План работы по самообразованию воспитателя
методическая разработка (младшая группа)

Ларина Татьяна Ивановна

Мы все стараемся уделять максимум внимания речевому развитию дошкольников и для этого существуют разнообразные формы и методы работы и одна и из них - тееатрализация .Как влияет театрализация на успешное речевое развитие- это я пыталась выяснить в процессе самообразовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Театрализация как одно из средств развития речи у детей раннего возраста»

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Актуальность темы.

3. Перспективный план работы по самообразованию на 2022-23год.

4. Список литературы

Пояснительная записка

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей дошкольного возраста. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- воспитанием воли,

- развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- художественным образованием и воспитанием детей.

Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации . Важно развить у дошкольника не просто речь, а выразительную, красивую речь.  Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Это способствует и совершенствованию речи дошкольника. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные игры помогают и развитию речи ребёнка, и становлению малыша как личности.

Актуальность

В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация основной образовательной программы дошкольной организации  осуществляется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры…».

Опыт работы с дошкольниками показывает, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры, которые как бы представляют персонаж, его действия – пальчиковые, этюдные эпизоды ( когда дети смотрят постановку воспитателя и когда пытаются сами участвовать), драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, потешки, рассказы и театрализованные представления.

Размышляя над вопросом о повышении  речевого развития детей, я пришла к

выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

- создание условий для возникновения и развития данной деятельности;

- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;

- поддерживание  интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми (родителями, педагогами).

Цель моей темы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

Для достижения цели я ставлю перед собой задачи:

1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме .

2. Разработка перспективного плана работы .

3. Развивать речь детей средствами театрализованной деятельности: расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения, звукоподражания.

Форма работы с детьми и родителями:

Индивидуальная;

Групповая.

Ожидаемые результаты:

• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста;

• приобщение детей к театрализованной деятельности;

• обогащение словарного запаса и активизация  речи детей раннего возраста;

• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

• повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализация  как  одно из средств развития речи у детей раннего возраста».

Перспективный план по самообразованию на 2022-2023 учебный год

   Срок

  Содержание работы

 Практический выход

В течении года

1.Изучение  материалов:

- Н.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра»;

- Е.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста».

2. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

3. Знакомство с опытом работы по данной теме в сетевом сообществе.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе .

Составление перспективного плана по реализации темы.

Оформление уголка театра.

Работа с детьми

1.НОД по речевому развитию с использованием театрализованных игр и пособий.

2. Артикуляционные игры и упражнения.

3. Пальчиковые игры и этюдная работа.

4.Использование малых фолькло-

рных жанров в образовательном процессе.

5. Знакомство детей с доступными видами театра. Обучение приемам действий с персонажами.

- Создание подборки артикуляционных игр и упражнений.

- Составление картотеки.

- Разыгрывание детьми потешек, сказок с использованием настольного театра, театра на магнитах.

Взаимодействие

с родителями.

  1. Привлечение  родителей к изготовлению персонажей различных видов театра.
  2. Папка- передвижка для родителей « Домашний театр».

- Изготовление папки- передвижки. Анализ родительских отзывов и пожеланий.

Используемая  литература.

1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991

2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М. : Просвещение, 2005;

3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;

4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;

6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;

7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013

8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008

9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".

Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах.  Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...