы;

-  люди, профессии.

В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.

На музыкальных занятиях можно  использовать  образные рассказы, которые предлагаются  детям проинсценировать. Например: «Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку»  

Исполняется произведение «Курочки и петушок» (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида).  Педагог говорит  детям: «Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?» Показывается шапочка петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваются  действия исполнителей.  Нужно  не пропустить и  отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие образные упражнения:

  • Упражнение «Маленькие кустики»

Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: «Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?» Упражнение выполняется под «Вальс» Ф. Шопена.

  • Упражнение «Сварим кашу»

Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу «Ассорти». Дети «превращаются» в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя «кипящую воду», взрослый приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) «крупу», которая «пыхтит»:

Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И. Мазина «Гречневая каша»

Если печка, то печет.

Если сечка, то сечет.

Ну, а гречка? То гречет?

Вот и нет, она растет.

Если гречку собрать

И в горшок положить,

А потом эту гречку

Водою залить.

А потом еще долго,

Долго варить.

То получится каша,

Любимая каша!

В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы.

Упражнение можно выполнять под «Польку» М. Глинки.

В старшем дошкольном возрасте коллекция музыкальных образов значительно пополняется: 

  • Упражнение «Клоуны» 

(«Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)

Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители.   Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую - с красными.

  • Упражнение «Птицы» 

(«Очарование», муз. Ф. Маршетти)

Повторить с детьми движения, характерные для птиц:

- плавные махи руками в стороны - вверх, вперед-назад;

- энергичные махи руками;

- легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;

- волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;

- плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;

- выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;

- движение «ласточка» с последующей пробежкой, кружением, приседанием;

- кружение друг с другом парами;

- резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками («взмывать в небо»)

Предложить детям «превратиться» в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.

  • Упражнение «Пьеро»  

(«Песня без слов», муз. Ф. Мендельсона)

Вспомнить с детьми сказку А. Толстого «Золотой ключик» и одного из героев - Пьеро.

Что может делать Пьеро:

- ходить, безвольно опустив руки (как две веревочки), плечи и голову;

- прижимать руки к сердцу, возносить их к небу, как бы моля о том, чтобы на него обратили внимание;

- держась руками за голову, раскачиваясь, передавать грусть и безысходность;

- прижимать поочередно ладони тыльной стороной ко лбу, подчеркнуто горестно вздыхать;

- закрывать лицо руками, покачиваться из стороны в сторону;

- делать грустное, печальное выражение лица.

Перед выполнением образного упражнения музыкальный руководитель читает текст - историю несчастной любви Пьеро:       «Давным-давно в сказочном кукольном королевстве жил очень добрый и хороший мальчик по имени Пьеро. Его все любили за то, что он был самый вежливый, послушный и застенчивый мальчик во всем королевстве. Однако его очень жалели, потому что этот вежливый и послушный мальчик всегда был чрезвычайно грустный и печальный. Из его прекрасных глаз без конца капали горькие-горькие слезы. Пьеро ходил, плакал и пел печальную песню: «Мальвина, Мальвина, принцесса моя! Мальвина, Мальвина, мне жизнь не мила!»  Пьеро (а об этом знало все королевство) был влюблен в прекрасную девочку с голубыми волосами, которую звали Мальвина. Но он не мог признаться ей в любви, потому что был очень застенчивый. Что ему оставалось делать?! Только петь и плакать, плакать и петь».

  • Упражнение «Оживший цветок»

Дети из подготовительной группы очень любят передавать образ «оживающего цветка»: дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: Мне нравится делать это упражнение под музыку Э. Грига «Утро». Или каждый ребенок по очереди изображает бытовые предметы: например, закипающий чайник со свистком, скрипучую дверь, настольную лампу или торшер.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому важно использовать упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Например: 

  • Упражнение «Кукла-марионетка»

Ребята представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.

  • Упражнение «Шалтай-Болтай»

Руки свободно, расслабленно следуют за движением корпуса.

  • Упражнение «Большие камни»

Ребенок имитирует поднятие большого камня, напрягая все тело, затем «бросает» его, расслабляясь.

         Музыкально — пластические импровизации

Целью музыкально-пластических импровизаций является  передача в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Латинское слово "improvisus" - означает "непредвиденный".

Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. 

Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие музыкально-пластических импровизации:

  • «Осенние листья» 

(«Осенний сон», муз. А. Джойса)

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

  • «Бабочки» 

(«Мотылек», муз. Д. Кабалевского)

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

  • «В стране цветов» 

(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского)

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои

движения, выражая общее радостное настроение.

  • «В царстве золотой рыбки» 

(«Аквариум» из «Карнавала животных», муз. К.Сен-Санса)

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.

  • «В замке спящей красавицы»

(«Романс», муз. Д. Шостаковича)

В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать.

Заключение

В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки нужно учить их раскрепощаться, самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов.    

Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!).

         Известный детский писатель Джанни Родари писал: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»

Глоссарий

Ритмический рисунок (в музыке) - последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).

Творчество - процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность результата.

Фраза  (в музыке)  - относительно завершенная часть мелодии, темы.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. -М.: Музыка, 2000.

2. Бессонов П. А. Детские песни . -М, 2008

3.Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/. -М.: Педагогика, 2000.

4.Ветлугина  Н. А. Музыкальное развитие ребенка - М., 2008.

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества/. –Линка - Пресс., 2011.

6. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания – Линка - Пресс.: 2009.

7.Каплунова И., Новоскольцева И.   Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - С.-П.:Невская нота, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...