Статья "Развитие личности через нетрадиционные техники рисования "
статья (младшая группа)

Серкина Ксения Владимировна

Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной работе с ребятами дошкольного возраста – это овладение выразительными возможностями изобразительного материала при разработке образа, это овладение гармонией цветовых сочетаний, постижение красоты сделанных методом личного творчества, т.е. усвоение условности языка изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya_1.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Наряду с традиционными техниками изображения используем и нетрадиционные техники рисования, которые стимулируют творчество. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развить пространственное мышление, зрение, координацию. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, правильно выбирать материал. Ему очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками. 

Практикуем обучение формообразующим движениям, чтобы ребёнок мог понять, как можно изобразить любой предмет, сходный по форме. Владение общими приёмами изображения дает ребёнку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу.

В группе созданы условия, способствующие творческой самоорганизации ребёнка. Все изобразительные материалы и инструменты в свободном доступе, выбор материалов и видов художественной деятельности индивидуален для каждого ребёнка. Во второй половине дня часть столов накрываются клеёнками, на которых дети без опаски, что-то испачкать, или испортить, рисуют, лепят, выполняют аппликацию, конструируют, делают поделки по своему выбору и желанию.

Техника рисования, лепки, аппликации, включает умение создавать изображения, используя разные изобразительные материалы: карандаши (простые, цветные и восковые), фломастеры, краски (акварельные, акриловые, гуашь), тушь, пастель, масленую пастель, уголь, сангину, мелки. Применяются разнообразные инструменты: кисти (разных размеров и ворса), валики малярные, флейцы, щётки зубные, коктейльные трубочки, губки, ватные палочки, формы для печатания, трафареты, смятая бумага. В лепке используем пластилин, солёное тесто, глину, бумажную массу. В аппликации сочетание разных по фактуре материалов: бумагу, ткань, пряжу, нитки, вату, природные материалы, бумажные салфетки, блёстки, спонжики, фольгу, песок, соль, пищевые продукты (разнообразные крупы, семена, макаронные изделия). К работе с детьми стараемся подходить творчески не стандартно применяя известные способы и методы креативно: это сюрпризные моменты, игры и шутки, поисковые ситуации, заданий творческого характера, опыты с красками и художественными материалами.

Рассмотрим пять наиболее простые методические технологии нетрадиционного рисования с детьми с учётом возрастных возможностей детей, которые можно использовать на занятиях:

1. Кляксография. Кляксография как техника привлекает детей своим названием. Суть ее заключается в том, что педагог учит детей делать кляксы. Кляксы могут быть разных размеров, как черными, так и разноцветными в зависимости от задумки. Данную технику можно применять уже с младшей группы, поскольку в этом возрасте фантазия ребенка стремительно развивается и ребенок способен разглядеть в кляксах простейшие образы. Работая над данной техникой, воспитатель задает вопросы «Что тебе напоминает твоя клякса?», «На что похожа моя клякса?», развивая тем самым речь и воображение ребенка. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

2. Тычок жесткой полусухой кистью. В данной технике главными средствами выразительности являются цвет и фактурность окраски. Педагог использует такие материалы, как бумага любого цвета или формата (вырезанный силуэт), гуашь, жесткая кисть. Получение рисунка происходит следующим образом: дети опускают кисти в гуашь (в воду кисть не опускается), а затем ударяют ею по бумаге, держа кисть вертикально. В процессе выполнения этой техники заполняться может весь лист, шаблон или контур в зависимости от задумки. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Эффективным упражнением этой техники является рисование салюта.

3. Рисование пальчиками. Рисование пальчиками ка нетрадиционная техника является эффективной не только для развития творческих способностей, но и мелкой моторики рук, а в следствие мышления ребенка. Средствами выразительности данной нетрадиционной техники являются цвет, точка, пятно и короткая линия. Воспитатель использует такие материалы, как плотная бумага любого цвета, мисочки с гуашью, чистые листы и салфетки. Техника выполнения следующая: дети опускают один пальчик в гуашь и наносит точки или пятнышки на бумагу. Каждый пальчик ребенок опускает в краску разного цвета. Главное здесь для педагога следить за чистотой рабочего места ребенка, напоминать детям протирать пальчики салфетками, чтобы краска потом легко смылась. Эффективным упражнением этой техники является рисование ягод и листочков.

4. Рисование ладошкой. Данная нетрадиционная техника очень простая для восприятия детьми. В процессе рисования ладошкой получаются забавные зверюшки, что очень интересно детям. Главные средства выразительности здесь цвет, пятно и фантастический силуэт. Для исполнения данной техники педагог использует листы большого формата, плотную бумагу любого цвета, широкие блюдечки с гуашью и кисти. Дети опускают в блюдца с гуашью ладошки или же окрашивают ее с помощью кисточки и делают отпечаток на листе бумаги. При этом дети рисуют и правой и левой руками, ладошки которых в краске разного цвета. Здесь воспитатель также следит за чистотой рабочего места детей и напоминает детям вытирать салфетками руки.

5. Рисование по трафарету. Эта нетрадиционная техника очень интересна детям, поскольку они могут выбрать трафарет сами. Возможность выбора трафарета превращает ребенка в свободного художника, тем самым вызывая интерес к данной технике. Во время выполнения техники детям сначала нужно придумать образ, который они хотят изобразить, затем изготовить трафарет и только потом изобразить. Дети самостоятельны в выборе цвета, количества элементов, размера трафарета.

Наши дети активно участвуют в разнообразных конкурсах детского творчества, являются победителями районных, окружных конкурсов.

Нетрадиционные способы рисования развивают у ребят логическое и абстрактное мышление, воображение, наблюдательность, заботу и уверенность в свои силы. Довольно любопытно следить, как малыши рисуют, а в собственных рисунках отображая: аромат цветов, шум дождя, оживляют кляксу. Они искусно импровизируют и фантазируют, собственно, что не всякий раз получается у взрослых. Ребенку случается непросто рассказать о том, что он чувствует, а с поддержкой рисунка он передает свое настроение. Поэтому при системной работе к концу дошкольного детства он восхищает всех собственными прекрасными произведениями с внедрением нестандартной техники рисования. У нынешних ребят, которые охотно вступают в контакт с находящимся вокруг миром сквозь овладение художественной работой, восприятием и созданием графических изображений, значительно быстрее складывается образно-смысловая сторона изобразительной работы.

Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной работе с ребятами дошкольного возраста – это овладение выразительными возможностями изобразительного материала при разработке образа, это овладение гармонией цветовых сочетаний, постижение красоты сделанных методом личного творчества, т.е. усвоение условности языка изобразительного искусства

Список использованной литературы:

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия через нетрадиционные техники рисования

Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокораз...

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Развитие мелкой маторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику  рисования....

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества в детей через нетрадиционные техники рисования».

Проект для средней группы на тему:   «Развитие художественного творчества в детейчерез нетрадиционные техники рисования». Участники  проекта:  воспитатель,  родител...

Консультация для родителей «Художественно - эстетическое воспитание детей через нетрадиционные техники рисования»

«Изобразительное творчество детей –           один из самых ранних видов художественной деятельности,...

Опыт работы "Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования"

Опыт работы строится на развитии творческой личности с помощью творческого воображения через использование нетрадиционных техник рисования....