Практические рекомендации педагогам « Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»
консультация на тему

Лейбук Ксения Сергеевна

« Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

 

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей, которые его окружают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_rabote_s_zastenchivymi_detmi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА № 1056

Практические рекомендации педагогам

« Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

                                     Подготовила: Лейбук Ксения Сергеевна

Москва 2016

 « Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей, которые его окружают.

Портрет застенчивого ребенка

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже: опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками…  Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет. Когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти укромный уголок, начинает заикаться, или безостановочно болтать и нести чепуху...

« Невидимые» проблемы

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений ( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)

Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.

Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость...Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...

Личностные особенности застенчивых детей:

Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые.

Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!

Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как  застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.

Работа педагога с застенчивым ребенком

- развитие позитивного самовосприятия ребенка

- повышение уверенности в себе и своих силах

- развитие доверия к другим

- работа со страхами

- развитие умения выражать свои эмоции

- развитие навыков коллективной работы

- развитие навыков самоконтроля

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений.

Важно:

- создание ситуаций успеха: выбирать такие задания или поручения с которыми ребенок наверняка справится;

- обязательно отмечать успехи ребенка вслух, тактично, не слишком заостряя внимание на ребенке;

- просьба, обращенная к застенчивому ребенку должна содержать конкретные задания. Важно , чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением;

- в общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания;

- не следует называть ребенка застенчивым и робким в его присутствии;

-задав вопрос или предложив ребенку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только, исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа);

-если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал»;

-если замечено, что застенчивый ребенок что-то делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить этому других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения;

-читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождитесь от него ответа;

-нельзя заставлять ребенка общаться с другими детьми, если он этого не желает;

-если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребенка, надо самим включиться в игру, корректировать ее и направлять;

-в работе с детьми надо быть справедливыми, сдержанными и принимать их такими, какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации педагога-психолога по развитию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенн...

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

Практические рекомендации педагогам и психологам по развитию активности и самостоятельности у детей раннего возраста

Рекомендации адресованы педагогам и психологам, которые работают с детьми до 3 лет. Рекомендации практикоориентированы и отражают разные игры, упражнения, задания и подходы по развитию двигательной, п...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...