Сенсорное развитие детей в процессе предметно-игровой деятельности
консультация (младшая группа)

Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
Обучение способам обследования предметов

Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Виды восприятия в раннем возрасте :

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1sensornoe_razvitie_detey.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Направления работы:

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

  • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
  • восприятие цвета,
  • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
  • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
  • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
  • восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств:зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
  • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
  • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

Методы и приемы:

Наглядный

 Сравнения
Практический

Сопоставления
Словесный

 Приложения
Эмоциональная  

Установка взрослого

Наложения
Привлечение внимания .

Наблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение 
Словесная инструкция

Очень нужно уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик,  нужно составить примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей.

Сенсорное развитие детей в процессе предметно-игровой деятельности

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Направления  работы:

Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
Обучение способам обследования предметов

Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Виды восприятия в раннем возрасте :

восприятие формы

• восприятие цвета,
• восприятие величины
• восприятие пространства

восприятие времени

восприятие особых свойств предметов и явлений

восприятие целостных предметов

восприятие сложных явлений действительности

Методы и приемы:
Наглядный
Сравнения
Практический
Сопоставления
Словесный
Приложения
Эмоциональная  
Установка взрослого
Наложения
Привлечение внимания .
Наблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение
Словесная инструкция
ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Д/И «МОЗАИКА»

ЗАДАЧИ:   Формировать у детей восприятие цвета.

Учить детей группировать детали по цвету.

Учить выкладыванию деталей мозаики

Д/И «Чудесный мешочек»

Задачи:

 Развивать у детей умение  узнавать овощи и фрукты по форме и цвету

Развивать интерес к игре

Д/И «ШНУРОВКА»

ЗАДАЧА : развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Д/И
«СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ ПО ОБРАЗЦУ»
ЗАДАЧИ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.
Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЗАДАЧИ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

«БИЗИБОРД»

Цель игры с бизибордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитии самостоятельности детей и осуществлении неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Тема: «Сенсорное развитие детей в процессе игр с природным материалом» (методическая разработка)

Дошкольный возраст - особый,уникальный по своей значимости период жизни человека....

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

Сенсорное развитие детей раннего возраста в игровой деятельности

Игры с куклами, прищепками , вязаным конструктором для развития сенсорных навыков у детей раннего возраста....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...