Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов
материал

Бамматова Гёзель Сраждиновна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики»

Подготовила: воспитатель Бамматова Г.С.

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, развивающими мелкую моторику; изготовление совместно с педагогами пособий для детей из бросового материала.

Задачи:

• подготовить бросовый материал;

• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

• изготовить совместно с педагогами пособия из бросового материала для детей.

Оборудование: материал типа травка, широкая резинка, нитки, иглы, дырокол, воздушные шары, нитки мулине, цветные маркеры, мука, горох, гречка, крышечки из-под киндер сюрпризов, шило, пустые бутылки из-под моющихся средств, канцелярские ножи, шнуровка разных цветов.

Теоретическая часть.

Цель: Дать представление педагогам о том, как развитие мелкой моторики рук влияет на речь детей. Познакомить с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников

План.

1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.

2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников

Ход семинара

1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном развитии речи, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.

Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Недаром педагог ВСухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

«Идет коза рогатая.»,

«Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

«Сорока-сорока.»,

«Ладушки-ладушки.»,

«Этот пальчик дедушка.» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Развивается координация слова с движением.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях«вправо»«влево»«вверх»«вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений со взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Зайка серенький».

Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки)

И ушами шевелит (руками имитируют движения ушей)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (потирают плечи ладошками, скрестив руки)

Нужно лапочки погреть. (поочерёдно прячут кулачок то в правую, то в левую руку)

Вот так, вот так

Нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (перепрыгивание с ноги на ногу)

Нужно быстро поскакать. (прыжки на 2-х ногах на месте)

Вот так, вот так

Нужно быстро поскакать.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, игры с настольными пособиями для развития мелкой моторики рук.

- нанизывание бусин на нитку;

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы) и т. п.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки :

Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплая на ощупь;

Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Немаловажное значение в развитии мелкой моторики рук имеет и продуктивная творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд). Манипулирование изобразительными материалами способствует развитию точности движений рук.

Следующий этап работы – знакомство с разновидностями пальчиковых игр:

1. Игры со счётными палочками.

2. Выполнение фигурок из пальцев.

3. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений.

4. Игры с мячами.

5. Кинезеологические упражнения.

6. Массаж (самомасссаж).

Совместно с педагогами проиграли все разновидности пальчиковых игр.

Практическая часть.

1. Педагогам было предложено изготовить пособия для развития мелкой моторики своими руками из бросового материала. Такие пособия как«Массажные щётки»«Разноцветные бусы»«Мякиши»«Рыбка».

Для этого педагоги ознакомились с алгоритмами выполнения данных пособий

Пособие «Массажные щётки»

Необходимо взять квадрат материала типа травка размером десять на десять сантиметров. С помощью ножниц вырезать овальную форму размером с детскую ладонь. С помощью дырокола сделать по два отверстия с каждой стороны травки. Затем взять большую иглу с ниткой и с изнаночной стороны травки пришить резинку, так чтобы она крепко держалась на ладони.

Пособие «Мякиш»

Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

Пособие «Разноцветные бусы»

Для изготовления этого пособия нам понадобится: шнурок, разноцветные крышечки из-под киндер сюрпризов, шило. Разноцветные крышечки из-под киндер сюрпризов необходимо поделить на две части. В центре каждой крышечки проделываем отверстия. И получившиеся бусины нанизываем на шнурок.

Пособие «Рыбка»

Для изготовления «Рыбки» понадобится пустая бутылка из-под шампуня. Нужно отрезать верхнюю часть и донышко бутылки. Оставшуюся часть бутылки разрезать на две части из одной части бутылки вырезаем форму рыбки (формы могут быть различными, например, машины, животные, одежда, обувь). С помощью шила проделываем отверстия в получившейся рыбке. Оформляем рыбку разноцветным шнурком и пластмассовым глазиком.

Итогом семинара было творческое задание педагогам - придумать и презентовать всеобщему вниманию как можно больше игр и упражнений для детей с каким-либо пособием, способствующим развитию мелкой моторики рук, координации движений, усидчивости, интереса ребёнка и творческого начала.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»  

        Разработала:

Бамматова Г.С.

2019 г

Цель: показ педагогам ДОУ приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

2. Содействовать появлению желания у участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.

Сегодня я  хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

         Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.      Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).                   Один из способов развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т.д. У меня в кабинете есть различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей. Как игры и пособия фабричного производства, так и пособия и игры, которые сделаны своими руками: су джок, разные шнуровки, мозаики, пазлы, конструкторы, волчок, различные головоломки, разрезные картинки, «Дополни предмет» (игры с прищепками), «Волшебные камешки», «Найди такой же на ощупь», «Волшебные палочки», «Гладкий-шершавый», «Мастерская золушки» и т.д. Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

       

Предлагаю вам проиграть в некоторые из таких игр.

«Дополни предмет» (игры с прищепками)

Цель игры: Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.

Игра «Волшебные камешки»

Цель: развивать у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление; развивать мелкую моторику.

Задание: Ребенку предлагается выложить узор из камешков (на начальном этапе – по схеме, затем – самостоятельно). Схемы могут быть самые разнообразные. Я подбираю схемы соответственно лексической темы: зима – морозные узоры; одежда – платье, насекомые – бабочка и т. д.

Игра «Мастерская золушки». Пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

Игры с сыпучими материалами

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Наматывание ленточек

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

 мы любим забавы снежной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот! »

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.

1.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2.Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

3.Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.

4.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

5.Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности»

Подготовила  и провела: Бамматова Г.С.

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями

-расширить кругозор педагогов посредством игры

Оборудование: тесты по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; карточки к дидактической игре «Вот так заработали»; изображения различных ситуаций к обсуждению «Как потопаешь, так и полопаешь»; шапочки медвежонка, зайки, белки, ежика для спектакля «Лесная ярмарка»; 20 карточек с изображением товаров в яркой упаковке; супермаркет; корзинки для покупок; половинки листов бумаги; 10 карандашей красного цвета; 10 карандашей синего цвета

Теоретическая часть

Долгое время в нашей стране развивался стереотип, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей. В современных реалиях жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Как мы знакомим ребенка с экономикой? Программа экономического воспитания разделена на несколько блоков:

1 блок. Без труда нет жизни на земле. Формируем понимание терминов: труд, товар, работа, профессия, услуга. Первичные знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи между понятиями трудиться-зарабатывать; определение соответствия между профессией и продуктом профессионального труда; понимание того, что трудиться, помогать старшим-хорошо, а лениться – плохо.

2 блок. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. Формируем понимание терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банк, банковская карта. Знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи понятий деньги-труд-заработная плата и деньги-товар (услуга); определение разницы между видами денег.

3 блок. Покупаем, продаем, обмениваем. Термины: покупка, обмен, товар, услуга, продажа, цена, качество, реклама. Знания и умения: осознание взаимосвязи между понятиями стоимость-цена товара как основы товарно-денежного обращения; определение различия между потребностями и желаниями; понимание, что возможности покупок в семье ограничены, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями.

4 блок. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Термины: сберегать, копить, экономить, личные деньги, сбережения. Знания и умения: осознание взаимосвязи между тратами и сбережениями; понимание ограниченности денежных ресурсов и необходимости их сбережения; понимание назначения такого предмета, как копилка для личных нужд и исполнения желаний.

5 блок. Учимся занимать и отдавать долги. Термины: долг, заем. Знания и умения: осознание взаимосвязи между долгом и ответственностью; понимание долга как серьезного обязательства; понимание возможных негативных последствий заимствования чужого.

6 блок. Учимся планировать. Термины: план, планирование. Знания и умения: осознание взаимосвязи между планом и успешностью достижения целей; понимание важности планирования в повседневной жизни; умение подводить итоги выполнения плана и поставленных целей.

7 блок. Богатство и бедность. Термины: денежное благополучие, ценность денег. Знания и умения: осознание взаимосвязи между богатством и честно заработанным достатком семьи; понимание, что не все продается и покупается за деньги; формирование положительного отношения к щедрости людей и неприятие жадности.

Знакомство проходит через чтение и обсуждение художественной литературы, пословиц и поговорок, решение ситуационных задач, проведение различных видов игр и упражнений, постановку спектаклей.

Практическая часть

А сейчас мы хотим предложить вам окунуться в практическую часть. И начнем с того, что проверим вашу финансовую грамотность. Вам нужно будет ответить на 4 вопроса теста.

(Педагогам раздаются вопросы теста каждому индивидуально, ручка/карандаш)

1. Тест.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 2 года под 8% в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

- более 108000 рублей

-ровно 108000 рублей

-менее 108000 рублей

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10% в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

- более 150000 рублей

- ровно 150000 рублей

- менее 150000 рублей

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с первоначальной цены, а в другом 10% с первоначальной цены. Что выгоднее?

- скидка в 1500 рублей

- скидка в 10%.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту

- меньше 6%

- ровно 6%

- больше 6%

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

1. Более 108000 рублей

2. Более 150000 рублей

3. Скидка в 1500 рублей

4. Ровно 6%

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

2. Игра «Вот так заработали»

Игра используется к 1 блоку «Без труда нет жизни на Земле»

- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать?

- Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами)

- помыли полы

- упали с роликов

- участие в выставке

- участие в соревнованиях

- нарисовали на обоях

- ходим на работу

- починили самостоятельно

- помогли маме

В ходе игры вводим в активный словарь слово «заработать», дети должны понимать, что это слово используется не только вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заслужил наказание, провинность.

3. Игра-обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь»

Обсуждение к блоку 2 «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

Предлагаем вам разобрать смысл старинной пословицы «Как потопаешь, так и полопаешь». Ее понимают буквально так: как поработаешь (потопаешь, так и поешь (полопаешь).

(Рассматриваем картинки с различными жизненными ситуациями)

1. Мальчик мечтает о конфетах, рядом мама с сердитым видом посреди комнаты ребенка с беспорядком. Вопросы для обсуждения: О чем мечтает мальчик? Чем недовольна мама? Заслужил мальчик конфеты?

2. Ребенок в кровати, накрыв голову подушкой, будильник уже давно прозвонил, ребенок не встает. Мама пытается его разбудить и указывает на часы. Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, успеет ли ребенок к завтраку (ведь все остальные уже умылись, заправили свои кровати? Кто виноват в том, что все позавтракали, не дождавшись мальчика? Будет он теперь вставать вовремя?

3. Дети собирают ягоды (помогают бабушке, а вечером всех ждет чай с пирогами. Вопросы для обсуждения: Можно ли считать работой то, что дети помогают собрать урожай? Заслуживают ли они вознаграждение? Какое вознаграждение они получили?

4. Мальчик помог маме. За это мама дала ему монетку и он положил ее в копилку. Вопросы для обсуждения: Можно ли сказать, что мальчик серьезно помог маме? Заслужил ли он вознаграждение за свой труд?

В ходе данного занятия-обсуждения формируем у детей представление о прямой взаимосвязи с трудом и вознаграждение за него.

4. Мини-спектакль «Лесная ярмарка»

Закрепляем материал по 3 блоку «Покупаем, продаем, обмениваем»

Сидят лесные жители Белочка-Умелочка, Зайка-Зазнайка, Медвежонок Потапыч на полянке и скучают. Идет Мудрый Ежик.

Мудрый Ежик. Что такие невеселые? Почему скучаете?

Зайка-Зазнайка. Не знаем чем заняться. Во все игры переиграли: и в прятки, и в догонялки.

Мудрый Ежик. Я помогу вам, покажу новую интересную и полезную игру. Но для этого надо знать два новых слова: первое слово – товар.

Медвежонок Потапыч (удивленно). Что за штука такая – товар?

Белочка-Умелочка (обращаясь к зрителям). Может быть вы подскажете, что это такое?

Все слушают ответы зрителей, при необходимости Мудрый Ежик комментирует их.

Зайка-Зазнайка. Я понял! Потрудился, что-то сделал, себе взял и еще осталось. То, что осталось, можно обменять или продать. Правильно?

Белочка-Умелочка. У меня орехов много! Я их собирала в роще.

Медвежонок Потапыч. У меня мед лишний есть!

Зайка-Зазнайка. Я морковки и капусты много вырастил. Не хватит и еще останется.

Мудрый Ежик. Лесные жители все добывают сами для себя. То, что остается лишнее, может превратиться в товар. Товар – это то, что можно купить или продать.

Медвежонок Потапыч. А второе слово?

Мудрый Ежик. Второе слово сложнее, это - цена. Это то, за что ты готов отдать свой продукт труда.

Зайка-Зазнайка. Как же мне цену для морковки и капусты определить? Я грядки копал, семена сажал, все поливал, урожай от гусениц и жуков защищал. Трудно былою

Белочка-Умелочка (обращаясь к Зайке). Значит, цена твоей морковки и капусты очень высокая будет? За одну морковку все мои орехи заберешь?

Мудрый Ежик. Цену-то можно и высокую назначить, только надо, чтобы еще покупатели были и захотели это купить! А то останешься ты со своим товаром и ценой без покупателей.

Медвежонок Потапыч (обращаясь к Зайке). Цену надо такую, чтобы свой товар продать и за то, что затратил (семена, вода, свое время, свой труд, вознаграждение получить.

Мудрый Ежик. Если вы своими товарами будете не обмениваться, а продавать их и покупать, то получится настоящая ярмарка. Запомните: главное на ярмарке не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем он торгует: товар и его цена. Товар – это тот продукт труда, который произведен для продажи. Цена – это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар (Обращается к зрителям). Чтобы наша лесная ярмарка была веселая, давайте разгадаем загадки «Что на ярмарке главное?»:

1. Угадай, как, то зовется, что за деньги продается, не отдадут его как дар, купить сможешь как ___ (товар). Хороший товар всегда хорошо покупается. Важно не только количество товар, но и хороший ли он, его качество!

2. Смотрю: лежит товар хороший, но смогу ль его купить? О чем, прежде всего, я должен у продавца спросить? ___ (о цене). Какого товара в магазине меньше, тот товар дороже (стоит больше). Какого товара больше, тот товар дешевле (стоит меньше).

Мудрый Ежик. Молодцы, оказывается, вы все знаете!

Дети должны понять, что продуктом труда является товар, оценить который непросто.

5. Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Делим коллег на 2-3 команды (условные семьи, каждая получает по 5 монет на покупки и отправляется в супермаркет.

На столе лежат карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточек кладут их в сумку (коробочку, пакет). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги, семьи вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне указано, что за товар они купили.

(на карточках товаров на лицевой стороне изображения красивых упаковок с яркими рисунками, на обратной стороне изображения товара – всякой ерунды: веники, очки, хлопушки, соски, погремушки, гвозди, молотки, клей, ложки, шишки, шарики, пуговицы и тд.)

Эта игра относится к 4 блоку «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Учим детей тратить деньги грамотно. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке. Хочется все купить, но денег на все быть не может. Делая покупки, следует выбирать то, что сейчас важнее.

6. Игра «Занять и одолжить»

Делим педагогов на две группы, даем каждому по листу бумаги, одной группе выдаем красные карандаши, другой – синие. Обеим группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри.

Чтобы выполнить задание им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.

Игра 5 блока «Учимся занимать и отдавать долги» знакомит детей с понятиями «одалживать», «занимать». Акцент стоит сделать на том, что если занял, нужно обязательно отдать, так как у детей формируется опасная привычка легкого заимствования.

- А вы вернули одолженный карандаш?

7. Игра «Составляем план покупок»

Чтобы нам было удобно сделать нужные покупки, ничего не забыть купить, удобнее всего перед походом в магазин сделать план покупок. Сейчас вы попробуете сделать такие списки сами. Товары в списке должны быть разбиты на группы по отделам магазина, чтобы не бегать из отдела в отдел, а все сразу купить и направиться к кассе.

Мы предоставляем вам конкретные блюда, для которых нужно купить продукты. (Педагогам предоставляются карточки с названием блюд: каша, яичница с колбасой и помидорами, макароны с котлетой, салат «Оливье», суп «Рассольник», яблочный пирог)

Данная игра 6 блока «Учимся планировать» формирует начальные навыки планирования. Доносим до детей, что планирование может стать хорошей привычкой. Все успешные люди всегда составляют планы.

Подводя итоги нашего с вами семинара, мы хотели бы сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний будет достаточно. А формы работы можно усложнять и дополнять в зависимости от степени усвоения материала вашими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов

АРТ-МЕТОДИКА  "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA...

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Взаимодействие с родителями воспитанников...