Конкурс профессионального мастерства как ресурс развития педагогов
консультация

Профессия педагога отличается тем, что человек находится в постоянном поиске, а конкурс педагогического мастерства – это поиск нового, интересного, неординарного. Участие в профессиональных конкурсах — важное условие положительной мотивации педагога на профессиональное становление и самосовершенствование. Участие в конкурсе меняет отношение к вам как к профессионалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_professionalnogot_masterstva_opyt_raboty.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс профессионального мастерства

как ресурс развития педагогов

Профессия педагога отличается тем, что человек находится в постоянном поиске, а конкурс педагогического мастерства – это поиск нового, интересного, неординарного. Участие в профессиональных конкурсах — важное условие положительной мотивации педагога на профессиональное становление и самосовершенствование. Участие в конкурсе меняет отношение к вам как к профессионалу

Профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства,

Важно знать, что творчески растет и развивается только тот педагог, который способен выходить за пределы своей группы, класса ,своего образовательного  и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег.

Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. 

Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе.

Не нужно бояться принимать участие в таких конкурсах, хотя человеческий фактор – « ой, как это страшно» у всех конкурсантов присутствует.

 Конечно, не все станут призерами, победителями. Но ведь за это никто вас не уволит, не накажет. Вы наоборот в глазах коллег, родителей, семьи  будете блистать и подниметесь до  высокого уровня – как профессионал своего дела.

Надо  помнить что - это конкурс! И участие в профессиональном конкурсе любого уровня это Ваша личная Победа, потому что Вы уже там, вы участник.

С чего начать? С подготовительного этапа.

На подготовительном  этапе , анализируется  своя педагогическая деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности ), систематизируется свой педагогический опыт.

Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому  знать как можно больше, перелистать сотни страниц книг, интернета и педагогических журналов.

Выходя на уровень профессиональных конкурсов педагог должен представить свой наработанный материал, который  он изучил, «переработал, прокрутил» через себя , а главное, то- что бы работа с эти материалом должна быть интересна самому педагогу, где бы он чувствовал себя "как рыба в воде".

Нужно отметить, что  подготовка к конкурсу позволяют  педагогу «выходить» за пределы своего учреждения, осмысливать происходящее. В чем это заключается?  Это просмотры видеозанятий и мастер - классов  педагогов – участников различного уровня профессиональных  конкурсов, которые   помогают широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к  воспитанию и обучению.

        Конкурс — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

        Большое влияние на это оказывает не только предыдущий накопленный  педагогический опыт  участника, но и наличие методического  и административного сопровождения  для подготовки к конкурсу.

        Один человек не может победить, или подготовиться для достойного представления своего педагогического опыта. Нужна команда! Грамотные наставники, единомышленники и руководители  – вот тот оплот , который должен стоять за вашей спиной, и всегда вас поддерживать. Действительно, только заручившись поддержкой своего образовательного учреждения  и семьи, можно вступать на этот путь. Подготовка к конкурсу это результат работы не только одного педагога, а целой команды единомышленников.

Он нелёгки, т.к объём подготовительной работы большой. Системный подход в подготовке к конкурсу открывает широкие возможности для всех, кто был  причастен к этому творческому процессу. Таким образом , каждый  внося свой вклад в подготовку конкурсанта, помогал  подготовить целостное, красивое, яркое выступление.

Успешность участия обеспечивается благодаря :

1. Единству целей.

2. Работе  команды.

3. Созданию комфортных условий .

 4 Моральной и психологической  поддержке.

Именно от правильной организации действий всех лиц, задействованных, в конкурсе зависит  положительный результат.

Следующий этап-это сам конкурс.

 В основном  на конкурсах  представляется - проектная деятельность, мастер класс, занятия с детьми, и педагогическое мероприятие с родителями, педагогическая находка.

И здесь надо помнить ( как  самовнушение для себя ), что лучше Вас этого никто не знает и не сделает! Потому что  Вы с этим  работаете  и знаете как это преподнести.

 Вы должны понимать, что  и для чего делаете! А чтобы это было, вам необходимо идеально владеть теми инновационными технологиями, которые хотите показать.

Но и ,конечно же умение пользоваться ИКТ. Современный мир движется вперед- соответственно любая презентация должна выглядеть грамотно и по – современному.

 Сейчас существует множество оформлений и форматов презентаций, в каждом педагогическом мероприятии свои требования к представлению презентаций.

( по рекомендациям)

В презентации не должно быть ничего лишнего - минимум текста (2-3 предложения на каждый слайд). Стоит придерживаться основных правил своего выступления, например- если презентация состоит из 20 слайдов, то  3 слайда- вступление  -актуальность (минимум воды), примерно 12 слайдов –основное, 5 слайдов – заключение ( со всеми диаграммами, диагностиками, с подведением итогов и выводов).

         Занятие (урок). Сумейте расположить к себе детей, как бы вы не волновались - улыбайтесь. В образовательной деятельности ценится больше, чтобы  говорили дети, а не педагог. Знакомя  с чем - то новым   необходимо  предлагать детям искать выходы для решения проблем самим. Нужно понимать, что ребенок будущего - это ребенок инициатор, а не ведомый исполнитель.

Не стоит целенеправлено следовать конспекту, потому, что обязательно что-то пойдет не так, как вы запланировали. Вот это как раз та ситуация, в которой может ярко проявится творчество и педагогическая находчивость конкурсанта. Самое главное умение общаться с детьми. Уметь проводить анализ своей образовательной деятельности : что планировали, что сделали, что бы изменили, что не получилось, почему?

Педагогическое мероприятие для родителей .Здесь важно знать, что родители-это не педагоги, и здесь нужно общаться с ними уважительно  на доступном для них языке. От вашего общения родители должны вынести полезный практический материал для себя. Лекция им не нужна. Родители как и дети любят играть. На слайдах презентации должна быть только информация для родителей и никаких умных научных исследований, выводов.

Педагогическая находка- это ваша «изюминка». Вы должны твердо знать, что вам есть чем поделится, что особенного вы делаете не так как другие, указать авторскую позицию и свой «прирост» в этой теме.

Вывод: во всех педагогических мероприятиях самое главное – должна быть доступная подача материала (краткие названия, короткие предложения, понятные слова (без иностранных терминов). Педагог должен знать и понимать значения, толкование слов и фраз, которые он использует (например, чем мини-музей отличается от выставки). Педагог должен говорить грамотно, и должен быть готов ответить на вопросы членов жюри.

 Обращать внимание на критерии оценивания, прописанные в положении к мероприятиям   -критерии должны быть отражены в ваших выступлениях и услышаны членами жюри.

По - моему мнению, один из критериев, определяющих профессиональную самореализацию педагогов ДОУ – педагогическая культура. Важная роль педагогического  мастерства отводится в этом плане общению педагога с детьми, с коллегами и с конкурсантами.

            Основной частью педагогического мастерства являются не только профессиональные знания и умения, а в успешной деятельности велика роль профессиональных способностей, таких как:

-дидактические (учебные),

-коммуникативные (способность общаться),

-перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность),

-эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой),

-прогностические (способность намечать перспективы),

-креативность и импровизация (способность к творчеству),

-интуиция (способность предвидеть),

-эмпатия (способность к сопереживанию).

В заключении хочется отметить, что

Профессиональный конкурс можно рассматривать как мир общения с интересными людьми, где каждый педагог, так же как и его разработки, уникальны, поэтому изучая мастерство конкурсантов всегда можно, а порой даже нужно ,что-то позаимствовать для собственной работы,  и в то же самое время предоставить свой.

А повышение статуса образовательного учреждения в итоге результативного участия педагогов в конкурсах является как полезным, так приятным итогом совместной продуктивной деятельности.

Не бойтесь -дерзайте, творите, изучайте внедряйте и участвуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...

Положение по конкурсу профессионального мастерства педагогов "Ступени мастерства"

положение поможет организовать конкурс среди  педагогов, номинации можно расширять...

Статья "Совершенствование практического мастерства педагогов в корр.-образ. процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового пособия "Дары Фрёбеля" в сборнике ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА-ПЕДАГОГАМ ОБЛАСТИ Выпуск №1

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Цель  пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.  Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....