Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей
материал

Бамматова Гёзель Сраждиновна

Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка -  детский сад  «Аленький цветочек»

Круглый стол

с родителями и детьми 3-4 лет

«В мире сенсомоторики»

Подготовила и  провела:

воспитатель Бамматова Г.С.

2018 г

Цель:

Познакомить родителей с играми по сенсомоторному развитию детей данного возраста;

Формировать представления как в игровой форме можно развить сенсомоторные эталоны;

Научить родителей совместно с детьми выполнять игровые действия и получать знания.

Воспитатель: Здравствуйте ребята и родители!

Мы сегодня предлагаем окунуться в мир сенсорики.

К нам сегодня пришли в гости куклы. Посмотрите, какие они красивые. Какие у них разноцветные платья.

А вы знаете куклы пришли не просто так они пришли с нами поиграть в разные игры.( куклы на мольберте).

Воспитатель показывает куклу в синем платье и просит найти на мольберте такую же куклу в синем платье.

Дети: ребёнок показывает куклу.

Воспитатель: ребята, мамы и папы, эта кукла предлагает поиграть в игру « Весёлые домики». Поиграем?

Дети: да!

Родители: да!

Воспитатель: вот какие весёлые домики,  но они растеряли свои окошечки. Давайте поможем кукле подобрать по форме и цвету нужное окошечко. Папы и мамы выполняют задания,  а дети проверяют и исправляют ошибки.

Дети и родители работают.

Воспитатель: молодцы! Вы хорошо поработали. Кукла очень рада.

Ребята посмотрите, а вот эта кукла в жёлтом платье. Кто найдёт на мольберте такую же куклу?

Дети: Ребёнок показывает куклу.

Воспитатель: посмотрите, эта кукла принесла, как вы думаете что?

Дети: мячики!

Воспитатель: Да правильно мячики.

Беседа: Какой формы эти мячики? Каким цветом (воспитатель показывает на один из мячиков чередуя их)? Каким размером эти мячики?

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас давайте с вами встанем в круг и попрыгаем как мячики.

Дети и родители прыгают как мячики и проговаривают стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч ты, куда помчался вскачь синий, красный, голубой не угнаться за тобой».

Воспитатель: Молодцы!

Посмотрите, у нас есть ещё одна кукла в красном платье. Она тоже принесла для нас интересную игру. Посмотрите кто же это?

Дети: отвечают, что это матрёшка.

Воспитатель: показывает матрёшку и беседуя рассматривают её обследуя: большая, средняя, маленькая. ( матрёшка-игрушка)

Рассматривая на мольберте, выкладывая большую и маленькую оставляя расстояние для средней матрёшки. Доставая среднюю матрёшку воспитатель просит детей найти для неё место ( индивидуально ребёнка).

Дети: ребёнок выполняет задание.

Молодцы вы и с этим заданием справились хорошо!

Воспитатель: Ребята у нас осталась ещё одна кукла в зелёном платье. Предлагает ребёнку показать куклу в зелёном платье на мольберте.

Эта кукла принесла для нас замечательные волшебные раскраски.

Рисовать мы с вами будем одной водой без красок. А потом мы посмотрим, что же получится. Вы согласны со мной?

Воспитатель: раздаёт раскраски и предлагает взять в руки кисти и набрать на них воду, приступить к раскрашиванию.

Дети: выполняют работу.

Родители: выбирают наклейку для своего ребёнка и приклеивают её на уголок раскраски.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, а давайте для наших прекрасных кукол сделаем подарки. Слепим для них бусы. (Воспитатель раздаёт по кукле на стол и просит слепить именно такого цвета бусы). Согласны! Тогда послушайте задание.

Задание: У вас на столах заготовки для бус. Вам нужно выбрать пластилин нужного цвета и слепить бусины, прикрепляя их, чередуя маленькая большая. Родители будут лепить большие бусины, а дети маленькие выбирайте соответствующий кусочек пластилина и приступаем к работе.

Звучит музыка спокойная, все работают.

По окончанию работ дети дарят бусы куклам!!

Воспитатель благодарит родителей и детей, прощаются.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

 

Круглый стол

для родителей

«Правильный выбор развивающих игр

и игрушек для детей»

Подготовила:

воспитатель Бамматова Г.С.

Цели:

- дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек;

- научить распознавать вредную игрушку.

Предварительная работа:

1. Провести с детьми тест "Несуществующее животное", "Кактус"

2. Попросить родителей принести 2-3 любимые игрушки ребенка.

Уважаемые родители! Вы уже наверняка знаете и слышали о том, что ребенку-дошкольнику нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. Игрушки для ребенка - та "среда", которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные или образные.

Центральное место отводится кукле. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи и те, что изображают зверей, домашних животных; предметы домашнего обихода.

Технические игрушки.

Транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы "Лего", развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли - жили в образе.

Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве (кегли, мячи, обручи).

Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки; игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Вопрос к родителям.

На что вы опираетесь при покупке игрушки?

(Мнение родителей)

При покупке игрушки трудно извлечь из своей головы абсолютно все критерии её выбора, однако достаточно подумать и просто представить себе как воспримет эту игрушку ребёнок и какие полезные качества она поможет у него сформировать.

Дети воспринимают игрушки эмоционально, а детские психологи требуют, чтобы эти эмоции были позитивными. Поэтому при выборе игрушек нужно обращать самое пристальное внимание на их смысловую направленность.

Каковы же критерии хорошей игрушки?

- Игрушка должна вызывать желание играть с ней, говоря словами специалистов, стимулировать детскую активность, то есть быть такой, чтобы ребенок мог разбирать и собирать ее, передвигать различные части, возить, извлекать звуки, "укладывать спать", "кормить".

- Игрушка должна быть простой по функции и понятной по назначению. Такие популярные во всех поколениях игрушки, как мячи, каталки, куклы, кубики, машинки, именно благодаря своей простоте позволяют играть в разнообразные игры с ними и не могут наскучить ребенку. Следует иметь в виду, что "навороченные" и автоматизированные игрушки, при игре с которыми необходимо просто нажимать кнопки, для целей развития и обучения детей просто бессмысленны, а порой и вредны.

- Еще одно отличительное свойство хорошей игрушки - поощрение ребенка к самостоятельности. Покупая игрушку, обратите внимание, предусмотрена ли в ее конструкции возможность самостоятельного действия малыша с ней.

Например, если в заводной игрушке очень тугой замок или в нем слишком маленькая скважина, то ребенок не сможет самостоятельно завести игрушку или вставить ключ без помощи взрослого. В таком случае самостоятельная игра становится невозможной. То же касается огромных львов, мишек и других крупномасштабных мягких игрушек. Играть с ними малышу неудобно, они могут служить только украшением детской комнаты.

Практическая психология и педагогика советует и настоятельно призывает всех родителей в вопросе выбора игрушек придерживаться правила золотой середины - игрушки должны быть разными, в том числе самостоятельно изготовленными и покупными, главное чтобы они были безопасными и несли необходимую смысловую нагрузку.

Вопрос родителям:

Ваше отношение к игрушкам-монстрам?

(Мнение родителей)

Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Например: Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими "ужастиками", а любимой игрушкой у него был паук.

Покемонов придумал, видимо, человек, чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе "покемон" - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что присуще всем покемонам.

Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с симптомами эпилептических припадков. Мультфильм был снят с показа, его переделали и. .. продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носили их на одежде, ели в виде сладостей, читали о них в книжках и, главное, требовали у родителей покупать такие игрушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с "резко негативным информационным полем", как говорят ученые. В дальнейшем показ мультсериала "Покемоны" на Первом канале был прекращен.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры; человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Что плохого в монстрах - это же только игрушки? - могут сказать некоторые взрослые. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и анти идеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть анти игрушкой.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.

На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, "прикольного" монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что "чертик на нее смотрит", и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.

А как вам понравится развивающие игрушки для детей вот с таким вот рекламным буклетом: " Предлагаем "Набор игрушек-инопланетян" для детей, любящих острые ощущения. В набор входят посланцы разных внеземных цивилизаций и игрушечные ножницы. С помощью ножниц любознательный, любящий риск ребёнок, может очень легко и быстро вскрыть брюшную полость любого из пришельцев с целью изучения строения их тел. В брюшных полостях этих игрушек содержаться внутренности: печень, кишки, селезёнка, сердце и т.д. Все внутренности легко и правдоподобно извлекаются, выглядят они вполне натурально". Продолжать это описание дальше смысла не имеет, с точки зрения психиатрии это творение можно смело назвать: "Детский набор начинающего садиста". Практически все российские психологи и педагоги считают, что анатомию любых живых существ детям изучать можно только в школе, в строго определённом возрасте и под руководством учителей.

Еще один пример "развивающей" игрушки. Для покупки в качестве подарка детям от пяти лет предлагается внешне очень неплохо изготовленная "кукла-младенец". Идея игрушки - воспитание будущих родителей, дети должны представлять, как ведут себя малыши и как нужно за ними ухаживать. Игрушка очень дорогая и буквально "напичкана" сюрпризами. После включения источника питания она начинает вести себя именно как младенец, только младенец не простой, а чрезвычайно капризный, не позволяющий отвлечься от него ни днём, ни ночью. В основе алгоритма работы этой игрушки заложен принцип печально известных японских электронных игрушек "тамагочи". "Кукла-младенец" реагирует на любой звук или движение в комнате, где она находится, а в случае длительной тишины начинает громко плакать, требует еды, питья, смены пелёнок или укачивания на руках. Надо ли говорить, что ребенок при этом спит урывками, всё время днём и ночью пытается ухаживать за куклой у него могут развиться неврозы, лечить которые очень сложно.

Результаты теста "Несуществующее животное", "Кактус". Анализ некоторых работ.

Вывод: если ребенок проявляет агрессию, обратите внимание на то, какими игрушками он играет!

Вопрос родителям.

Как вы относитесь к кукле Барби?

(Мнение родителей)

Почти пятидесятилетний мужчина-журналист написал в центральную газету возмущенную статью - протест - ответ на осуждение общественностью и Министерством образования куклы Барби как развращающей и неэстетичной игрушки. Будоража общественное мнение, он спрашивает: "А что, собственно, плохого в сексуальности? Сексуальность зарождается именно в детском возрасте. Бояться Барби нельзя. Рано или поздно ребенок узнает о естестве человека, и, если это произойдет дома, за игрой в Барби, когда рядом родители, это только хорошо".

Детские психологи протестуют. Они считают, что формирование "здоровой сексуальности" у детей до 16 лет называется растлением, в том числе и интеллектуальным, это преступно и карается законом.

Так же известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Четыре года - это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдо идеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощутить себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на "красоте", а в первую очередь на чувствах заботы. Мечтать о такой кукле любая девочка начинает в 8-9 лет. В этом возрасте возможность любоваться ею, менять ослепительные наряды , несомненно принесет удовольствие.

Вопрос родителям.

При покупке игрушек задумываетесь ли Вы об их безопасности для здоровья детей?

Поднимите пожалуйста руки, кто при покупке игрушек обращает внимание на то, из чего она сделана?

(Мнение родителей)

По заявлению главного государственного санитарного врача России

Г. Онищенко на конгрессе педиатров наша страна почти полностью потеряла национальное производство детских игрушек и в настоящее время почти каждая пятая игрушка на прилавках магазинов страны представляет определённую степень угрозы для жизни и здоровья детей. Как распознать вредную игрушку?

Не будем брать во внимание такие очень полезные для физического развития детей игрушки как самокаты, санки, велосипеды, ежегодно являющиеся причинами множества травм и повреждений. Обучение правильному и безопасному их использованию лежит целиком на родителях.

Рекомендации по выбору игрушек.

1.Вопросы прочности покупаемых игрушек. При покупке следует обращать самое пристальное внимание на прочность прикрепления к игрушкам мелких деталей, ведь ребёнок может их оторвать и причинить себе травмы. Сама игрушка не должна быть изготовлена из хрупкого легко ломающегося на множество острых осколков материала. Потеребите мягкую игрушку: шерсть и нитки не должны легко вытаскиваться.

2.Безопасное внешнее покрытие. Краска должна быть прочной (не пачкать руки, не отслаиваться, не смываться водой), цвет обычный (не кричаще яркий и насыщенный), без запахов, не токсичной. Остерегайтесь покупать слишком яркие игрушки: режущие глаз цвета отрицательно влияют н зрение и нервно-психическую сферу ребенка.

3.У игрушек для маленьких детей не должно быть мелких подвижных деталей и острых краёв. Для малышей до трёх лет игрушки из "киндер-сюрпризов" недопустимы. Причина очень проста: дети быстро их разламывают, мелкие части засовывают в уши, нос, рот и довольно часто наносят себе тяжёлые травмы.

4.Если по каким-то причинам игрушку нельзя мыть, то, по крайней мере, от её покупки для маленького ребёнка точно следует отказаться. Все игрушки малышей должны регулярно мыться и стираться, иначе они становятся рассадником для множества болезнетворных бактерий.

5.Любой маленький ребёнок очень легко и просто может засовывать в свой ротик свой же кулачок, отсюда следует правило - размер любой игрушки для малыша должен быть больше размера его кулачка.

6.Любые игрушки (правильнее - любые предметы) с резинками, верёвочками, шнурками длиннее 15-ти сантиметров должны быть вне пределов досягаемости детей. Допускается крепление игрушек к кроватке, манежу, коляске специальными прочными и безопасными цветными пластиковыми цепочками.

7.Все звуки издаваемые игрушками (погремушками, игрушечными пистолетами, машинками с мотором и др.) не должны быть резкими, пронзительными или громкими, иначе они могут повредить слух у детей. Лучше, если игрушки будут издавать звуки мягкие или музыкальные.

Маркировка игрушек

Она должна быть разборчивой и несмываемой. Согласно ГОСТу 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования" маркировка обязательно должна содержать название товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота - лишний повод задуматься, стоит ли покупать сомнительную вещь, как бы привлекательно она не выглядела.

На игрушки должны быть сертификаты соответствия и удостоверения о гигиенической регистрации. Вот именно эти документы являются гарантией того, что указанный в них товар для детей абсолютно безопасен для их здоровья.

Особенно опасны для детей игрушки из поливинилхлорида (ПВХ). Евросоюз запретил их производство в своих странах ещё в 1999 году. Дело в том, что в ПВХ добавляют специальные пластификаторы для придания игрушкам пластичности. Дети, как правило, тянут игрушку в рот и со слюной в их организм попадают так называемые "фталаты". Эти химические вещества очень быстро накапливаются в организме и в последующем вызывают тяжелейшие хронические заболевания почек, печени, а также самые различные расстройства иммунной системы, приводят к бесплодию и возникновению раковых заболеваний.

А что же в России? Официально в нашей стране абсолютно никакие изделия из ПВХ, в том числе с фталатами и различными стабилизаторами с ароматизаторами никто не запрещал. Потому находятся они в абсолютно свободной продаже. Насколько опасны все те игрушки, что продаются в наших магазинах и имеют все необходимые по законодательству документы просто не известно. Восемьдесят процентов всего игрушечного рынка России представлено дешёвыми китайскими игрушками, которые продаются повсеместно и являются весьма и весьма небезопасными для детей. На китайских игрушках из ПВХ чаще всего вообще нет никаких "опознавательных знаков". Но именно они наиболее часто из поливинилхлорида изготовлены или его содержат.

Вопрос родителям.

Вы знаете, как распознать игрушки из ПВХ?

(Мнение родителей)

Вот несколько советов от специалистов:

Обратите внимание на маркировку. Если на игрушке, или в сертификате есть знак треугольника, состоящий из трёх изогнутых стрелок, а внутри знака находится цифра 3, или встречаются надписи PVC, VINIL, то это изделие изготовлено из ПВХ. На дешёвых китайских игрушках подобное найти трудно, просто эти знаки на них не ставят.

Как правило, игрушки из ПВХ очень приятные на ощупь, они как бы "тёплые" и на уровне тактильных ощущений имитируют человеческую кожу. В качестве примеров можно привести "лысые" мордочки китайских мохнатых игрушек (зайчиков, лис, обезьянок) или китайские куклы "Барби".

Но игрушки из ПВХ могут быть и жесткими, твёрдыми. Пример - кукольные мебельные наборы и гарнитуры для той же "Барби"

Вопрос родителям.

Как вы считаете, нужно ли брать с собой ребенка при походе в магазин за игрушкой?

(Мнение родителей)

Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки - серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д.

Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок, и узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две дополнительные задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.

Удачных Вам и безопасных покупок!

1) Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.Г.» Игровая среда в домашних условиях: Методическое пособие»;

2) Фролова Г. А. «Семейный досуг с детьми раннего возраста»;

3) Монина Г.Б., Ларечина Е.В.

«Игры для детей от года до трех лет»;

4) Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет»;

5) Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие»;

6) Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие».



Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей

 «Играем в полезные игры вместе с детьми»

Подготовила и провела воспитатель: Бамматова Г.С.

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию игр, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными играми, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению игр дома.

Оборудование:

  1. Картон
  2. Фломастеры
  3. Ножницы

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «м» в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Тема сегодняшнего  мастер – класса «Играем в полезные игры вместе с детьми».

Игра «Цепочка слов»

Цель: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

Игра «Найди звук»

Цель: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Оборудование: ряды картинок на определенный звук (К, Р, Л, Ш, Ж)

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

Игра «Угадай слово по гласным»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа детей.

Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а - у' (паук), а - а' (глаза), ы- а (рыба) и т. д.

Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш'-ка), а - ы~- а (ма-ши'-на), э -а - а" - о (экс-ка-ва'-тор) и т. д.

И я предлагаю изготовить карточки для этой игры.

Мне нужны добровольцы, которые помогут их изготовить.

Нам понадобятся картон, ножницы и фломастер. Все что нам нужно это разрезать лист картона на 4 части. На каждой карточке начертить задуманную схему слова с гласными буквами. Можно предложить ребенку самому придумать слова и составить к ним схему.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Рисуем вместе с мамой, развивает пальчики».

Нетрадиционные техники рисования

Подготовила и провела воспитатель: Бамматова Г.С.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми подготовительной группы через использование нетрадиционных техник рисования.

2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия, закреплять такие понятия, как взаимовыручка и взаимопомощь.

3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

4. Развивать у родителей уверенность в собственных силах, навыки мелких движений пальцев, кисти рук.

6. Способствовать формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

Участники «Мастер — класса» дети и родители 

 Предварительная работа:

Организация пространства для проведения «Мастер — класса».

Подготовка материалов: -рабочее место для каждого ребенка с родителем;

- ежик игрушечный;

- лист ватмана, затонированный под зимний лес, закрепленный на стене;

- 1 альбомный лист с нарисованным шаблоном ежа на каждого ребенка;

вырезанный из ватмана шаблон для снежинки на каждого ребенка;

-- гуашь белая, серая в одном блюдце на каждый стол;

- клей пва, соль на каждый стол;

- влажные и бумажные салфетки на каждого ребенка и родителя;

- кисточки на каждого ребенка;

- запись спокойной мелодии для фона;

- запись шума ветра;

-запись вальса снежинок.

Ход «Мастер — класса»

Воспитатель:

- Приветствую Вас, уважаемые родители в нашей уютной группе. Я очень рада, что Вы нашли время и пришли на наш мастер-класс, надеюсь, что Вы узнаете много интересного и полезного для себя.

- Предлагаю познакомиться поближе. Давайте станем все в кружок вместе с вашими детками и поиграем в коммуникативную игру «Будем знакомы»

В миг я палочкой взмахну –

Загадаю чудо! Всем я вам помогу

Доброй феей буду!

Поскорей встаньте в круг,

За руки возьмитесь.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться. (муз. сопровождение) –

Какие замечательные ребята сегодня собрались, давайте с Вами познакомимся.

- мы будем передавать друг другу «волшебную палочку» и называть свое имя.

-Девочка, как тебя зовут? (Родители представляются детскими именами)

родители называют свое имя, стоя в кругу и передавая друг другу «волшебную палочку».

- Вот мы и познакомились Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

Воспитатель:

Послушайте загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(ежик)

(вносит ежика)

Еж: Здравствуйте ребята! Здравствуйте мамы и папы! Вы меня узнали?

Дети: Да, ежик!

Еж: А, вы ребята знаете, что осенью ежики засыпают на всю зиму, как медведи?

Дети(ответы).

Еж: Вот и мои друзья все уснули, а я захотел поиграть, вышел из леса и заблудился….и теперь не могу попасть к себе домой!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежику! Создадим для него зимний лес?

Дети: Давайте поможем!

Воспитатель: Посмотрите на доску (там висит затонированый ватман) это похоже на лес, но в нем чего то не хватает?

Дети: деревьев!

Ведущий: Тогда занимайте свои места за столиками, и нарисуем красивые деревья,. А рисовать их будем с помощью листов капусты.

Воспитатель: используем технику «печатание капустным листом» нужно обмакнуть кисть в краску,раскрасить прожилки на капустном листе и отпечатать его на бумаге. Давайте попробуем все вместе (совместное рисование родителей и детей).

Дети и родители поочередно прикладывают свои капустные листы на ватман и отпечатывают.

Воспитатель: но ведь ежик один,ему будет страшно и скучно в таком густом лесу… давайте ему поможем и нарисуем ему друзей-ежиков?

Рисование ежиков одноразовыми вилками.

Стихотворение «Ёж»

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Еж: Спасибо ребята, мамы и папы за таких хороших друзей! А теперь я приглашаю всех вас и моих друзей ежат поиграть.

Подвижная игра «Еж с ежатами»

Под огромною сосной, (дети бегут с родителями друг за другом)

На полянке лесной,

Куча листьев где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)

На пенечках посидим, (приседают)

А потом все дружно спляшем, (притопывают ногами)

Вот так ручками помашем. (фонарики)

Помахали, покружились (кружатся)

И домой заторопились. (расходятся по местам)

(включается запись с шумом ветра)

Воспитатель

Слышите, что это шумит.

Догадались, что это?

Дети: ветер!

Воспитатель: Конечно, ветер! Такой сильный, что все снежинки из леса раздул, и нашему ежику сейчас нечем укрыть свою норку. Давайте ребята, мамы и папы изготовим для ежика снежинки. Снежинки укроют лес теплым снежным одеялом, и ежикам в норке будет очень тепло зимой!

Воспитатель: Используем технику «рисование клеем» рисуем клеем снежинку,и посыпаем ее солью»

-а давайте представим что мы все превратились в красивых снежинок и под музыку покружимся как настоящие снежинки!

Далее родителям предлагается взять в руки сделанные ими снежинки и покружиться под спокойную музыку, представив, будто они снежинки…

Еж: Спасибо ребята, мамы и папы за снежинки, нам будет тепло всю зиму.

Еж: Спасибо, ребята за заботу. А я тоже приготовил для вас сладкие подарки! (угощает яблоками из корзины)

Еж: Ну, а теперь и нам пора в теплую норку. До свидания ребята.

Дети: До свидания, ежики.

Еж: Увидимся весной!

- А теперь настало время превращаться в родителей, взмах волшебной палочкой «Раз, два, три, четыре, пять - вы родители опять.

Воспитатель:

- Уважаемые родители, надеюсь, Вы получили массу положительных эмоций, выполняя эти несложные, но очень полезные упражнения.

. Спасибо за внимание! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Мои пальчики расскажут»

Подготовила и провела: воспитатель Бамматова Г.С.

Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Мой мишка»

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

-Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

(«Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

                             ***

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

                          ***

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

На лесной опушке (хлопают в ладошки).

Жили-были зайчики (показывают уши)

В беленькой избушке (показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши),

Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами».



Предварительный просмотр:

Семинар – лекция для родителей старших дошкольников

«Уроки финансовой грамотности»

Разработала: Бамматова Г.С.

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:

Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.

Познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету.

Оборудование: стенд «Друзья копеечки», жетоны, пословицы и поговорки, карточки с ситуациями, бумага, карандаши, памятка для родителей.

Плакаты:

«Знания – самая выгодная инвестиция»

Б. Франклин

«Все идет от родителей – от того, как они относятся к своим детям, какой стимул для их развития находят»

А. Розенбаум

«Тот, кто думает, что деньги способны на все, вызывает подозрения в том, что он сам способен на все ради денег»

Б. Франклин

Ход:

1. Выступление воспитателя.

Ребёнок еще и слова не научился толком выговаривать, а уже осмысленно тычет пальчиком в золотые, алые, изумрудные обёртки. Маленький хитрец отлично знает, в каком магазинчике игрушки, где продается мороженое. Редкая мама, а уж тем более бабушка устоит перед соблазном купить ребёнку не то, так другое…

Дети хотят жить на широкую ногу. Мир рекламных роликов и телешоу сбивает детей с толка. Этот мир кажется им вполне реальным. Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты. Голову надо мыть только таким шампунем, носить в кармане только такой сотовый телефон, отдыхать не в деревне у бабушки, а на Черном море.

Ребенок заворожен формой вещей, фирменными этикетками. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено» уровень жизни. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза.

Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты к маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».

Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».

Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.

Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.

Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.

Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?

Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.

Чтобы избежать разочарования, нужно быть готовым к тому, что вас ждет и подготавливать подрастающего человечка по мере того, как он растет.

А что же знают дети о деньгах? Предлагаю посмотреть видео. (Просмотр предварительно записанных на диск ответов детей на тему «Что такое деньги?»)

Проанализировав ответы детей и, проведенное ранее анкетирование родителей детского сада, я считаю, что круглый стол на тему «Экономическое воспитание детей» поможет нам найти ответы на многие вопросы.

Родители Объединяются в две команды.

2. Викторина:

1) Как называются иностранные деньги? (валюта)

2) Как можно по другому назвать деньги? (рубли, копейки)

3) Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар? (сумма) 

4)Как называется ввоз товаров в страну? (импорт)

5) Как называется вывоз товаров из страны? (экспорт)

6) Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?

7) Крупное учреждение, где хранятся финансовые средства? (банк)

8) Самый дорогой металл? (золото)

9) Объявление, извещение о товаре, услуге? (реклама)

10) Натуральный обмен, товарная сделка  (бартер)

11) Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка  (аванс)

12) Его все платят  (налог)

3. Конкурс «Путаница»

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написано необычным способом три поговороки или пословицы. За определенное время все участники должны правильно прочесть поговорку или пословицу.

1-й лист.

Оенвижан олед игьнед. (Деньги дело наживное)

Тябюл течс игьнед (Деньги счет любят)

Адов отч, игьнед. (Деньги, что вода)

2-й лист.

Еьтсачс хагьнед в ен. (Не в деньгах счастье.)

Атабрещ ен акчеепок ашан и. (И наша копеечка не щербата)

Имьдюл имырбод с а, ьтиж имагьнед с ен. (Не с деньгами жить, а с добрыми людьми).

4. Рассматривание ситуаций.

- Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу? (Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные). Ребенок не обращает на номинал денег внимания, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

- Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

Итак… (выслушать мнение родителей на данные вопросы)

С какого же возраста следует знакомить ребенка с деньгами, с какого возраста необходимо заниматься повышением финансовой грамотности детей?

Этот вопрос сугубо индивидуален, т. к. развитие каждого отдельного ребенка протекает не одинаково, но то, что нужно начинать прививать финансовую грамотность, как можно раньше - это факт. Обозначим этот возраст - 3 года.

С чего нужно начать повышение финансовой грамотности?

1) Так как ведущей деятельностью подрастающего человечка является игра, то начинать необходимо именно с этого вида деятельности. Очень хорошим подспорьем являются настольные бизнес - игры: Денежный поток для детей (возраст: от 6 лет и старше, Миллионер Classic. Монополия (возраст: от 6 лет, Анти - Монополия (возраст: от 8 лет, Монополист Лунопарк (версия игры Монополия) (возраст: от 5 лет). Эта тема актуальна, поэтому на прилавках магазина сейчас можно найти и другие экономические игры, которые дают первоначальное представление о современном бизнесе. Но самое главное, такие игры способны сформировать у детей четкое представление о деньгах, развить у них навыки управления своим денежным потоком. Такие игры способствуют повышению финансовой грамотности и самих родителей  - никого для кого нет секрета, что в советские времена, вопросом финансовой грамотности занимались крайне редко или вообще умалчивался, а также сближению родителей и детей в результате совместной игры. Такие игры вызывают интерес детей к данной теме и, благодаря этому, дети продолжают дальнейшее самостоятельное изучение данного предмета. Но вы, наверное, заметили, возрастной диапазон таких экономических игр 5-8 лет и старше. А как же быть с тем, что лучше начинать финансовое образование детей, как можно раньше (с 3 лет?). Чтобы малыш понимал, что такое деньги и для чего они нужны, помогут ролевые игры, например: «Магазин»  (научит вести счет деньгам): ребенок уже знает к этому времени, что все необходимое для дома берется в магазине и, что в магазине происходит обмен денег на товар. В данной игре важно показать ребенку, что деньги имеют такую способность, как заканчиваться. Вместе поразмышляйте о том, что можно сделать, чтобы не оставить все деньги в магазине, откуда же появляются деньги, как они добываются.

Такие размышления с ребенком в раннем возрасте могут приятно вас удивить, а также вы будите замечать, как развивается финансовое мышление ребенка. Вообще, любые действия, которые вы производите с деньгами, важно проигрывать с ребенком.

Ходите ли вы в банк, берите ребенка с собой, а затем, придя домой, поиграйте с ним в игру «Банк» (научит экономить, после этого обязательно поразмышляйте, для чего нужно делать такие вклады, что это может принести в дальнейшем). По началу, на многие вопросы будете отвечать сами (но и не спешите с ответом, дайте возможность самому ребенку что-нибудь сказать). По истечению времени, вы будете поражены, насколько практично будет подходить ребенок к столь важному вопросу, как деньги, как финансово грамотно (хотя и по - детски) будут звучать все его размышления, касающиеся денег. И больше вы никогда не услышите истерический плач ребенка в магазине: Хочу-у-у. "

Хотите привить в ребенке предпринимательскую жилку, то в этом вам поможет ролевая игра «Рынок», где уместен еще торг. И помните, что необходимо постоянно ребенка хвалить за изобретательность и предприимчивость.

2) Формирование у детей правильного мышления тоже является неотъемлемой частью финансовой грамотности.

«Мы можем позволить себе это, но я хотел бы потратить эти деньги на другое».

«У нас есть деньги, но мы ведь запланировали их на … "

«У тебя есть деньги, и ты вправе их потратить так, как ты только захочешь».

Общайтесь с детьми и помните, что возможности и способности детей гораздо больше, чем мы взрослые предполагаем. Думайте позитивно, и прививайте к ребенку позитивное финансовое мышление.

3) Формирование у детей дисциплины. Соблюдение порядка приводит к экономии времени, к адекватному оцениванию всех своих достижений, появляется чувство уважения к себе. А если присутствует дисциплинированность к себе, то, как правило, это качество проявляется во всем, в частности, и к деньгам. Развиваются такие черты характера, как экономичность, точность, ответственность.

Когда нужно впервые выделить своему чаду деньги на карманные расходы?

Как только ваш малыш научился считать. В игровой форме вы можете показать ребенку, какие бывают деньги, какие купюры существуют и, что на одну «бумажку», можно купить очень много «чупиков». «Счет - карманные деньги – игра» - это то, что позволит ребенку грамотно манипулировать деньгами, как «взрослые», ведь именно к этому стремятся все дети. Да и с математикой тогда в школе проблем не будет, ведь вы на примере, будете проводить вычислительные операции, и решать житейские задачки. Но это лишь с учетом, что вы регулярно анализируете денежный поток своего ребенка, всегда поддерживаете ум малыша в тонусе.

Сколько стоит давать карманных денег детям?

Это зависит от вашего семейного бюджета и насколько ваш ребенок готов иметь карманные деньги. Что я имею в виду, говоря о готовности ребенка иметь карманные деньги? Посмотрите, как ваш ребенок относится к деньгам: попустительски, «транжирит» любые появившиеся в его личной копилке деньги и т. д., то, возможно, нужно начать с минимальной суммы, увеличивая постепенно сумму денег на карманные расходы, по мере того, насколько разумно ваш ребенок подходит к доходам и расходам своего личного бюджета. Но это ваш труд, финансовой грамотности (правильному распоряжению своими деньгами) должны научить вы!

Как часто давать карманных денег ребенку?

Самым маленьким человечкам, которые только еще познают мир, можно давать тогда, когда вы идете вместе в магазин, т. к. они еще не чувствуют периоды времени и для них неделя - это как для взрослого месяц. В младшем школьном возрасте можно уже ограничить выдачу денег одной неделей, а в подростковом возрасте - месяц.

Стоит ли наказывать его деньгами за проступки, за плохие отметки в школе?

Лишать детей денег просто недопустимо. Проступки детей, плохие отметки - это одно, а деньги - это другое. Эти две вещи ни как не должны пересекаться друг с другом. Чтобы увеличить хорошую успеваемость достаточно позаниматься с ребенком, говорить о важности данного предмета, Тоже касается проступков и плохого поведения. Что же касается денег, то, выдавая деньги на карманные расходы, мы планируем научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, т. е. учим его финансовой грамотности, а чему мы научим, если лешим его того, что является целью обучения!

Могут ли деньги испортить ребенка?

Могут, если не обучать финансовой грамотности с раннего детства. А если же вы регулярно учили ребенка, как правильно подсчитывать доходы и расходы, учили экономить, учили распределять деньги на благотворительность, подарки, непредвиденные нужды и т. д. Т. е учили грамотно манипулировать деньгами, то у ребенка будет «здоровое» отношение к деньгам.

Контролируйте ребенка, но не заметно, пусть он считает, что все его «финансовые операции» проходят под его личным контролем. И постоянно хвалите за успехи и достижения в финансовом образовании, ведь «Доброе слово даже кошке приятно». И помните, финансовая грамотность и будущее вашего ребенка зависит от вас, проложите своему ребенку путь к счастливому, финансово грамотному, финансово свободному будущему!

5. Тест для родителей «Ребёнок и деньги».

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.

Всегда – 3.

Иногда – 2.

Только если он этого заслуживает – 1.

2. Я хочу, что бы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.

Обязательно – 3.

Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.

Обойдётся – 1.

3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»

Конечно, мама не права – 3.

Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, что бы семья тоже не страдала – 2.

Какая негодяйка, да как она смеет так говорить?–1.

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–прежнему обходится без компьютера.

Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3.

Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2.

Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.

5. Карманные деньги детям необходимы.

Всегда – 3.

Если они не могут зарабатывать сами – 2.

Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу.

Всегда – 3.

Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2.

Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.

Итак, вы набрали:

От 12 до 18 очков.

Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.

От 6 до 12 очков.

Золотая середина вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!

От 1до 6 очков.

Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.

Обсуждение.

6. Выставка детских работ на тему «Друзья Копеечки»

7. Итог.

Дети и деньги – тонкий инструмент воспитания, пользоваться им надо осторожно, учитывая быстрое взросление. Вместо вчерашнего давления, требуется ваш добрый совет как более опытного человека: увидите, он найдет понимание.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети…

Трудно с ними, ну и пусть.

Спасибо за внимание.

Литература:

1. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.

2. Мартынова О., статья «Цена денег», газета «Школьный психолог» №7, 1998 г.

3. Меньшикова О. И., Кнышова Л. В., Попова Т. Л. «Экономика – детям, большим и маленьким»  8 вып. / - М. : Просвещение, 1994М. 2004г.



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

«Экономическое воспитание дошкольников»

Подготовила: воспитатель Бамматова Г.С.

Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.

Познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету.

Оборудование: музыкальное сопровождение, рисунки детей на тему

«Друзья копеечки», жетоны, пословицы и поговорки, карточки с ситуациями, бумага, карандаши, памятка для родителей.

Родители входят в зал, оформленный детскими рисунками и плакатами:

«Знания – самая выгодная инвестиция»

Бенджамин Франклин

«Все идет от родителей – от того, как они относятся к своим детям, какой стимул для их развития находят»

А. Розенбаум

«Тот, кто думает, что деньги способны на все, вызывает подозрения в том, что он сам способен на все ради денег»

Бенджамин Франклин

Ход:

1. Выступление воспитателя.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Ребёнок еще и слова не научился толком выговаривать, а уже осмысленно тычет пальчиком в золотые, алые, изумрудные обёртки. Маленький хитрец отлично знает, в каком магазинчике игрушки, где продается мороженое и сосачки. Редкая мама, а уж тем более бабушка устоит перед соблазном купить ребёнку не то, так другое…

Дети хотят жить на широкую ногу. Мир рекламных роликов и теле шоу сбивает детей с толка. Этот мир кажется им вполне реальным. Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты. Голову надо мыть только таким шампунем, носить в кармане только такой сотовый телефон, отдыхать не в деревне у бабушки, а на Черном море.

Ребенок заворожен формой вещей, фирменными этикетками. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено» уровень жизни. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза.

- Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты к маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».

- Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».

- Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.

- Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.

Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.

Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?

Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.

Чтобы избежать разочарования, нужно быть готовым к тому, что вас ждет и подготавливать подрастающего человечка по мере того, как он растет.

А что же знают дети о деньгах? Предлагаю посмотреть видео. (Просмотр предварительно записанных на диск ответов детей на тему «Что такое деньги?»)

Проанализировав ответы детей и, проведенное ранее анкетирование родителей детского сада, считаю, что круглый стол на тему «Экономическое воспитание детей» поможет нам найти ответы на многие вопросы.

Родители делятся на две команды.

2. Викторина:

1) Как называются иностранные деньги? (валюта)

2) Как можно по - другому назвать деньги? (рубли, копейки)

3) Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар? (сумма, цена)

4) Как называется ввоз товаров в страну? (импорт)

5) Как называется вывоз товаров из страны? (экспорт)

6) Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?

7) Крупное учреждение, где хранятся финансовые средства? (банк)

8) Самый дорогой металл? (золото, платина)

9) Объявление, извещение о товаре, услуге? (реклама)

10) Натуральный обмен, товарная сделка. (бартер)

11) Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка. (аванс)

12) Его все платят. (налог)

3. Конкурс «Путаница»

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написано необычным способом три поговорки или пословицы. За определенное время все участники должны правильно прочесть поговорку или пословицу.

1-й лист.

Оенвижан олед – игьнед. (Деньги дело наживное)

Тябюл течс – игьнед (Деньги счет любят)

Адов отч, игьнед. (Деньги, что вода)

2-й лист.

Еьтсачс хагьнед в ен. (Не в деньгах счастье.)

Атабрещ ен акчеепок ашан и. (И наша копеечка не щербата)

Имьдюл имырбод с а, ьтиж имагьнед с ен. (Не с деньгами жить, а с добрыми людьми).

4. Рассматривание ситуаций.

- Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу? (Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные). Ребенок не обращает на номинал денег внимания, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

- Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

(выслушать мнение родителей на данные вопросы)

С какого же возраста следует знакомить ребенка с деньгами, с какого возраста необходимо заниматься повышением финансовой грамотности детей?

Этот вопрос сугубо индивидуален, т. к. развитие каждого отдельного ребенка протекает не одинаково, но то, что нужно начинать прививать финансовую грамотность, как можно раньше - это факт. Обозначим этот возраст - 3 года.

С чего нужно начать повышение финансовой грамотности?

1) Так как ведущей деятельностью подрастающего человечка является игра, то начинать необходимо именно с этого вида деятельности. Очень хорошим подспорьем являются настольные бизнес - игры: Денежный поток для детей (возраст: от 6 лет и старше, Миллионер Classic. Монополия (возраст: от 6 лет, Анти - Монополия (возраст: от 8 лет, Монополист Лунопарк (версия игры Монополия) (возраст: от 5 лет). Эта тема актуальна, поэтому на прилавках магазина сейчас можно найти и другие экономические игры, которые дают первоначальное представление о современном бизнесе. Но самое главное, такие игры способны сформировать у детей четкое представление о деньгах, развить у них навыки управления своим денежным потоком. Такие игры способствуют повышению финансовой грамотности и самих родителей (никого для кого нет секрета, что в советские времена, вопросом финансовой грамотности занимались крайне редко или вообще умалчивался, а также сближению родителей и детей в результате совместной игры. Такие игры вызывают интерес детей к данной теме и, благодаря этому, дети продолжают дальнейшее самостоятельное изучение данного предмета. Но вы, наверное, заметили, возрастной диапазон таких экономических игр 5-8 лет и старше. А как же быть с тем, что лучше начинать финансовое образование детей, как можно раньше (с 3 лет? Чтобы малыш понимал, что такое деньги и для чего они нужны, помогут ролевые игры, например, «Магазин» (научит вести счет деньгам): ребенок уже знает к этому времени, что все необходимое для дома берется в магазине и, что в магазине происходит обмен денег на товар. В данной игре важно показать ребенку, что деньги имеют такую способность, как заканчиваться. Вместе поразмышляйте о том, что можно сделать, чтобы не оставить все деньги в магазине, откуда же появляются деньги, как они добываются.

Такие размышления с ребенком в раннем возрасте могут приятно вас удивить, а также вы будите замечать, как развивается финансовое мышление ребенка. Вообще, любые действия, которые вы производите с деньгами, важно проигрывать с ребенком.

Ходите ли вы в банк, берите ребенка с собой, а затем, придя домой, поиграйте с ним в игру «Банк» (игра научит экономить, после этого обязательно поразмышляйте, для чего нужно делать такие вклады, что это может принести в дальнейшем. По началу на многие вопросы будете отвечать сами (но и не спешите с ответом, дайте возможность самому ребенку что-нибудь сказать). По истечению времени, вы будете поражены насколько практично будет подходить ребенок к столь важному вопросу, как деньги, как финансово грамотно (хотя и по - детски) будут звучать все его размышления, касающиеся денег. И больше вы никогда не услышите истерический плач ребенка в магазине: Хочу-у-у.

Хотите привить в ребенке предпринимательскую жилку, то в этом вам поможет ролевая игра «Рынок», где уместен еще торг. И помните, что необходимо постоянно ребенка хвалить за изобретательность и предприимчивость.

2) Формирование у детей правильного мышления тоже является неотъемлемой частью финансовой грамотности.

«Мы можем позволить себе это, но я хотел бы потратить эти деньги на другое»

«У нас есть деньги, но мы ведь запланировали их на…»

«У тебя есть деньги, и ты вправе их потратить так, как ты только захочешь»

Общайтесь с детьми и помните, что возможности и способности детей гораздо больше, чем мы взрослые предполагаем. Думайте позитивно, и прививайте к ребенку позитивное финансовое мышление.

3) Формирование у детей дисциплины. Соблюдение порядка приводит к экономии времени, к адекватному оцениванию всех своих достижений, появляется чувство уважения к себе. А если присутствует дисциплинированность к себе, то, как правило, это качество проявляется во всем, в частности, и к деньгам. Развиваются такие черты характера, как экономичность, точность, ответственность.

Когда нужно впервые выделить своему чаду деньги на карманные расходы?

Как только ваш малыш научился считать. В игровой форме вы можете показать ребенку, какие бывают деньги, какие купюры существуют и, что на одну «бумажку», можно купить очень много «чупиков». «Счет - карманные деньги – игра» - это то, что позволит ребенку грамотно манипулировать деньгами, как «взрослые», ведь именно к этому стремятся все дети. Да и с математикой тогда в школе проблем не будет, ведь вы на примере, будете проводить вычислительные операции, и решать житейские задачки. Но это лишь с учетом, что вы регулярно анализируете денежный поток своего ребенка, всегда поддерживаете ум малыша в тонусе.

Сколько стоит давать карманных денег детям?

Это зависит от вашего семейного бюджета, и насколько ваш ребенок готов иметь карманные деньги. Что я имею в виду, говоря о готовности ребенка иметь карманные деньги? Посмотрите, как ваш ребенок относится к деньгам: попустительски, «транжирит» любые появившиеся в его личной копилке деньги и т. д., то, возможно, нужно начать с минимальной суммы, увеличивая постепенно сумму денег на карманные расходы, по мере того, насколько разумно ваш ребенок подходит к доходам и расходам своего личного бюджета. Но это ваш труд, финансовой грамотности (правильному распоряжению своими деньгами) должны научить вы!

Как часто давать карманных денег ребенку?

Самым маленьким человечкам, которые только еще познают мир, можно давать тогда, когда вы идете вместе в магазин, т. к. они еще не чувствуют периоды времени и для них неделя - это как для взрослого месяц. В младшем школьном возрасте можно уже ограничить выдачу денег одной неделей, а в подростковом возрасте - месяц.

Стоит ли наказывать его деньгами за проступки, за плохие отметки в школе?

Лишать детей денег просто недопустимо. Проступки детей, плохие отметки - это одно, а деньги - это другое. Эти две вещи никак не должны пересекаться друг с другом. Чтобы увеличить хорошую успеваемость достаточно позаниматься с ребенком, говорить о важности данного предмета, тоже касается проступков и плохого поведения. Что же касается денег, то, выдавая деньги на карманные расходы, мы планируем научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, т. е. учим его финансовой грамотности, а чему мы научим, если лешим его того, что является целью обучения!

Могут ли деньги испортить ребенка?

Могут, если не обучать финансовой грамотности с раннего детства. А если же вы регулярно учили ребенка, как правильно подсчитывать доходы и расходы, учили экономить, учили распределять деньги на благотворительность, подарки, непредвиденные нужды и т. д., т. е учили грамотно манипулировать деньгами, то у ребенка будет «здоровое» отношение к деньгам.

Контролируйте ребенка, но не заметно, пусть он считает, что все его «финансовые операции» проходят под его личным контролем. И постоянно хвалите за успехи и достижения в финансовом образовании, ведь «Доброе слово даже кошке приятно» И помните, финансовая грамотность и будущее вашего ребенка зависит от вас, проложите своему ребенку путь к счастливому, финансово грамотному, финансово свободному будущему!

5. Тест для родителей «Ребёнок и деньги».

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.

Всегда – 3.

Иногда – 2.

Только если он этого заслуживает – 1.

2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.

Обязательно – 3.

Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.

Обойдётся – 1.

3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»

Конечно, мама не права – 3.

Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, чтобы семья тоже не страдала – 2.

Какая негодяйка, да как она смеет так говорить? –1.

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–прежнему обходится без компьютера.

Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3.

Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2.

Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.

5. Карманные деньги детям необходимы.

Всегда – 3.

Если они не могут зарабатывать сами – 2.

Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу

Всегда – 3.

Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2.

Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.

Итак, вы набрали:

От 12 до 18 очков.

Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.

От 6 до 12 очков.

Золотая середина вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!

От 1до 6 очков.

Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.

Обсуждение.

6. Выставка детских работ на тему «Друзья Копеечки»

7. Итог.

Дети и деньги – тонкий инструмент воспитания, пользоваться им надо осторожно, учитывая быстрое взросление. Вместо вчерашнего давления, требуется ваш добрый совет как более опытного человека: увидите, он найдет понимание.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети…

Трудно с ними, ну и пусть.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов

АРТ-МЕТОДИКА  "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA...

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Ссылка на мастер-класс "Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"        https://disk.yandex.ru/i/lse4UivNNMhsmwСсылка на мастер-класс "Организация пита...