Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Откуда берётся звук?" (возраст детей 5-7 лет)
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Михайлюк Оксана Анатольевна

Цель. Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе. Развивать познавательную активность.  Воспитывать интерес к звучащему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ « Детский сад комбинированного вида №3  г. Медвежьегорска»

     

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

Тема «Откуда берется звук?»

     

 (возраст детей 5 – 7 лет)

                                                                               

Образовательные области:

«Познавательное развитие»

                                                                                                      «Речевое развитие»                                                                                                                

                                                                                                                        «Физическое развитие»    

                                                                                             «Социально-коммуникативное развитие»          

                                                                             Воспитатель ВКК  Михайлюк Оксана Анатольевна

                                                                                               

г. Медвежьегорск

2021 г.

Цель. Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе. Развивать познавательную активность.  Воспитывать интерес к звучащему миру.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: интеграция полученных образовательных представлений каждого воспитанника через образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы: наглядный, практический, словесный, игровой

Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы.

Методическое и дидактическое обеспечение: картины по теме, коробка с шапочками,  предметные картинки с  изображением животных, таз, лейка с водой, банки, воронки, расчески, линейки, листы бумаги.

Ход:

Воспитатель вносит в группу бумажные воронки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Это воронки. Ребята, вы хотите узнать,  для чего они нужны?  (Да!)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки (Воспитатель показывает изображения насторожившихся зверей (заяц, белка, лиса).

Воспитатель:  Кто изображен на картинках? (звери) Чем похожи эти звери? Что они делают? (они насторожились, прислушиваются, чувствуют опасность)

Воспитатель: У всех зверей «ушки на макушке», они насторожились, прислушиваются.  Как мы скажем про  уши зайца, чьи они? (заячьи) Про уши  белки? (беличьи) Про уши  оленя? (оленьи) Про уши  мыши? (мышиные) Про уши лисы? (лисьи) Про уши медведя? (медвежьи) Про уши волка (волчьи)

Сделать речевой акцент опросить каждого ребенка, нацеливая на четкое проговаривание слов.

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о размере ушей зверей и человека? (Уши  разного размера. У человека - маленькие, а у зверей – большие.)  Как вы думаете лучше ли слышно, если уши большие? Прежде, чем ответить на этот вопрос, проведем эксперимент.  Вы будете стоять на месте, а я отойду от вас и загадаю вам загадку.

Воспитатель отходит подальше от детей и говорит тихим шепотом:

Воспитатель: «Серое ухо, комочек пуха». Кто это?  Вы не расслышали?

Ребята представьте, что делает плохо слышащий человек, чтобы услышать что говорят?

Воспитатель: Конечно, прикладывает руку к уху, тем самым делает свое ухо больше.  Воспитатель раздает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана. 

 Воспитатель: Ребята, так для чего нам нужны воронки? А теперь  попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы лучше слышать?  (Нужно приложить ее к уху узким концом внутрь, а широким наружу.)

Воспитатель: Дети, послушайте еще раз загадку: «Серое ухо, комочек пуха». Кто это? (Дети прикладывают воронки к уху) Почему лучше слышно? (В широкий конец воронки попадает больше звука) 

Вывод: Чем больше ухо, тем лучше слышно. У зверей уши больше, чем у человека, они хорошо улавливают звук.

Воспитатель: Давайте, это проверим в  мини-лаборатории. Дети! Я приглашаю вас  в нашу мини - лабораторию «Любознайка».  Вы  будете моими помощниками – лаборантами, а я буду руководителем лаборатории. Мы знаем,  в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, шапочки. (Дети встают полукругом около стола)  Мы с вами проверим с помощью опыта: действительно ли, чем больше ухо, тем лучше слышно? Представьте, что идет дождь, и вы хотите набрать дождевой воды в банку (воспитатель поднимает лейку высоко над банкой и начинает лить из нее воду). Много ли воды попало в банку? Что можно сделать, что бы в банке оказалось больше воды? Поставить в нее воронку. Опыт повторяют, но уже с воронкой и количество собранной воды сравнивают.  Первая банка – это ухо человека, вторая банка с воронкой – ухо животного, а вода – звук. Куда  попало больше звука?

Воспитатель: А теперь сделаем вывод:  Зверям нужны большие уши для того, чтобы в них попало больше звука, чтобы вовремя спастись от опасности.  

Физминутка 

 Покрутились, повертелись и в зверей превратились. Покажите, как звери насторожились, прислушиваются и т.д.

Воспитатель: Лаборанты, проходите за столы. Давайте повторим правила поведения в лаборатории за столами (показ картинки).

Воспитатель: Мы поговорили о том, как лучше слышать. А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы,   как образуется звук?  (Нет)  Теперь попробуем ответить на вопрос: как и отчего  возникает звук? Для этого проведем опыт. Воспитатель обращает внимание детей на металлическую линейку. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук? (Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

Воспитатель:   Что происходит с линейкой? (Она дрожит.) Когда линейка  неподвижна, никаких звуков не возникает. Но стоит только её дернуть, «поколебать».  Что тогда происходит? (Возникает звук.) Возьмите на столах ваши линейки. Внимательно понаблюдайте за движениями линейки. Что можно про нее сказать? (Линейка дрожит, быстро двигается то в одну, то в другую сторону. Ее движения повторяющиеся.)  Такие движения называются колебаниями. Колеблющаяся линейка  заставляет двигаться и дрожать воздух, который ее окружает. От этого и возникает звук. Звук – это колебания.

Чтобы убедиться в этом, проведем еще один опыт. 

Воспитатель:  У вас на столах лежат расчески. Как получить звук из расчески? (Провести рукой или палочкой по зубчикам)  Как получился звук? (Зубчики расчески дрожат и издают звук.) 

Воспитатель: Перед вами — лист бумаги. Он тоже может издавать звуки. Как вы думаете, что  для этого нужно сделать? (Нужно помахать листом бумаги)

Воспитатель: Коллеги, попытайтесь сами объяснить, за счёт чего получается этот звук? (За счёт того, что колеблющийся листок заставляет двигаться воздух. Колеблемый воздух рождает звук.)

Воспитатель: Лаборанты,  какой вывод мы можем сделать, как появляется звук? Итак, сделаем вывод: Если дрожит, значит звучит. Звук — это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем — только слышим.

Воспитатель: Молодцы, я думаю, что вам было интересно узнать для чего животным большие уши и как появляется звук. А теперь снимайте ваши шапочки.

Рефлексия: (сидя на ковре в кругу воспитатель задает вопросы детям)

Что нового ты сегодня узнал?

Что было самым  трудным?

Что было самым интересным?

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Каким было настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Цель: Формирование нравственных ценностей: уважения к защитникам Родины в ВОВ, гордости за свой народЗадачи:• Продолжать знакомить детей с праздником – День Победы;• Развивать поз...