долгосрочный проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)

Ольга Игоревна Хорольская

долгосрочный проект "Скоро в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_skoro_v_shkolu.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Нэбзый»

Проектная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста

Тема проекта: «Скоро в школу».

Автор проекта:

воспитатель МБДОУ №15 «Нэбзый» Хорольская О.И.

пгт. Яблоновский

2022

Название проекта: «Скоро в школу».

Наименование учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Нэбзый»

Автор проекта: Хорольская Ольга Игоревна, воспитатель МБДОУ детского сада №15.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки выполнения: сентябрь-май 2022г.

Цель: Формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

 Задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Воспитание нравственной личности;

3.Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

4. Знакомство детей со школой и профессией учителя.

5. Создание предметно - развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)

Актуальность проекта: В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы. Основания преемственности между подготовительной к школе группой и школой - Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика - Формирование «Внутренней позиции школьника»: развитие произвольного поведения, развитие коммуникативных навыков. - Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка - Развитие способностей ребенка как залога успешности.     Практическая значимость проектной работы:

 1. Работа с детьми строится на основе базовой программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.

 Для сохранения физического и психического здоровья детей используются здоровьесберегающие технологии в различных видах деятельности.

2. В рамках проекта повысится уровень самообразования педагогов. Проект предполагает тесную связь с узкими специалистами, с учителями и детьми начальной школы.

3. В рамках проекта предусмотрена просветительская работа для родителей: консультации, беседы, родительские клубы, они привлекаются к проведению всех мероприятий: праздники, спортивные досуги, выставки, конкурсы, День здоровья, Дни открытых дверей, День семьи.

4. В проекте предусмотрены диагностические исследования психологической готовности детей к школе, уровня знаний, умений и навыков, физической подготовленности детей к школе.

5. В рамках проекта предполагается использование наглядных, дидактических и методических пособий, мультимедийных презентаций. Ожидаемый результат:  Повысится уровень подготовки детей 7-летнего возраста к школе;  у детей сформируется мотивационная и психологическая готовность к школе; переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей

Основные направления проекта: - Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ, способствующей формированию у детей положительного отношения и интереса к школе. - Работа с детьми. - Работа с родителями. - Сотрудничество с учителями и детьми начальной школы. - Взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ.

Предметно – развивающая среда в группе ДОУ, способствующая формированию у детей положительного отношения к школе:

1. Центр «На пороге школы»

2. Центр познавательных книг (энциклопедии для детей).

3. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа».

4. Художественная литература о школе.

5. Сенсорный уголок: конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления); вкладыши, разрезные картинки.

6. Настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки (для обучения составлению рассказов), игры с математическим содержанием, шашки, шахматы и др.

7. ИЗО – студия: штриховки, раскраски; силуэты для вырезания; материал для работы в стиле «оригами», пластилин, краски, цветные карандаши, цветные мелки, бумага различной текстуры, клей. 8. «Центр науки» - экспериментальный уголок (набор энциклопедий для дошкольников, глобус, увеличительные стекла, пробирки, песочные часы, песок, камни, посуда для переливания жидкостей и пр.)

Перспективное планирование.

Сентябрь. 1. Экскурсия в школу. Цель: познакомить детей с учебным заведением, учебными классами. 2. Мониторинг детей. Цель: определение уровня готовности детей к школьному обучению. 3. Родительское собрание «Скоро в школу».

Октябрь. 1. Загадки о школе. Школьные принадлежности. Цель: Познакомить детей со школьной атрибутикой, ее назначением. 2. Чтение произведений о школе. 3. Консультация для родителей «Леворукий ребенок»

Ноябрь. 1. Игра «Собери портфель» Цель: Развивать наблюдательность. 2. Анкета для родителей. «Мое мнение о школьной жизни ребенка. Цель: выявление уровня педагогической культуры родителей. 3. Консультация «Готовим руку к письму» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах подготовки ребенка к школе.

Декабрь. 1.Оформление родительского уголка «Психологическая готовность детей к школе» Цель: Помочь родителям подготовить ребенка к школе. 2.Пословицы и поговорки о школе. 3.Игровое упражнение «Назови предметы и дорисуй их» на тему школы.

Январь - Март. 1. Работа школы будущего первоклассника. (посещение детьми подготовительных занятий в школе) 2. Участие в краевой олимпиаде дошкольников «По дороге знаний» 3. День открытых дверей. Занятие «В страну знаний». Цель: Вовлечение родителей в совместный творческий процесс.

Апрель. 1. Час загадок и ребусов о школе. 2. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Цель: как дети общаются между собой. 3. Просмотр мультфильма: «Козленок, который умел считать до десяти» 4. Заучивание песни «Чему учат в школе». 5. Рисунки о школе.

Май. 1. Панорама итоговых занятий. Цель: Результаты подготовки детей к школе. 2. Консультация «Готовность к школе: Что мы понимаем?» 3. Мониторинг «Готов ли ребенок к поступлению в школу?» Цель: Выявление готовности к обучению в школе. 4. Родительское собрание «Чему мы научились за год» (по итогам мониторинга.)

Заключение. 

На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены; 2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”; 3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе. Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной. Семейная социализация – один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы свое жизни. Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем. Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы. Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития. Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Список литературы:

1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141. 2. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142. 3. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с. 4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240. 6. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63. 7. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106. 8. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004. 9. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи. 1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003 4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 5. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006 6. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006 7.Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград: издательство «Учитель», 2012. 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Из детского сада в школу"

Информационно-творческий проект "Из детского садав школу" показывает работу воспитателя по подготовке детей к школе по  основным видам деятельности старших дошкольников, с учетом ФГТ. ...

Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"

Проект (долгосрочный)   Тема:«Скоро в школу!»   Подготовительная группа "А"...

Долгосрочный проект " Здравствуй школа"

Долгосрочный проект для подготовительной группы...

ГБОУ Школа №2017 (2здание) Долгосрочный экологический проект «Вода -водичка» Исследовательско -творческий, оздоровительный.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Руководители проекта:Ширшова О.М. Воспитатель высшей категорииМолева Е.Н. инструктор ф/к(плавание) 1 категории Цель:1.Закрепить знания детей оводе, ее свойствах....

ГБОУ Школа 2017 (2здание) Долгосрочный экологический проект «Вода -водичка» Исследовательско -творческий, оздоровительный.

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }EM { font-style: italic; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; }A.western:link { }A.ctl:link { } Задачи: Дать пер...

Творческий отчёт по долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой» в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик»

Творческий отчётпо долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой»в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речец...

Долгосрочный проект по подготовке детей к школе «Скоро в школу мы пойдём!»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Г...