Оснащение музыкальных уголков в группах
консультация

Оснащение музыкальных уголков в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_4.docx18.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оснащение музыкальных уголков в группах

 Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.

       Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

  - восприятие музыки;

  - воспроизведение музыки;

  - музыкально-творческая деятельность.

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.

       Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами), современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке. Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.

       Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия. Для уголка также нужны 1-2 стола, или модули, которые трансформируются в столы, для самостоятельного музицирования и игровой деятельности. Музыкальный уголок оформляется в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

      Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Прежде всего, это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые добираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия. Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.

       Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования. Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и неозвученных), чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику. В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т.п.. Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т.д.). Если позволяет интерьер помещения и по желанию, музыкальный уголок можно отгородить декоративной ширмой, которая легко убирается.

      Что касается музыкальных инструментов, то в младшей группе размещают бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки. В средней группе можно добавить деревянные палочки, ложки, металлофон. В старшей группе - треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др. Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон), и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и выдавать знакомые детям звуки.

       В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".

      Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:

озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;

-неозвученные игрушки (имитационные);

- музыкально-дидактические игры и пособия;

- материал для творческих сюжетно-ролевых игр;

- атрибуты для музыкальных подвижных игр;

 -аудиовизуальные пособия.

      Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музыкальные шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол.

      Неозвученные игрушки (имитационные): бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т.п. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах. Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.

      В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы: «Портреты композиторов», «Музыкальные инструменты», «Времена года», «Любимые песни» (альбом песен с иллюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни). Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту.  Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользования игрушками и инструментами, после игры убирать их на место.  Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.

Литература

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2008.
  2. Арсеневская О.Н. Система - музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, 2011.
  3. Арсеневская О.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая группа. Волгоград, 2012.
  4. Бутенко Э.В. Музыкальные игры и развлечения. 2-3 года. М., 2011.
  5. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.
  6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  7. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.
  8. Игрушки и пособия для детского сада / составитель Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгаршевой. М.: Просвещение, 1982. 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оснащение музыкального уголка в группе"

Как правильно оформить музыкальную среду в группе....

Консультация для воспитателей на тему: «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деяте...

Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах в соответствии с программным содержанием образовательной области "Музыка".

1. Теоретическая часть:цели и задачи.2. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе.3. Оформление музыкальных уголков в младших группах.4. Оформление музыкальных уголков в средних группах....

Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах"

Какова цель организации музыкальных уголков, как создать благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей, что может способствовать практическому усвоению музыкальных занятий в игрово...

Рекомендации для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют, четвёртые танцуют,...