Проект "Дружбой надо дорожить"
методическая разработка (старшая группа)

Михайлюк Оксана Анатольевна

Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе через художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhboy_nado_dorozhit.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

Руководитель проекта: Михайлюк О.А. воспитатель ВКК

Срок проведения  проекта: октябрь - май (8 месяцев).

Тип проекта: долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

 Участники  проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проектной идеи:

  В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников.

   Детская художественная литература всегда является средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека. Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу.

Проблема:

В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо-плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.

Цель проекта: Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе через художественную литературу.

Задачи: 

  • Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
  • Научить детей  бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, общаться друг с другом;
  • Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении; уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим; доброжелательное и уважительное отношение  к старшим.

         

Ожидаемый результат: 

 для детей - дети стали более любознательны; научились дружно играть, договариваться, делиться; не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки; с удовольствием помогают и старшим и сверстникам; дети знают и называют  большое количество пословиц, поговорок о доброте, дружбе; дети стали  более раскрепощены и самостоятельны;

для педагогов - педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

для родителей - у родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

Основные направления работы:

ООД, беседы, выставки рисунков, поделок,  чтение художественной литературы, совместные праздники, анкетирование родителей, родительское собрание, с/р игры, д/игры, драматизация сказок, инсценировки стихов,  экскурсии в библиотеку, индивидуальные беседы с детьми.

   

План реализации проекта:

1 этап – Подготовительный: 

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

  • Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
  • Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
  • Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных; пополнение книжного уголка художественной литературой, картинками, играми по теме.
  • Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.
  • Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости  участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2 этап - Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия  по работе с детьми:

  • чтение художественной литературы и обсуждение с детьми нравственного смысла.
  • просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,
  • беседы,
  • экскурсии в библиотеку,
  • рисование,
  • аппликации,
  • ручной труд,
  • дидактические, словесные, настольно-печатные, с\р игры,
  • создание проблемных ситуаций

Мероприятия по работе с педагогами:

  • использование  раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,
  • использование мультимедийной презентации,
  • изготовление  пособий для занятий и декораций для развлечений,
  • оформление выставки детских работ «Моя любимая сказка»

Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление консультаций по теме.  
  • организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций.
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в выставках совместного творчества родителей и детей и к посещению детской библиотеки совместно с детьми группы.

3 этап - Заключительный:

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

                           Вечер досуга  «В мире доброты».

Образовательные          области

Виды деятельности

Социально-  коммуникативное      

       развитие

Этические беседы: «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба», «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость», «Дружба, добро и зло», «Береги книгу».

Ситуативный разговор: «Как ты помогаешь маме», «Мой друг», «Вежливые слова», « Что такое дружба?» и д.р.

Создание проблемных ситуаций: «Мама устала», «Чем ты можешь помочь другу?», «Почему ты поссорился с другом?»

Утро радостных встреч (после болезни, новенькие в группе)

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, альбомов о дружбе. 

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Автобус», «Салон красоты», «Семья принимает гостей», «Детский сад».

Дидактические игры: «Назови ласково соседа», «Сломанный телефон», «Угадай кто позвал», «Покажи эмоцию», «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»  и д.р.

Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Путаница», «Дорожка препятствий», «Обруч».

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе,

Пальчиковые игры: «Семья», «Дружная семейка», «Гости», «Строим дом», «Друзья» и д.р.

Драматизация: В. Сутеева «Яблоко», р.н.с. «Репка», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» и д.р.

Инсценировка проблемных ситуаций: «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить».

Обыгрывание ситуаций из жизни «Плохое настроение», «Когда человек улыбается?», «Приглашаем друзей на день рождения», «Мой друг в беде...»

Настольно – печатные игры: «Сложи картинку», «В гостях у сказки», «Лото» (по сказкам) и д.р.

Строительные игры: « Мебель для детского сада», «Дом в котором я живу», «Детский сад».

Просмотр мультфильмов и презентаций по теме.

Познавательное развитие

ООД: «Если с другом вышел в путь», «Дарите людям доброту».

Беседа с детьми о понятиях «дружба», «добро» и «зло». 

Ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку»,

Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?», «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия».

Дидактические игры:  «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Закончи предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Наши добрые слова», «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».  

Рассматривание картин по теме.

Речевое развитие

ООД: «Сказочный денек»

Составление творческих  рассказов на тему «Как я помогаю дома»; «Мой лучший друг».

Разучивание мирилок, стихов, пословиц о дружбе.

Словесные игры «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Угадай слово», «Как хорошо с тобой дружить».  

Чтение художественной литературы: Л.Толстого «Косточка»,  Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; немецкие сказки «Айога», «Три сына», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал», А.Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко»,  В.Осеева «Волшебное слово», Драгунский. В. «Друг детства», Вересаев «Братишка», русские народные сказки «Гуси лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и журавль», и др.

Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.

Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»

Художественно-эстетическое развитие

ООД: Аппликация: «Подарок для мамы».

Рисование: «Рисунок другу», «Мои друзья».

Лепка: «Мы - спортсмены» (Барельеф).

Конструирование: «Детский сад».         

Ручной труд:  «Подарки моим друзьям».

Выставка детских рисунков:  «Моя любимая сказка», «День семьи»

Выставки совместного творчества родителей и детей: «Дары осени», «Мы радуемся вместе весне»,  «Плывет, плывет кораблик», «Мастерская Деда Мороза», «Покормите птиц зимой (кормушки)», «Золотая осень», «Волшебница зима».

Изготовление подарков, открыток для членов семьи к праздникам.

Прослушивание музыки «Дорогою добра»,  «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики: «Доброта», «Если друг не смеется»,  Леопольд «Ярко светит солнце», музыкальная игра - танец – «Танец в парах», «Дружба крепкая не сломается», «От улыбки» Шаинского.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Кто быстрей займет свой дом»; «Ловишки» (в парах); «Бездомный заяц», «Волшебный стул», «Мы веселые ребята», «Каравай» и д.р.

Целевые прогулки «Кому нужна моя помощь»

Спортивные игры – эстафеты.

Взаимодействие  с родителями

Анкетирование родителей «Как хорошо мы знаем своих детей», «Взаимопонимание в семье»;

Родительское собрание: «Давайте познакомимся»; Фотовыставка: «А мы умеем дружить» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями);  

Фотогазета: «Генеалогическое древо».

Консультации для родителей: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги»; «Добр ли Ваш ребенок?», «Ребенок-зеркало семьи», «Почитайте дома» и др.

Папки-передвижки «Читаем всей семьей»;

Совместные праздники: «День матери» (в библиотеке),  «Папа - гордость моя», «8 Марта», «Папа, мама и я – спортивная семья!».

Совместное посещение Детской библиотеки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ    СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

«С дружбой весело дружить, с дружбой надо дорожить»

Занятие в старшей группе с интеграцией  образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье, художественная литература...

Дружбой надо дорожить

Воспитание дружелюбия друг к другу....

Краткосрочный воспитательный проект "Дружбой надо дорожить"

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №23 «Сказка» г. Зеленоградск    Краткосрочный воспитательный проект &l...

Проект "Дружбой надо дорожить"

Краткосрочный проект для детей старшей группы....

Занятие по физической культуре "Со спортом надо дружить - здоровьем надо дорожить!"

   Закреплять умение легко бегать и ходить; закреплять умение ползать прыгать и ходить приставным шагом, совершенствовать технику основных движений добавляя лёгкости точности;  ...