Рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ детей с нарушением зрения
консультация

Рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ детей с нарушением зрения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ детей с нарушением зрения

Дошкольники с нарушениями зрения, как правило, характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Кроме того, они чаще подвержены простудным заболеваниям, а показатели их физического развития на 5–14 % ниже, чем у нормально видящих . Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д.

Необходимо правильно организовать двигательный режим для детей с нарушением зрения, обеспечивать в полном объеме содержание знаний по развитию движений в сочетании их с другими видами детской деятельности (конструированием, рисованием, играми) и лечебно-восстановительными мероприятиями, а также с учетом особенностей двигательных возможностей детей, т.е. важно правильно определить норму физической нагрузки. При этом необходимо учитывать:

 

1. Общее количество времени для активных движений в режиме дня.

2. Время двигательной активности в каждом режимном отрезке.

3. Интерес и доступность для детей разных видов движений.

4. Дозировку двигательных упражнений в зависимости от состояния зрения и двигательной подготовленности детей.

5. Чередование общеукрепляющих и коррекционных упражнений..

 

Для оптимизации комплекса педагогических средств активизации двигательной сферы ребенка следует четко организовать весь режим подвижности. Для этого из общего количества времени пребывания детей в детском саду исключается время сна, приема пищи, лечебных процедур, занятий статического характера, не связанных с большой двигательной активностью. В режиме 12-часового пребывания детей в специализированных группах это составляет 5 ч. Оставшиеся 7 ч занимает двигательный режим. Из них 60 % времени – 4 ч. 20 мин – время активных движений для каждого ребенка. Для организации двигательной активности следует учесть наиболее приемлемые режимные моменты:

       утренняя прогулка – 1 ч. 10 мин;

       утренняя гимнастика – 10 мин;

       перед занятиями статического характера – подвижная игра – 6–8 мин;

       физкультминутки в сочетании со зрительными упражнениями в ходе занятий, игр и лечебных мероприятий – 15–20 мин;

       игры между занятиями – 10–12 мин;

       занятия двигательного характера (физкультурное, музыкальное, экскурсии) – 20–25 мин;

       дневная прогулка – 1,5–2 ч;

       музыкально-ритмические упражнения, воздушные процедуры (с движением) после дневного сна – 10–15 мин;

       игры после полдника, коррекционные упражнения, индивидуальные и подгрупповые занятия, связанные с коррекцией движений и ориентировкой в пространстве, – 15 мин;

       вечерняя прогулка – 1,5 ч.

В режиме двигательной активности необходимо учитывать коррекционные задачи. Так, на утренней прогулке можно вести пропедевтическую работу по овладению основными движениями, используя для этой же цели и индивидуальные упражнения на координацию движений, ориентировку в пространстве (по 7–8 мин на упражнения каждого вида).

В подвижных играх можно упражнять зрение, слуховое восприятие, внимание и т. д. (5–6 мин).

Корригирующая гимнастика для рук может сочетаться с закаливающими процедурами и упражнениями на осанку (5–6 мин). Подвижные игры и упражнения перед и между занятиями могут продолжаться в течении 5–10 мин.

Физкультминутки, направленные на активизацию и упражнение зрительных функций, сочетаются с общеукрепляющими упражнениями в процессе проведения общеобразовательных занятий, игр, лечебных процедур (в течение 3–4 мин каждая).

Таким образом устанавливается взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в режиме дня, что способствует повышению эффективности лечения и развитию уровня двигательной активности.

При подборе материала учитываются особенности детей: нарушения координации движений, зрительно-пространственной ориентировки, стереоскопического видения. Поэтому в упражнения, стимулирующие двигательную активность, входят: ходьба, бег, прыжки, которые выполняются с опорой на сохранные анализаторы: слух, осязание и т.д.

Повышение двигательного режима наиболее успешно осуществляется в разнообразных подвижных играх. Всего в день проводится не менее 4 подвижных игр со всеми детьми и подгруппами (по 6–7 детей).

Подвижные игры следует связывать с задачами коррекционно-компенсаторного развития детей. В некоторых из них можно изменить атрибутику, ход игры, создать специальные условия в связи с двигательными и зрительными возможностями детей.

Одной из форм, повышающих двигательную активность, являются занятия и игры на спортивной площадке, которые проводятся ежедневно. Для детей с нарушением зрения следует создавать снаряды и пособия, позволяющие им выполнять упражнения без затруднений. Для метания надо подготовить специальные мишени, имеющие выразительный контур, яркую цветовую окраску.

Создание оптимальных условий зрительной ориентации детей с нарушением зрения позволяет проводить спортивные игры: баскетбол, городки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...

Общие рекомендации по организации учебно-познавательного процесса для детей с нарушением зрения

Особенности зрительного восприятия изображения учениками с офтальмологической патологией сугубо индивидуальны. Но общие рекомендации по организации учебно-познавательного процесса данной категории обу...

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у дете...

Требования к организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения

Основные требования к организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения...

Рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ детей с нарушением слуха

Рекомендации по организации двигательной деятельности в ДОУ детей с нарушением слуха...

Доклад по теме: "Организация работы по здоровье-сбережению детей с нарушением зрения на ООД по по физическому развитию"

Доклад по теме: "Организация работы по здоровье-сбережению детей с нарушением зрения на ООД по по физическому развитию"...

Особенности организации и реализации инклюзивного образования детей с нарушением зрения в ДОО

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеоб­разовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети. Такой подход возмож...