Эмоциональные нарушения. Агрессивный ребёнок. Практические рекомендации педагогам.
статья

Пашкина Дарья Александровна

В данной статье подробно описаны рекомендации по работе с агрессивными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_rebyonok.docx17.68 КБ
Файл po_rabote_s_agressivnymi_detmi.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребёнка.

1 – шаг - Стимуляция гуманных чувств.

- стимулируйте у ребёнка умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение

- развивайте у ребёнка сопереживание, сочувствие к другим.

Вопросы:

- «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

- «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»

- Спросите у ребёнка, почему плачет обиженный малыш

- Предложите помириться с обиженным ребёнком

2 шаг - Ориентация на эмоциональное состояние другого.

- Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного состояния к случившемуся.

- Помогите ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние другого ребёнка, а не только собственное.

- Чаще разговаривайте с ребёнком о его собственных чувствах

Вопросы:

- «Как ты думаешь, ему сейчас грустно?», «Что он сейчас чувствует?»

3 шаг – Осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния

Обсуждайте с ребёнком ситуации, в которых он становится агрессивным, что означает контролировать свои чувства и зачем это нужно, чаще спрашивайте о вариантах выхода из конфликтной ситуации.



Предварительный просмотр:

Эмоциональные нарушения. Агрессивный ребёнок.

Практические рекомендации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослому человеку рекомендуется проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

Педагогу рекомендовано:

1. Спокойно относиться к проявлению незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, убрать игрушки");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

3. Контролировать собственные негативные эмоции. Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Обсуждать проступки. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

5. Демонстрировать модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

 Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

Практические рекомендации педагогам « Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

« Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку» Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.Помочь ребёнку пр...

Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...

Эмоциональные нарушения. Агрессивный ребенок. Практические рекомендации педагогам.

Один из путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи.Для этого используются следующие приемы:- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);-констатирующий воп...