Из опыта работы по патриотическому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа)

Смагина Елена Борисовна

Из опыта работы по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по патриотическому воспитанию

Большая роль в проецировании цели и задач патриотического воспитанияотводится дошкольным образовательным учреждениям. Ведь именно с ранних лет формируются первые представления об окружающем мире через ознакомление с традициями «своей социокультурной» средой, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями той местности, где ты живешь. Известно, что дошкольный возраст-это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Чувство Родины начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного гражданско-патриотического воспитания,где:

Патриотическое воспитание–

Это воспитание любви к Родине (семье, детскому саду, улице, стране, как осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, любви к родному краю, уважение традиций, гордости за свою Родину.

Гражданское воспитание-

Это формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни в данный момент времени и пространства.

В 2011г. на базе нашего детского сада, творческой группой педагогов, была создана программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в условиях музея ДОУ «Этих дней не смолкнет слава». Наш музей позволяет организовать совместную поисково-исследовательскую деятельность детско-взрослого сообщества. Музей представляет собой анталогию русского воина от былинных героев до героев наших дней, и того исторического времени, когда происходили данные события.

Исходя из задач данной программы встал вопрос о более глубокой работе с детьми в области «Познания» (социально-комуникативное развитие). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Мною было разработано перспективное планирование в данной области,и создание кружка дополнительного образования «Юный патриот», руководителем которого являюсь я.

Цели кружка:

-воспитыватьлюбовь к родному дому: семье, малой и большой Родине;

-приобщать детей к основам национальной культуры, быта;

-развивать потребность в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Свою работу я строю последовательно, знакомя детей с историческим прошлым родного города, показывая результат деятельности всех предшествующих поколений.

Исходя из этого,мной за основу была взята следующая литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

2. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» под редакцией Э. П. Костиной.

3. Книга «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» под редакцией Н. Г. Комратовой, Л. Ф. Грибовой.

4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (подготовительная группа)

5. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

Перспективное план кружка дополнительного образования «Юный патриот»(9 блоков)

1. С чего начинается наш город

2. Экскурсия в Краеведческий музей

3. Хозяйка Черноречья-химия

4. Улицы города

5. Герб города

6. Памятники защитникам отечества

7. Знаменитые земляки. Валерий Чкалов

8. Архитектура прошлого и настоящего г. Дзержинска

Исходя из этого я использую следующие формы работы с детьми:

-НОД (по теме блока)

-Экскурсия (МОУСОШ; краеведческий музей; библиотека; достопримечательности города)

-Праздники и развлечения

-Чтение художественной литературы

-Творческая продуктивная деятельность

-Работа с семьей (консультации, организация выставок, участие в праздниках)

Особое внимание я хочу остановить на праздниках.

Пусть каждый,-читаем у К. Д. Ушинского,-припомнит свое детство и увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Ведь именно на празднике ребенок может раскрыть себя творчески.

Особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Мною проведено анкетирование. В анкетах родители указали интерес, привитие детям любви к родному городу, родному краю. Совместно мы добиваемся того, чтобы активность родителей была направлена на участие в праздниках, где играли роли, читали стихи, участвовали в играх, проводили совместно со мной экскурсии по городу, активно обсуждали вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях.

Для успешной работы и закрепления знаний у детей полученных ранее,мною и родителями созданы условия в группе (изготовлены папки сделанные детьми совместно с родителями«Мой город»«Генеалогическое древо»«Герб семьи»«Рассказы о семье»«Книжки-малышки о родном городе» и др.

Как известно вся работа приходит к какому-то результату, а когда результат имеет позитивную динамику, ты осознаешь, что работаешь не зря. Работая с детьми я разработала диагностический инструментарий, ежегодно провожу диагностические исследования «История родного края» и если в 2012-13 уч. г. знания, умения, навыки показывали не самый лучший результат, то в 2013-14уч. г. отмечена позитивная динамика.

Но главное в моей работе-это заинтересовать детей создав такую ситуацию, чтобы им хотелось узнавать новое. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение, становится государственной. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре, малой Родине. Поэтому патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растим патриотов с детства!" Из опыта работы по патриотическому воспитанию

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...

Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»...

Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закла...

«А из нашего окна площадь красная видна…» Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Сейчас трудно отыскать ребенка, который бы вслед за героем стихотворения Сергея Михалкова мог бы похвастаться, что видит из окон своего дома главную площадь страны Именно с нее начинает знакомство с М...

Из опыта работы по патриотическому воспитанию

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире...

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...