Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов
материал

Шатайло Оксана Васильевна

АРТ-МЕТОДИКА  "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)

https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выразительное чтение воспитателя как метод приобщения детей к книге

Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу  работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. О применении этого метода по отношению к дошкольникам много говорилось в работах Евгении Александровны Флериной, Надежды Сергеевны Карпинской и других.

Но специалисты по дошкольной педагогике видели в этом методе, прежде всего, средство воспитания ребенка, а не читателя в ребенке. С ними можно согласиться только в том, что и выразительное чтение, требует от воспитателя начитанности, общей культуры, умения анализировать и чувствовать текст.

Искусство выразительно читать всегда ценилось у слушателей.

Большую роль играет этот метод в практике дошкольного воспитания, становясь действенным средством влияния на воображение, ум и чувства маленьких слушателей, средством пробуждения в них интереса к художественному слову. Выразительное чтение является также одним из видов анализа текста.

Читать выразительно — значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.

Одна из закономерностей усвоения речи состоит в понимании ребенком эмоциональной выразительности речи.

При использовании этого метода необходима тщательная подготовка воспитателя. В данном случае нельзя полагаться на природный дар чтеца или рассказчика.

Требования, предъявляемые к чтению произведения:

Правильная орфоэпия чтеца — важнейший элемент культуры его речи.

Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся:

своего, его, сегодня, булочная, скучно, что, счастье, катается, смеется и т. д. — [сваево], [иво], [сиводня], [булошная], [скушна], [што], [щастье], [катаитса], [смиётса] и т. д., [скворешник]

а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков:

 шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, коклюш и т. д.
Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре.


            Сила голоса. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит, прежде всего, от содержания произведения.
Как правило, читать ребенку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает.

Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием.

Так, сначала мы ровным негромким голосом произнесем:
И однажды утром рано
Мы услышим в тишине...
               Дальше голос крепнет и звучит, как рапорт:
«Космонавт Егор Степанов
С Марса шлет привет Луне!» (С. Михалков.)

Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.

Темп речи. Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием.

Так, стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» читается очень неторопливо:
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.

Дело было вечером, делать было нечего.

Но совсем в другом темпе, быстро и задорно, читается его же «Песенка друзей»:
Красота! Красота! Мы везем с собой кота,

чижика, собаку, Петьку-забияку,

обезьяну, попугая — вот компания какая!


Часто в одном и том же произведении мы разные части читаем по-разному. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные — иногда почти скороговоркой.

Паузирование. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Вот как надо расставить паузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»:
«Она смотрит на стол/ и наконец / замечает рюмку с подснежником./
— Подснежник,— /радостно/ говорит она. —/Откуда?/ Где вы его взяли?/
— Я нашел его / сегодня в лесу, — /с гордостью сообщает Сережа.—/ Это тебе/ подарок./
Мама берет рюмку с цветком./
— Спасибо, — /говорит она. — /Это первый / весенний цветок/. Он под снегом растет./ Значит, / весна / уже наступила».

Чаще всего мы пользуемся паузами и при передаче напряженности в отдельных местах рассказа или стихотворения: паузами мы подчеркиваем эту напряженность.

     Велико значение и эмоциональной окраски голоса (его тембра): одни и те же слова в зависимости от того, с каким выражением их произносят, могут совершенно менять смысл. Воспитатель, перед тем как читать детям художественное произведение, должен хорошо представлять себе его тембральный рисунок. Правильно эмоционально окрашенное чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу.
Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию читаемого. Даже заразительно смешные рассказы Н. Носова, прочитанные без должного настроения, с унылым лицом, не вызовут радости и веселого смеха детей. Очень важен жест при чтении: он дополняет слово, делает его более весомым. Но надо бережно относиться к жесту, не следует им злоупотреблять.

При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям.

Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми.

Литературное произведение читается детям, как на занятиях, так и в свободное время. Выбор текста для чтения на занятиях регламентирован программой, по которой работает дошкольная организация.

В свободное время воспитатель может читать тот текст, который нравится ему самому. Но во всех случаях надо найти в произведении то, что будет способствовать пробуждению чувств и у читающего, и у слушателей. Нельзя назвать выразительным индифферентное, неискреннее, наигранное чтение.

Выразительно читать не значит разыгрывать текст в лицах, перевоплощаясь в героев произведения. Выразительно читать – значит донести до слушателей, т.е. в процессе чтения выразить, авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. Для этого воспитателю нужно любить сам процесс чтения, не бояться его, не думать о том, что талант чтеца дан свыше. Он вырабатывается с помощью кропотливого, вдумчивого чтения большой литературы для маленьких.

Одним из эффективных приемов выразительного чтения является зрительный контакт с детьми, т.е. педагог во время чтения произведения должен отрываться от книги и следить за эмоциональным откликом детей на произведение.

Следовательно, выразительное чтение воспитателя — это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств ребенка.



Предварительный просмотр:

Региональный этап всероссийских конкурсов профессионального мастерства

в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Педагог года Югры – 2019»

Номинация «Воспитатель года -2019»

                                                                      Мастер – класс

                                                                               «Здоровый ребенок»

        

Цель мастер-класса: диссеминация педагогического опыта по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Задачи:

- показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу жизни;

- вовлечь педагогов в игровое общение;

- продемонстрировать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье;

- раскрыть возможные пути объединение семьи и ДОО к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат мастер – класса:

  1. Осознание участниками мастер – класса  понятий «здоровьесбережение», «правильное питание».
  2. Применение полученных знаний и умений педагогами в дальнейшей практической деятельности.
  3. Улучшение организации питания воспитанников.

Материалы: презентация по теме мастер-класса; видео; кукла; атрибуты для куклы; карточки с буквами; коврограф - 2 шт.;  дидактическая игра «Витаминное чудо – дерево»; инструкция; памятки для педагогов; книжки – малышки.

Ход мастер-класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность мастера

Время

Подготовительно-организационный:

постановка целей и задач.

(СЛАЙД 1) Добрый день уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!

Предлагаю мастер – класс, а тему мы определим, если соберем из лепестков  два слова. Приглашаю двух участников.

(СЛАЙД 2) Итак, у нас получилось ЗДОРОВЫЙ  РЕБЕНОК. Это и есть тема моего мастер – класса. Что же такое здоровье? Работа с залом.

Правильно я вас поняла, что здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Такую же формулировку дает и Всемирная организация здравоохранения. Мы с вами, коллеги, работаем в образовательных организациях, понимаем важность сохранения здоровья наших детей с самого раннего детства и знаем, что правильно питаться - это значит навсегда забыть о простуде, заболеваниях  сердечнососудистой системы, пищеварительной системы.

Участники мастер – класса выстраивают слова на коврографе.

Выстраивают диалог, проявляют активную позицию.

Основная часть.

Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приёмов) с комментариями.

(СЛАЙД 3) Сегодня я представляю опыт работы по обучению здоровому образу жизни дошкольников, а именно обучению правильному питанию.

Наблюдая за своими детьми в группе, во время приема пищи, я увидела, что не все дети съедают салаты, запеканки, рыбные блюда, бухарский (сладкий) плов.

(СЛАЙД 3) В процессе анкетирования родителей выяснилось, родители не всегда готовят полезную еду дома, а то, что любят дети. Я поставила задачу, повысить интерес родителей к проблеме приобщения детей к правильному питанию. Помог мне в этом опыт работы воспитателя В.В. Иконниковой г. Балашихи Московской области, которая в своей работе использовала программу «Разговор о правильном питании». Активным помощником в решении проблемы стала кукла, она ближе к ребенку и через нее легче донести информацию.

(СЛАЙД 5) Вот она, бабушка Забота волшебная, умная, мудрая, заботливая, с помощью атрибутов превращается то в тыковку, то в луковичку в зависимости от меню, от желания детей и предложений родителей.

Мастер демонстрирует куклу, меняет одежду, шапочки.

Если ей надеть очки, то бабушка Забота прочитает нам сказки, стихотворения о правильном питании.

(СЛАЙД 6) А сейчас, я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю пять участников поработать за столом. Для работы у вас есть все необходимое: инструкция, атрибуты. Думаю пяти минут вам будет достаточно.

Работа с залом. 

(СЛАЙД 7) Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак говорил: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

(СЛАЙД 8) Как же донести детям информацию? Через игровой материал. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, (СЛАЙД 9) тем шире представление детей о том, как поддержать и сохранить здоровье через правильно организованное и своевременное питание. С куклой процесс питания превратился в увлекательное путешествие.

(СЛАЙД 10) Ребята становятся исследователями, следопытами, поварами, технологами, получают знания в интересной форме. (СЛАЙД 11) Это и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, книжки  малышки, изготовленные самими детьми совместно с родителями.

Мастер демонстрирует книжки малышки, передает их для ознакомления участникам в зал. 

(СЛАЙД 12) Любая мама без проблем может с привлечением ребенка изготовить такие книжки на различную тематику. Детские книжки малышки - это просто неограниченный полет фантазии и творчества, их можно сделать практически из любого подручного материала.

(СЛАЙД 13) С целью повышения уровня знаний родителей о правильном питании, мы практикуем рецепты от «Шеф – повара», чтобы родители с легкостью могли выполнить просьбу ребенка «Приготовь творожную запеканку, как в детском саду».

(СЛАЙД 14) Чтобы повысить познавательное развитие детей, я разработала авторскую  игру «Витаминное чудо - дерево».

Мастер обращает внимание на «Витаминное чудо - дерево». 

Что у дерева необычного? Вместо листьев на нем растут продукты. Вырастила его бабушка Забота. Вместе с родителями дети проявляют заботу о дереве, изготавливают для него листочки. Листочки - это игры на заданную тему.

Для занятия на тему «Самые полезные продукты» название игры может звучать «Зерновое дерево», на тему «Полдник» - «Молочное дерево».

Чтобы закрепить знания о пользе овощей, фруктов и ягод, игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке».

Для привития привычки к здоровому образу жизни, расширения кругозора  детей по профилактике болезни сердца, игра  «Что любит сердце?».

Эти игры можно проводить как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

(СЛАЙД 15) Прошу поучаствовать в одной из игр «Полезно - вредно». Для участия в игре  мне нужны два помощника. Цель игры закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах питания.  Необходимо собрать продукты в корзинки. В корзинку с красным знаком складываем вредные продукты, знак зеленый на корзине  означает, что в нее складываются полезные продукты.

Мастер демонстрирует организацию работы с куклой.

(СЛАЙД 16) Кукла может путешествовать по стране детского воображения бесконечно, потому что детской фантазии нет границ, и сейчас наши артисты готовы продемонстрировать сказку.  

Мастер зачитывает задание, читает начало сказки.

(СЛАЙД 17) После проигрывания сказки, мастер предлагает посмотреть сказку, которую сочинили родители. Показ видео.

Участники мастер – класса выполняют задание согласно инструкции.

Участники мастер – класса выполняют задание на коврографе, согласно предложенной мастером хода игры.

Участники мастер – класса афишируют выполненную работу.

Рефлексия.

Заключительное слово.

Итак, я предлагаю вам два листочка: зелёный и красный. Если вам понравился мой мастер – класс, это было актуально, полезно, интересно и вы будете данный опыт использовать в своей работе – прикрепите к дереву зелёный листочек. Ну а если мастер – класс  вас совсем не тронул – прикрепите красный листочек.

(СЛАЙД 18) Спасибо, можно отметить что, именно такая деятельность учит детей быть здоровыми, целеустремленными личностями, способными к восприятию новизны. Огромно воспитательное значение здоровьесберегающих игр. У детей формируется уважительное отношение к своему здоровью, здоровью своих близких, обогащается и углубляется представления детей о том, как поддержать и сохранить здоровье через правильно организованное и своевременное питание.

Спасибо за внимание! Я готова ответить на Ваши вопросы.

Участники проводят  активизацию самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.



Предварительный просмотр:

Оксана Васильевна Шатайло, воспитатель, МДОАУ ЦРР д/с – «Фантазия»,

 г. Пыть-Ях.

Публичная лекция по теме самообразования «Здоровьесберегающие технологии как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни».

            Здравствуйте! Именно ЭТО слово мы постоянно говорим близким, знакомым, родным, соседям, коллегам. А ведь это не просто правила приличия и культуры, это пожелание здоровья.  В современном мире очень много говорят о здоровье. Что же означает это слово? Я предлагаю всем вместе об этом подумать. Я начну фразу, а вы её закончите. Итак, здоровье, по-вашему, это …

( варианты ответов)

Правильно я поняла, что по-вашему мнению, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.     Такую же формулировку дает и Всемирная организация здравоохранения.

         Мы с вами, коллеги, работаем в образовательных организациях, и понимаем важность сохранения здоровья наших детей с самого раннего детства. Этот же вопрос волнует и родителей.

Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак говорил: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Задача нас, взрослых, помочь и научить детей беречь свое здоровье. Поэтому в нашей дошкольной организации уделяется большое внимание здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые направлены на решение  приоритетной задачи современного дошкольного образования сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии являются инновационными, так как способствуют развитию предвидения результатов своего поведения по сохранению и укреплению здоровья, то есть мы учим ребенка понимать, для чего мы это делаем: чистить зубы, чтобы они были здоровыми; делать гимнастику для глаз, чтобы сохранить зрение.

       Здоровьесберегающие технологии делятся на три вида:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья
  2. Технология обучения здоровому образу жизни
  3. Коррекционные технологии.

      В  своей практике я использую различные  здоровьесберегающие образовательные технологии, это и гимнастика для глаз, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, самомассаж и другие.

Думаю, вы тоже можете назвать  здоровьесберегающие технологии, которые используете в своей ежедневной практике? (Смелее. Не поверю, что вы с этим не знакомы.)

                                               (Работа с залом)

Мы с вами перечислили множество здоровьесберегающих образовательных технологий. Но действительно ли они «работают»? Может мы зря всем этим занимаемся и тратим на это время, как вы думаете?

(Работа с залом)

- Это может быть зря в том случае, если педагог сам не верит в эти технологии и использует их от случая к случаю, для галочки.

       Да, использование здоровьесберегающих технологий должно быть систематическим и регулярным, чтобы не получилось, как в анекдоте: у меня на потолке написано: «Завтра я начинаю бегать по утрам». Просыпаюсь утром, вижу надпись и думаю: хорошо, что не сегодня.

        - Они малоэффективны, если работа строится только с детьми, без привлечения родителей.

      Согласна, ведь родители являются равноправными участниками образовательных отношений. Но и здесь есть свои условия. На мой взгляд, для привлечения родителей недостаточно использования традиционных теоретических методов информирования (стендов, консультаций). Важно организовать работу так, чтобы родители увидели на практике, как их применять. Это и открытые просмотры режимных моментов, семинары-практикумы, круглые столы, организация родительских клубов. В Федеральном проекте в сфере образования «Современные родители» родительские клубы обозначаются как центры формирования и развития родительских компетенций.

 - Важно прививать ЗОЖ с самого раннего возраста, чтобы сформировалась привычка. Ведь привычка – вторая натура.

       Да, действительно, а то пока соберешься вести здоровый образ жизни, уже ни образа, ни жизни.

- Очень важно, в какой форме мы доносим эти технологии до детей.

      Да, я согласна. Дети запоминают лишь то, что интересно.

Таким образом, обобщая всё перечисленное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексе, регулярно, систематически, в интересной и увлекательной форме, сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сделают его здоровым, радостным и счастливым.

Литература.

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.

3. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград: Учитель,2009.

4. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.

5. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006г.

6. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» - М: Просвещение,2008.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Мастер-класс для педагогов:

        

«Нетрадиционные техники рисования  в работе с детьми подготовительной группы»

Подготовила

воспитатель:

.Шатайло О. В.

г. Пыть-Ях

2016 год

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе.

Тема моего самообразования «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми подготовительной группы».

Цели:

  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Задачи:

  • Сформировать у детей изобразительные навыки и умения
  • Побудить желание рисовать.
  • Развить воображение, мышление.


Теоретическая часть (презентация)

Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность – это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек.

В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство. Изобразительное творчество детей - один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему.«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                               В.А.Сухомлинский

        

В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство. Изобразительное творчество детей - один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

Стоит отметить, что ребенку очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами… Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии, а ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка.

Это – нетрадиционные изобразительные техники.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

В работе с детьми нашей группы я использовала следующие техники рисования:  (слайды)

Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".

- Сегодня мы с вами тоже будем рисовать, а что или кого мы будем рисовать, вы угадаете, отгадав загадку:

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(гусеница)

4. Столы, расставленные полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы (сухой кофе, растворимый кофе, зерна кофе, тонированные кофе листы, влажные салфетки, пробки от пластиковых бутылок, активированный уголь, свечи, спички, клей ПВА, кисточки, листочки бумаги) .

- Правильно, гусеница. А чем мы будем рисовать, вы сможете определить по следующей загадке:

Я проснулся утром рано и налил американо.

На обед, читая прессу, заказал себе эспрессо,

А потом нашел причину выпить чашку капучино.

А под вечер я, ребята, выпил латтемакиато.

Так ответьте мне, друзья, что в итоге выпил я?

(кофе)

- Все верно!

Открытие кофе описывается в многочисленных легендах. Одна из них ведет в старый монастырь Эфиопии.

Однажды вечером около 850 г. н. э. монахам этого монастыря бросилась в глаза необычайная бодрость монастырских коз. Небольшое "расследование" привело монахов к неизвестным ягодам, которыми в этот день питались козы. Загоревшись любопытством, монахи решили сами попробовать темно-красные плоды. Однако, сильно разочаровавшись в горьковатом вкусе, они бросили зерна в огонь. Вскоре после этого вдруг распространился удивительный аромат. Монахи потушили огонь и из случайно обжаренных кофейных зерен сварили черный напиток. С тех пор напиток, приготовленный по случайно открытому рецепту, помогал им не засыпать во время ночных молитв.

Вот несколько образцов работ рисования кофе (показ образцов рисования кофе с интеренета - распечатка)

Дома я тоже немного практиковалась в рисовании кофе, и пришла к выводу, что чем гуще кофе, тем насыщеннее получается оттенок и чем больше слоев нанести после высыхания первого слоя – тем более ярким и переливающимся получается рисунок. И еще – при тонировании  листа и рисовании кофе лучше выбирать бумагу более плотной фактуры.

Перед вами на столах лежат тонированные кофе листы (их я затонировала заранее), также есть емкости с разведенным кофе для рисования, сухой кофе для декора,  кисточки, листочки для рисования смятой бумагой, пробки от пластиковых бутылок, клей ПВА, зерна кофе, активированный уголь.  Мы начинаем! (включается музыка)

• Для начала нарисуем гусеницу. Возьмите крышки от пластиковых бутылок, окуните их в растворенный кофе и сделайте 5 отпечатков так, чтобы 1 отпечаток оказался выше других – это будет голова гусеницы. Кисточкой дорисуйте гусенице ножки.

• Сейчас в другом нижнем углу активированным углем нарисуйте ствол дерева. Далее мы берем листочки бумаги, сминаем их, обмакиваем в растворенный кофе и начинаем рисовать крону дерева смятой бумагой, таким же способом рисуем траву и облака.  Пока крона полностью не высохла, возьмите немного сухого кофе и присыпьте крону сухим кофе для декора.

• Далее мы берем активированный уголь и рисуем нашей гусенице рожки и глаза, также углем рисуем птиц – ставим «галочки».

• Теперь я попрошу вас зажечь свечи. Мы будем плавить на свече восковые карандаши и рисовать ими разноцветные цветы и ягоды (точки) из расплавленных восковых карандашей (последовательный показ работы) .

• Далее мы будем приклеивать зерна кофе на наше дерево с помощью клея ПВА – ставим клеевые точки на кроне дерева и приклеиваем на них зерна кофе – плоды.

• Желающие могут додумать свой рисунок, откорректировать его.

Ну, вот наша работа и готова! Сегодня мы с вами учились рисовать кофе и практиковали рисование расплавленной восковой свечой, совмещая работу с ранее изученными техниками рисования.

Мне бы хотелось надеяться, что сегодня вы узнали что-то новое, а кто уже был знаком со всеми техниками – немного освежил свои знания. Возможно, дома вы еще будете практиковаться в рисовании кофе.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Я желаю вам как можно чаще использовать нетрадиционные техники рисования в своей практике и понаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, как они радуются. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах жизни.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

Тема: «Народные игры в  нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Цель:привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр.

Задачи:

осмыслить основные нравственные ценности;

 расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания дошкольников;

 расширить кругозор  при разучивании народных игр;

повысить интерес к национальным играм.

План проведения

1.Вступительное слово ведущего.

2.«Посиделки».

3.Мастер-класс  «Народные игры.»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Вступительное слово.

Воспитатель:Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие.

Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества(показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья (Фоном звучит народная песня)

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.

Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.

   2.«Посиделки»

Педагог.Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

Мудрые мысли.

На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).

  • «Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).
  • «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • «Нет места милее родного дома» (Цицерон).
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (СебастьянБрант).
  • «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
  • «Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
  • «Своя земля и в кулачке родная»
  • «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»
  • «Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

3.Мастер-класс  «Народные игры».

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого.Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. И мы с вами сейчас поиграем.

  • "Колпачок и палочка"

Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

  • "Дударь"

Хороводная игра

Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

"Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую".

Пропев песню, спрашивают:

"Дударь, Дударь, что болит? "

Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит? », Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

  • "Игровая"

Дети стоят в кругу, берутся за руки. В центре становится водящий. Играющие ходят по кругу и поют песенку:

"У дядюшки Трифона

Было семь детей,

Семеро, семеро, семь сыновей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты, которые показывает водящий. Тот кто лучше всех повторил становится водящим. При повторении игры дети идут в обратную сторону.

  • "Змея"

Выбирается водящий - «Змея». Он ходит перед игроками со словами:

"Я Змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу".

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

– Становись за мной!

Идут вдвоем (сцепленные "паровозиком") :

"Я Змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу".

Обращается к другому игроку:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

–Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «Змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. «Голова» змеи должна укусить свой «хвост», а «хвост» не дается.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Игровой практикум

для воспитателей по теме:

«Путешествие в страну Сенсорику»

                                                                    Подготовила

                                                                    воспитатель:

                                                                     Шатайло О.В.

г. Пыть-Ях

2021 уч. год

Цель: повышение  уровня  педагогической  компетенции  по  вопросу сенсорного  развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) познакомить педагогов с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в ДОО;

2)  вовлечь   педагогов  в  игровое  общение.

Педагог: Добрый день, уважаемые члены комиссии и коллеги! Я рада встрече с вами.

Педагог: Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

(слайд)

Педагог: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко.

Педагог: Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, а в форме игры - путешествия в страну Сенсорику.

(слайд)

Педагог: Но сначала давайте уточним, что же такое сенсорика?

(слайд)

Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира.

Педагог: Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о  жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Педагог: От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Педагог: Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Педагог: Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

(слайд)

Педагог: Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

 - является основой для интеллектуального развития

 - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- готовит к реальной жизни;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

 - является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Педагог: Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подражать их различными действиями.

(слайд)

Педагог: Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

- занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

 - в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

 - нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

  - уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

  - длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);        

  - необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Педагог: Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

Педагог: А сейчас, забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. И мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику! (звучит сказочная мелодия, воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку).

Вот я палочкой взмахну, загадаю чудо!

Всем педагогам  помогу, доброй феей буду!

Палочка-чудесница, волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг, за руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять, глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться, в ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся, в поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет, в страну Сенсорику повезёт!

(звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, воспитатели становятся «паровозиком»).

Педагог: Вот мы в поезде сидим и в окошечко глядим,

Поезд едет чу-чу-чу, далеко я укачу.

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Выходите из вагонов, садитесь удобнее, будем выяснять, как она называется.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

***

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

***

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

***

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Педагог: Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции, цветные человечки, предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают» (выполнять одновременно двумя руками).

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел (поднять большой палец, пошевелить им).

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки (выполнять щелчки большим и средним пальцами).

Безымянный поедает (поднести безымянный палец ко рту).

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает (постучать мизинцем по столу).

Игра «Разложи по бутылочкам».

Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: небольшие предметы разных цветов, маленькие коробочки, коробка побольше.

Педагог:  Ребята, перед вами лежат разноцветные крышечки и бутылочки разных цветов: красная, желтая, зеленая, синяя. Вам нужно  разложить крышечки по бутылочкам  в соответствии с цветом: синие крышечки – в синие бутылочки и т.д.

Молодцы, все правильно и быстро выполнили.

Педагог: А нам пора в путь. Занимаем вагоны и едем дальше.

(Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Педагог: Вот мы в поезде сидим и в окошечко глядим,

Поезд едет чу-чу-чу, далеко я укачу.

2. Педагог: Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны, а родня – одни блины (круг)

Обведи кирпич мелком на асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни, приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

Педагог: Догадались, как станция называется?  Станция Фигурная. Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек».

Педагог: Ребята, у меня в руках чудесный мешочек. Вам нужно опустить руку в мешочек с геометрическими фигурами и попытаться определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достать фигуру и назвать ее цвет.

Игра «Определи форму».

Педагог: Ребята, перед вами лежат наборы разноцветных геометрических фигур. Я буду вам показывать  картинки со знакомыми предметами, а вы  должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.  Например, если я вам покажу картинку с изображением тарелочки, вы поднимите круг и т.д.

Педагог: А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка). Едем дальше!

Вот мы в поезде сидим и в окошечко глядим,

Поезд едет чу-чу-чу, далеко я укачу.

3. Станция "Следопыты"

Игра «Узнай по запаху»

Педагог: Ребята,  перед вами лежат три  капсулы от «киндера» с  запахами. Вам нужно понюхать и угадать, чем пахнет.

(например,  кофе, апельсин, чеснок). 

Игра «Угадай на вкус».

Педагог: Ребята,  на столе стоят  тарелочки с разными продуктами (лимон, шоколад, соленое печенье). Посмотрите внимательно, что в них лежит. Потом одному из вас я завяжу  глаза и  ему надо отгадать, что он ест.

Педагог:  Паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

4. Педагог: Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Педагог: С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

(звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмахну – загадаю чудо!

Всем ребятам помогу, доброй феей буду!

Палочка-чудесница,  волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг, за руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять, глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться и во взрослых превращаться.

Присаживаются на стульчики. Показ слайдовой презентации.

Педагог: Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Педагог: Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

Педагог: Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Подведение итогов.

Педагог: В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Педагог: Благодарю вас за активное участие. Пусть подготовленные  памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

И  хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

Рефлексия.

Педагог: На входных дверях в музыкальный зал расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Семинар-практикум

для воспитателей:

«Изготовление нестандартного игрового пособия»

                                                                    Подготовили

                                                                    воспитатели:

                                                                     Шатайло О.В.

г. Пыть-Ях

2019 уч. год

Цель:  насыщение пространства группы недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим и другим требованиям.

Нестандартное оборудование – это клад усиленных трудов педагогов детского сада, их фантазии и взаимодействия с родителями.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка нужны дорогостоящие игрушки и оборудование. Созданное своими руками или руками родителей на много интереснее, доступнее, легко обновляемое. Надо лишь помнить, что нетрадиционное оборудование приносит пользу лишь тогда, когда ему найдено точное место среди обычных.

Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

На эффективность проведения непосредственной образовательной деятельности влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить работу с детьми живо, эмоционально, интересно. 

Задача педагога - насыщение пространства группы недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Сегодня мы хотим  предложить вам игровое оборудование для организации развивающей предметно-пространственной среды сделанное своими руками из подручных материалов.

(Сопровождается просмотром презентации)

Данные пособия примененяются  в разных видах деятельности:
- при проведении непосредственно образовательной деятельности;
- во время индивидуальных занятий с детьми;
- при организации игровой деятельности;
- для создания условий для самостоятельной деятельности;
- для использования в качестве сюрпризного момента.

Нетрадиционное оборудование  должно быть:  мобильным,  выполненном из безопасного натурального материала, должен быть грамотный подбор цветового оформления, прочным, надежным, соответствовать требованиям техники безопасности, поддаваться санитарной обработке.

Нетрадиционное оборудование изготавливается  из  доступного  дешёвого  подручного материала:  

 пластиковых   бутылок   и   стаканчиков,   крышек   от   бутылок, фломастеров,   остатков   линолеума,  ткани,  поролона,   клейкой   бумаги,  

 цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов, фетра  и т. д.

Нестандартное оборудование условно можно разделить по направлениям. Каждое направление несет определенные задачи:

Развитие мелкой моторики

Задачи:

- Стимуляция сенсорно-моторного развития детей;

 - развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

- развитие общей моторики и речи детей, расширение кругозора.

Разнообразные застежки (молния, липучки, шнурки, пуговки) способствуют развитию мелкой моторики рук, помогают формированию навыка самообслуживания.

ФЭМП

Задачи:

 - Формировать у детей количественные представления;

- умение считать;

- развивать представления о цифрах;

-  умение соотносить количество с цифрой;

- развивать наблюдательность, внимание.

Сенсорное развитие

Задачи:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов;

- развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и

различия между предметами;

- обогащать словарь детей словами, обозначающими название предметов,

обозначающими форму, цвет, величину, размер;

- развивать у детей эмоциональный отклик на знакомые объекты, желание

участвовать в игре, добиваться положительных результатов;

- воспитывать терпение, усидчивость, настойчивость, внимание,

воображение, целеустремленность.

Развитие речи

Задачи:

- Активизация губных мышц;

- обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.

Познание

Задачи:

- Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

- закреплять обобщающие понятия;

- воспитывать желание познавать окружающий мир;

- способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе.

Физическая культура

Задачи:

Занятия с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием позволяют:

- формировать двигательные навыки в основных видах движений;

- обогащать двигательный опыт детей;

- делают более разнообразными движения детей;

- делают двигательную деятельность более привлекательной для детей;

- вызывают эмоциональный подъем;

-  развивают творчество и фантазию.

Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.

Выдающийся советский педагог - новатор Василий Александрович  Сухомлинский сказал:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Мастер-класс для педагогов:

        

«Нетрадиционные техники рисования  в работе с детьми подготовительной группы»

Подготовила

воспитатель:

.Шатайло О. В.

г. Пыть-Ях

2020 год

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе.

Тема моего самообразования «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми подготовительной группы».

Цели:

  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Задачи:

  • Сформировать у детей изобразительные навыки и умения
  • Побудить желание рисовать.
  • Развить воображение, мышление.


Теоретическая часть (презентация)

Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность – это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек.

В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство. Изобразительное творчество детей - один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему.«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                               В.А.Сухомлинский

        

В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство. Изобразительное творчество детей - один из самых ранних видов художественной деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

Стоит отметить, что ребенку очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами… Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии, а ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка.

Это – нетрадиционные изобразительные техники.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

В работе с детьми нашей группы я использовала следующие техники рисования:  (слайды)

Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".

- Сегодня мы с вами тоже будем рисовать, а что или кого мы будем рисовать, вы угадаете, отгадав загадку:

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(гусеница)

4. Столы, расставленные полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы (сухой кофе, растворимый кофе, зерна кофе, тонированные кофе листы, влажные салфетки, пробки от пластиковых бутылок, активированный уголь, свечи, спички, клей ПВА, кисточки, листочки бумаги) .

- Правильно, гусеница. А чем мы будем рисовать, вы сможете определить по следующей загадке:

Я проснулся утром рано и налил американо.

На обед, читая прессу, заказал себе эспрессо,

А потом нашел причину выпить чашку капучино.

А под вечер я, ребята, выпил латтемакиато.

Так ответьте мне, друзья, что в итоге выпил я?

(кофе)

- Все верно!

Открытие кофе описывается в многочисленных легендах. Одна из них ведет в старый монастырь Эфиопии.

Однажды вечером около 850 г. н. э. монахам этого монастыря бросилась в глаза необычайная бодрость монастырских коз. Небольшое "расследование" привело монахов к неизвестным ягодам, которыми в этот день питались козы. Загоревшись любопытством, монахи решили сами попробовать темно-красные плоды. Однако, сильно разочаровавшись в горьковатом вкусе, они бросили зерна в огонь. Вскоре после этого вдруг распространился удивительный аромат. Монахи потушили огонь и из случайно обжаренных кофейных зерен сварили черный напиток. С тех пор напиток, приготовленный по случайно открытому рецепту, помогал им не засыпать во время ночных молитв.

Вот несколько образцов работ рисования кофе (показ образцов рисования кофе с интеренета - распечатка)

Дома я тоже немного практиковалась в рисовании кофе, и пришла к выводу, что чем гуще кофе, тем насыщеннее получается оттенок и чем больше слоев нанести после высыхания первого слоя – тем более ярким и переливающимся получается рисунок. И еще – при тонировании  листа и рисовании кофе лучше выбирать бумагу более плотной фактуры.

Перед вами на столах лежат тонированные кофе листы (их я затонировала заранее), также есть емкости с разведенным кофе для рисования, сухой кофе для декора,  кисточки, листочки для рисования смятой бумагой, пробки от пластиковых бутылок, клей ПВА, зерна кофе, активированный уголь.  Мы начинаем! (включается музыка)

• Для начала нарисуем гусеницу. Возьмите крышки от пластиковых бутылок, окуните их в растворенный кофе и сделайте 5 отпечатков так, чтобы 1 отпечаток оказался выше других – это будет голова гусеницы. Кисточкой дорисуйте гусенице ножки.

• Сейчас в другом нижнем углу активированным углем нарисуйте ствол дерева. Далее мы берем листочки бумаги, сминаем их, обмакиваем в растворенный кофе и начинаем рисовать крону дерева смятой бумагой, таким же способом рисуем траву и облака.  Пока крона полностью не высохла, возьмите немного сухого кофе и присыпьте крону сухим кофе для декора.

• Далее мы берем активированный уголь и рисуем нашей гусенице рожки и глаза, также углем рисуем птиц – ставим «галочки».

• Теперь я попрошу вас зажечь свечи. Мы будем плавить на свече восковые карандаши и рисовать ими разноцветные цветы и ягоды (точки) из расплавленных восковых карандашей (последовательный показ работы) .

• Далее мы будем приклеивать зерна кофе на наше дерево с помощью клея ПВА – ставим клеевые точки на кроне дерева и приклеиваем на них зерна кофе – плоды.

• Желающие могут додумать свой рисунок, откорректировать его.

Ну, вот наша работа и готова! Сегодня мы с вами учились рисовать кофе и практиковали рисование расплавленной восковой свечой, совмещая работу с ранее изученными техниками рисования.

Мне бы хотелось надеяться, что сегодня вы узнали что-то новое, а кто уже был знаком со всеми техниками – немного освежил свои знания. Возможно, дома вы еще будете практиковаться в рисовании кофе.

Творческий процесс – это настоящее чудо. Я желаю вам как можно чаще использовать нетрадиционные техники рисования в своей практике и понаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, как они радуются. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах жизни.



Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Использование методических приемов элементарного музицирования по системе
Карла Орфа для развития выразительных средств речи»

        Подготовила:

        О.В.Шатайло - воспитатель

        

                                                                                       

Пыть-Ях

2018г.

Целевая аудитория:  воспитатели

Тема мастер - класса: «Использование методических приемов элементарного музицирования по системе Карла Орфа для развития выразительных средств речи»

Цель: Знакомство воспитателей с  основами  элементарного музицирования  и  применением игрового материала  для развития выразительных средств речи.

Оборудование: ноутбук,  резиновые игрушки, музыкальные инструменты: ксилофон, ложки, бубен, металлофон, колокольчик; самодельные  инструменты: барабаны, колокольчик, маракасы, погремушки, трещотки, рубель, шуршалки, коробочка, кубики, ложки; щетка.

       Этапы мастер - класса

Деятельность педагога

Время

Приветствие

Знакомство с темой

Практическая работа

Рефлексия

«Добрый день» - тебе сказали,

« Добрый день» - ответил ты.

Как две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

Слайд 1-7.Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

Слайд 8. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста речь часто мало выразительна, монотонна, затруднено интонирование речевых высказываний.

А умеете ли вы, используя выразительные средства речи, передавать настроения и чувства героев? Кто хочет попробовать?

Я начну читать стихотворение, а вы продолжите от лица своего героя (читаем стихотворение по ролям).

«ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА»

У старика спросил поэт:
— Что музыка такое, дед?
— Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
— Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:
— Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка — наш дом,
В ней — все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».

— Вы правы все, — сказал поэт, —
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить —
Нас учит музыка любить.

Слайд 9. Какие выразительные средства речи мы использовали, читая стихотворение? (темп, тембр, динамику, интонацию). И это получилось у нас довольно успешно.

А при чем здесь музыка, спросите вы меня?

Сегодня я вам предлагаю ознакомиться с методами и приемами по системе Карла Орфа, которая позволяет развивать не только музыкальные способности, но и необходимые компоненты выразительных средств речи с помощью музыкальных инструментов.  Немного истории:

Слайд 10 . Карл Орф – немецкий композитор и педагог, был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, неразрывно связанная с речью и движением: это значит, что ребенок должен одновременно петь и приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть.

Идея широко использовать речь  в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу.  Его педагогическая система “Шульверк. Музыка для детей” – это новый подход к музыкальному воспитанию детей, учитывающий интересы, возможности и потребности каждого ребёнка. Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. В основе этой педагогики -  общность  выразительных средств  речи и музыки,  прежде всего ритма.  

Слайд 11. Орфом же был создан набор инструментов, которые обладают особым качеством  звучания. Все они являются шумовыми.

Согласитесь со мной, что особого умения играть на этих инструментах не требуется. Детей привлекает  в них то, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.  Купить такой набор не каждому под силу (от 7000), но нет ничего невозможного.…

Слайд 12. Как говорится, «голь на выдумку хитра» (поговорка "Голь на выдумки хитра" берет свое начало со старых времен. Слово "голь" адресовалось очень бедным людям, а остальная часть фразы - значит, что человек,  не имеющий ничего как то выворачивается из сложившейся ситуации и все-таки находит решение).  Мы тоже изготавливаем самодельные музыкальные инструменты, которые, я не сомневаюсь, есть и у вас в музыкальном уголке группы. (Обратить внимание на выставку.) Родители детей нашей группы изготовили очень много разных музыкальных инструментов. Специальных материалов для изготовления не нужно, в ход пойдёт всё, что у вас имеется под рукой. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Изготовлены они из подручного, бросового материала. Немного желания, фантазии, и в результате получаются прекрасные бубны и барабаны, трещотки и маракасы, кастаньеты, бубенцы и многое другое.

Слайд 13. Именно эти инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. 

Да, а что такое элементарное музицирование?

Слайд 14 . Скажите, что будет делать ребенок, подойдя к музыкальному уголку и увидев бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет звенеть им, ударять по нему, доведя до полного изнемождения педагога. Причем, делать это он будет вовсе не молча, а что-нибудь приговаривая и выкрикивая. Это и есть идея элементарного музицирования в его самом прямом проявлении. А если к нему присоединятся ещё и единомышленники, которые будут также стараться показать свои «уникальные» возможности игры на ДМИ, то это уже будет являться творческим музицированием.

Слайд 15  . Так вот, чтобы этот процесс творческого самовыражения не был пущен так сказать на самотек, была разработана методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «ЭМ с дошкольниками» по принципу Карла Орфа.

 Слайд 16. Меня привлекла она тем, что предоставила широкий спектр возможностей использования детских музыкальных инструментов во всех видах деятельности.

Слайд 17 . Данная методика для вас, если заинтересуетесь, позволяет обеспечить комплексный, интегрированный подход к построению занятия, а также дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми.

Слайд 18. Проследим интеграцию на примере  речевой  игры «Волшебные булки».

Раз, два, всем привет!

(стоя в кругу, хлопаем 2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)

Побежали, прибежали дружно все в буфет.

 (медленно бежим в круг с хлопками)

А теперь назад идём

 (идем из круга с хлопками),

Булки все жуём

(скользящие хлопки с притоптыванием).

(стоя в кругу, хлопаем 2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)

С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т.д.

Предложить педагогам придумать жесты и движения к тексту.

 Давайте рассмотрим некоторые методические приемы, которые вы можете использовать в своей работе.

Слайд  19. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, инструментами, которые всегда «с собой». 

Опять же потешка «Фома и Тимошка».

Именно малые формы фольклора, как утверждал Орф,  являются   хорошим  материалом для ритмических  импровизаций.

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Хлопки

Туда же по дорожке.               Шлепки по коленям

Слайд 20 . Следующий пример - включение озвучивания в импровизацию рассказов по репродукциям картин.

Проведение подобных занятий требует предварительной работы. Педагогу вместе с детьми необходимо рассмотреть картину, выбрать те элементы картины, которые будем озвучивать, подобрать по тембру соответствующие музыкальные инструменты, а это значит нужно учесть состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения и начать составлять рассказ.

На первых порах нужно подсказать детям, как это нужно сделать, поскольку данное задание очень сложное и требует развитого мышления, внимания, фантазии, воображения, высокой речевой культуры.

Слайд 21. Подойти к составлению рассказа вы можете нетрадиционно - придумать свое начало, изменить ход повествования, продолжить картину.

Например, рассматривая картину И.Шишкина «Рожь», придумать, рассказать и озвучить о чем шептались колоски, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики и т.д.

Слайд 22.. Следующий прием - озвучивание стихотворения.

Стихотворение «Зимнее рондо» Т. Тютюнникова

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок, скок, скок, скок. /металлофон/

Саночки скрипят, бубенчики звенят. /колокольчики/

Дятел стучит, вьюга свистит. /кубики/

Белка на елке орешки все грызет: «Цок, цок». /погремушки/

Рыжая лисичка зайчишку стережет, / конфетные обертки/

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит. /трещетки/

Ехали, мы ехали, наконец доехали. /металлофон/

С горки – Ух! В ямку – Бух! Приехали! /бубен/

Слайд 23. Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют

огромные возможности для их озвучивания шумовыми ударными инструментами, особенно в работе с маленькими детьми.

Вот как можно озвучить сказку «Теремок». Вы начинаете рассказывать сказку. Предлагаете детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Например:

 теремок – ложки,

стук в дверь – деревянная коробочка или два кубика,

мышка – треугольник,

лягушка – бубен,

зайка – ксилофон (свободная спонтанная игра)

волк – рубель,

медведь – барабан,

«теремок развалился» – тутти (знак игры всех инструментов).

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам. В старшем возрасте важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т. д.

Слайд 24. Сейчас мы с вами попробуем озвучить шумовыми ударными инструментами русскую народную сказку «Пых». Предлагаю самостоятельно распределить  и подобрать для каждого движения  инструмент. Я буду читать текст, а вы озвучивать.

«ПЫХ»

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька. Дед дома мастерил: молотком стучал -
Да пилой пилил -
Бабка пол подметала -
Да пыль вытирала -
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала -
Вот как-то Машенька и говорит : "Дедушка, нарви мне ягод на огороде, пожалуйста!” Дедушка и пошёл: сначала по полу  -
Потом по камушкам -
А потом по травке -
Остановился дед у грядки, вокруг тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат –
И только хотел он ягодку с грядки сорвать, как кто-то с земли на него как зафыркает: -
Дед испугался и домой побежал –

Прибежал и говорит: "Я ягод не набрал. Там, в огороде, какой то страшный Пых сидит.”
Тогда Машенька бабушке и говорит: бабушка, нарви мне ягод на огороде, пожалуйста!” Бабушка и пошла: сначала по полу  -
Потом по камушкам -
А потом по травке -
Остановилась бабушка  у грядки, вокруг тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат  -
И только хотела она ягодку с грядки сорвать, как кто-то с земли на нее как зафыркает: –
Бабушка испугалась и домой побежала –

Тогда Машенька говорит: "Раз вы такие бояки, я сама пойду!” Машенька и пошла: сначала по полу  –
Потом по камушкам –
А потом по травке –
Остановилась она у грядки, вокруг тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат –
И только хотела она ягодку с грядки сорвать, как кто-то с земли на нее как зафыркает: –А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком –

Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек –
Принесла ёжика домой , а ночью ёжик не спал и по комнате бегал – .

Слайд 25. Уважаемые коллеги, давайте попробуем загадать друг другу музыкальные загадки.  Перед вами серия картинок. Предлагаю загадать свой образ и передать его звучанием в определённом ритме, на выбранном вами инструменте.

Слайд 26. Главный критерий правильности методики работы с детьми - то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях и игровой самостоятельной деятельности. Для этого  необходимо в группе наполнять  развивающую предметно - пространственную среду  различными музыкальными  инструментами.   

Заканчивая свой мастер-класс, хотелось бы еще раз сказать об эффективности данной методики в развитии выразительных средств речи. Если учесть такое утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и только 10% из того, что мы слышим, то именно методику Карла Орфа в данном утверждении я считаю очень эффективной. Если ребёнок что-то делает, значит, творит, двигается.  Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

 Принимая во внимание важность развития творческих способностей детей для полноценного развития личности, хочется отметить важность использования элементов системы К. Орфа.  Каждый человек располагает определённым творческим потенциалом. Это своего рода талант в себе. Прогрессивная педагогика издавна берёт за исходное простую аксиому – каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь целеустремлённо помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая благоприятные условия для всех и каждого.

Уважаемые коллеги, если мастер-класс  понравился - сыграйте на  инструментах  громко, если нет, то тихо.

1 мин

12 минут

10 мин

2 мин