Статья "Роль дидактических игр в группе раннего возраста ДОУ".
статья (младшая группа)

Буянова Кристина Константиновна

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Роль дидактических игр в группе раннего возраста ДОУ.

В первые годы жизни у детей происходят очень большие изменения в их развитии. На первом году жизни ребёнок может брать и удерживать предметы в ручках, учиться различать предметы по их внешним признакам (величина, форма, цвет и др.) правильно с ними обращаться.

Дидактические игры очень важны для развития ума маленьких детей. Во время дидактических игр у детей вырабатываются качества, которые необходимы для успешного умственного развития, ребёнок внимательно следит за тем, что ему показывает взрослый.

Главная особенность таких игр определена их названием: это игры которые  обучают детей. Возможность обучать маленьких детей с помощью активной интересной для них деятельности -  это отличительная особенность дидактических игр.

Наиболее благоприятно развитие ребенка проходит под влиянием воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели речью, необходимыми движениями, разными жизненно необходимыми умениями и навыками, их этому надо научить. Например, «Собери пирамидку из овалов», «Собери снеговика», «Найди пару носочку», с помощью таких игр у деток развиваются умения выполнять действия с предметами разной величины, речь, мелкая моторика рук, дети учатся приему приставления друг к другу, наложения деталей.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию несут в себе интереллектуальный характер, они развивают речь, мелкую моторику, интеллект. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: цвет, величину, форму- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (зелёное, желтое, красное), «Наполни баночку офощами» (помидорами, огурцами), «Укрась дерево листочками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг, овал); цвет, форма; развивают воображение, мелкую моторику рук.

Дидактические игры обучают детей определённым навыкам и умениям. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый ( воспитатель, мама). Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Дидактическая игра является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время неё у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей подражать, воспитатель должен  побуждать их повторять показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребёнок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина и др. Например, «Укрась дерево яблоками» (жёлтыми, зелёными, красными), «Подбери каждому ёжику листочки определенного цвета» (жёлтые, зелёные, красные), «Укрась ёжика разноцветными листочками», таким образом, у детей развиваются умения выполнять действия с предметами, мелкая моторика рук; дети учатся приёму наложения деталей, приставления друг к другу, развивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах, когда они имеют возможность не только воспринимать наглядно, но и активно действовать с ними. Например, «Укрась ёлочку разноцветными шариками» или «Укрась ёлочку разноцветными бусами»: дети учатся различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), группировать по цвету; закрепляют знание о геометрической фигуре – круге.

В процессе игровой деятельности у детей вырабатываются активность, целеустремленность, внимание и некоторая последовательность действий.

Таким образом делаем вывод, что роль дидактических игр имеет огромное значение для умственного воспитания детей.

 

Литература

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
  3. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»,М.: «Просвещение»2000г.
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение», 2001г
  5. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008г.
  6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
  7. Журнал «Воспитатель ДОУ» Игры с детьми раннего возраста. Методические рекомендации \ Сост. М.А.Арлова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Открытое занятие по формированию сенсорных эталонов посредством дидактической игры в группе раннего возраста "Путешествие колобка"

Цель:Развитие восприятия; создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.Задачи:Закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов (цвет, форма, величина).Развивать различные...

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом в группе раннего возраста «На лесной полянке».

Конспект игры занятия с дидактическим материалом для формированию умения детей отбирать предметы определенного цвета....

Конспект дидактической игры в группе раннего возраста «Разноцветные резинки

Материал будет интересе воспитателям,  работающим с детьми раннего возраста...

Конспект занятия со строительным и дидактическим материалом в группе раннего возраста «Сказка про матрёшек».

Конспект открытого занятия со строительным  и дидактическим материалом  в группе раннего возраста «Сказка про матрёшек».Цель:учить  детей рассматривать игрушку, отвечать на ...

Дидактические игры в группе раннего возраста

Дидактические игры в группе раннего возрастаДидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как са...