Проектная деятельность для детей 5-6 лет "Волшебные пуговицы"
проект (старшая группа)

Саломатина Алла Александровна

Данный проект позволяет повысить познавательную активность детей; формировать естественно-научные представления о предметах окружающего мира через исследовательскую деятельность ; заинтересовывает и увлекает детей  идеей коллекционирования, формирует  желание узнать больше; а также способствует улучшению работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей, как участников педагогического процесса .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные пуговицы»

для  детей 5-6 лет.

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

Обучающие:

- познакомить детей с историей возникновения пуговицы, её видами и классификацией;

- обогатить представления детей о роли пуговиц в жизни человека;

- формировать представления о многообразии видов пуговиц;

- поддерживать стремление старших дошкольников в изучении и исследовании предметов окружающего мира для выявления их особенностей, для выделения их сходства и различия.

Развивающие:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческим способностям;

- развивать коммуникативные умения; мыслительную активность;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать интерес к коллекционированию;

- обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, нравственно-волевые качества, умение работать в коллективе;

- прививать бережное отношение к чужому труду; 

- вовлекать родителей в активное сотрудничество;

Участники проекта: дети, родители и воспитатели.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

- заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

- повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей ,как участников педагогического процесса детского сада;

- создание коллекции пуговиц в группе.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Срок реализации: долгосрочный(январь-май)

Этапы реализации проекта:

- организационный;

- практический

- презентационный.

Актуальность:

        Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

        Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

        Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием, художественным творчеством и др.

Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- подбор и анализ информации по данной теме;

- определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговице;

- определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности, коллекционирования.

Организационный этап

- постановка проблемы через образовательную ситуацию в режиме дня. Чтение сказки о пуговке;

- обращение к опыту, постановка детской цели: «Поможем пуговке найти друзей»;

- беседа с детьми «Что мы знаем о пуговице?». Цель: выявить представление детей о пуговицах, разработка маршрута. (Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Что будем делать?);

- основные направления поиска: что означает слово «пуговица», что означает слово «коллекция», «коллекционирование», чем пользовались люди, когда пуговиц ещё не было, какие были первые пуговицы, из каких материалов бывают пуговицы, чем пуговицы похожи и чем отличаются, как их можно использовать;

Формы работы с родителями:

- создание папки-передвижки : «История пуговицы»;

- консультация «Коллекция пуговиц- как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста»;

- обсуждение темы, цели и задач проекта;

- подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал;

- разработка маршрута проекта;

- обсуждение продуктов реализации проекта.

Практический этап. Основной.

Формы работы с детьми:

Познавательная деятельность:

- беседа: «Ах, эта пуговица», «Коллекционирование».

- загадки о пуговице.

- стихи о пуговице.

- пословицы и поговорки о пуговицах .

- приметы о пуговицах.

- экскурсия в кабинет кастелянши.

Игровая деятельность:

дидактические игры: «Собери пирамидку из пуговиц», «Ожерелье», «Пуговичный массаж»,  на сравнение «Составь узор из пуговицы», «Составь цифры, букву из пуговицы».

Нанизывание пуговиц на шнурок по цвету, форме, величине, игра на внимание «Какой пуговицы не стало?», «Чудесный мешочек» и др.

Сюжетные игры:

«Магазин», «Ателье».

Подвижные игры

«Перебежки», «Кто больше перенесёт пуговиц», «Кто дальше бросит мешочек из пуговиц», «Попади в цель», «Кто больше мешочков перенесёт на голове», «Мышеловка», «Перенеси на палочках» и др.

Игровая ситуация:

- «Помоги другу застегнуть пуговицы»;

- «У кого какая пуговица»;

- «Откуда я?» (дети отгадывают, какой одежде принадлежит пуговица: военных, полицейских, медиков и т. д.);

- «Если у тебя оторвалась пуговица на пальто…»;

- «Какие пуговицы блестят на солнце?».

Образовательная игровая ситуация по ФЭМП «Пуговицы разные, все очень важные! »(пуговицы маленькие- большие, тонкие- толстые, разные по форме, сравнение, прямой и обратный счёт, состав числа.)

- «У кого больше пуговиц на одежде»;

- Моделирование ситуации помощи, безопасного поведения при выходе на улицу и др.;

- Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня;

Продуктивная деятельность.

- Рисование: «Весёлая пуговица»;

- Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочки»;

- Конструирование: создание объёмных конструкций из пуговиц: «Гусеница».

Экспериментально-поисковая деятельность:

- Рассматривание пуговиц под лупой;

- Знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы;

- Игры-эксперименты с пуговицами (сравнение по величине, форме, цвету).

- Опыты-эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет - не тонет, измерение)

Речевая деятельность:

- Составление описательных рассказов о пуговицах;

- Речевые упражнения «Какая пуговица?»;

- «Подбери и расскажи»;

- Придумывание сказок и историй о пуговицах.

Музыкальная деятельность:

Мастерская по изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц (маракас). Игра на музыкальных инструментах в группе.

Формы работы с родителями:

-  Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами»;

- Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

- Выставка творческих работ;

Этап презентационный. Заключительный.

- Представление коллекции пуговиц.

- Выставка выполненных совместно с детьми, родителями поделок из пуговиц.

- Мини- музей «Волшебная пуговица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности у детей 4-5 лет в рамках реализации ООПДО

Вид проекта:  образовательный, творческий.Продолжительность:  недельный.Участники:  воспитатели, дети средней группы.Образовательная область: ознакомление с историей, с окружающим; разв...

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сад на окошке"

Тема проекта: «Сад на окошке»Информационно-практико-ориентированный проект, краткосрочный, групповой. Цель проекта: познакомить детей с комнатными растениями, заложить основы экологического воспи...

Проектная деятельность для детей младшей группы (3-4 года) по познавательному развитию. Тема: «Птицы»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию исследовательский проект по познавательному развитию для детей младшей группы по теме "Птицы"....

“Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевыми нарушениями”

Выступление на семинаре.Тема: “Вовлечение в проектную деятельностьродителей детей с речевыми нарушениями”    Воспитатель Высшей квалификационной категории Филиппова О. М....

Совместная проектная деятельность для детей 5-6 лет " Я выбираю здоровый образ жизни"

Тип проекта: практико-ориентированный; внутри ДОУЦелевая группа: дети старшей группы (5-6 лет)Продолжительность: долгосрочный ( август 2015г. – ноябрь 2015г. –  4 месяца).Количеств...

Конспект занятия по теме: «Формирование бережливого мышления у детей посредством проектной деятельности». Для детей подготовительной группы ТНР.

конспект занятия по формированию у детей бережливого отношения к предметам, к природным ресурсам, к своему здоровью....