План работы по самообразованию.
материал

Чулкова Татьяна Магусумовна

План по самообразованию на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством рисования»на 2019-2022 уч.г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_chulkova.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

План по самообразованию

на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством рисования»

на 2019-2022 уч.г

Чулкова Т.М,

                                                                                                           воспитатель

г. Советский

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством рисования»

Цель:  - повышение педагогической компетентности в вопросах развития познавательных процессов, познавательной активности и познавательного интереса у детей средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

 -повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- исследовать психолого-педагогические аспекты познавательного развития детей дошкольного возраста посредством рисования;

-разработать перспективный план работы с детьми в данном направлении в соответствии с возрастом детей;

-подготовить диагностику на начало и конец учебного года по каждой возрастной группе;

-способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах развития познавательной сферы детей3-7 лет средствами изобразительной деятельности. повышение педагогической компетентности в вопросах развития мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования

Актуальность:

Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.

В то же время, жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Поэтому  ФГОС требует от воспитателя переосмысление и переоценку своей деятельности.  Необходимо создать условия для проявления способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала дошкольника..  На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей, познавательного интереса и познавательной  активности детей.

С этих позиций большие возможности для проявления творчества, а, следовательно, для активного познания мира, имеет изобразительная деятельность.

Значение изобразительной деятельности для ребенка трудно переоценить. На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми.

Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы - показатель умственного развития.

Одним из видов изобразительной деятельности является рисование. В дошкольном возрасте наряду с традиционными техниками применяются нетрадиционные техники рисования. Именно они помогают избежать копирования детьми предложенного образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования.

Таким образом, я считаю, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием как традиционных, так и  нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для познавательного развития детей.


План работы

по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством рисования»

на 2019-2020 уч.г.

Месяц

Формы работы

С детьми

педагогами

родителями

Самообразование

сентябрь

Мониторинг уровня познавательного развития

Анкетирование родителей «Рисуем вместе с мамой»

Изучение методической литературы и пособий по теме самообразования

Веракса Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие.- М., 2012г.

октябрь

НОД

Тема: Кисть рябины»

- продолжать знакомить детей с окружающим миром природы, с деревом рябины. Упражнять в обследовании предметов, выделяя цвет, форму, величину; Познакомить с новым способом изображения – рисование ватной палочкой.

Родительское собрание «Рисование как средство познавательного развития детей».

-повысить педагогическую компетентность родителей

Комарова Т. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада.-М.: Сфера, 2014г  

ноябрь

НОД

Тема: «Первые снежинки».

-познакомить с природным явлением «снегопад»;

-формировать представления о приближающейся зиме;

-продолжать знакомить со способом изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий//под редакцией Р. Г. Казаковой.-М.: Сфера, 2006 г.

декабрь

НОД

Тема: «Зайка»

-формировать умение самостоятельно изготавливать комочки бумаги различной величины;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать интерес к жизни диких животных зимой.

Оформление

папки- передвижки «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики»

январь

НОД

Тема: «Снежные баррикады»

-продолжать формировать представления о снеге, его свойствах, разных способах игры с ним;

-закреплять навыки работы в технике – рисование печатками из картофеля и оттиск пробкой;

-развивать восприятие, тактильные ощущения, умение сравнивать и сопоставлять следы на бумаге по цвету, форме, величине, полученные разными отпечатками.

Мастер- класс «Рисуем зимний пейзаж без лишних усилий» (нетрадиционные техники рисования)

-повысить педагогическую компетентность родителей .

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

февраль

НОД

Тема: «Снеговик»

-закреплять умение изготавливать комочки разных размеров;

-закреплять с детьми приметы зимы;

-развивать творческие способности, умение ориентироваться на листе бумаги: рисовать по центру;

-воспитывать любовь к зиме и зимним забавам.

Г. И. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М.:  Скрипторий, 2008 г.

март

НОД

Тема: «Весеннее солнышко»

-упражнять в изображении солнца, применяя такие техники как оттиск пробкой и рисование ладошкой;

-способствовать развитию формообразующих движений руки, закреплять умение обследовать предмет.

Оформление папки- передвижки «Увлекательное рисование в домашних условиях»

-повышение педагогической компетентности родителей.

Г.Г. Григорьева Малыш в стране Акварелии. -М.: Просвещение, 2006г.

апрель

НОД

Тема: «Одуванчики- цветочки»

-закреплять умение рисовать в технике «оттиск смятой бумагой»

-развивать аналитические и творческие способности, воображение;

-воспитывать любовь к природе.

А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. Ярославль. Академия развития,  2004 г.

май

Мониторинг уровня познавательного развития

Выступление на педсовете «Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами рисования: опыт работы»

Выставка детских работ «Маленькие художники»

( техники нетрадиционного рисования)

-привлечь родителей к организации выставки

Написание отчёта по теме самообразования,  выступление с ним на педсовете.

План работы

по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством рисования»

на 2020-2021 уч.г.

Месяц

Формы работы

С детьми

педагогами

родителями

Самообразование

сентябрь

Мониторинг уровня познавательного развития

Консультация для родителей

«Нетрадиционное рисование с детьми в детском саду и дома»

-повысить педагогическую компетентность родителей

Изучение методической литературы и пособий по теме самообразования

Веракса Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие.- М., 2012г.

октябрь

НОД

«Деревья в лесу»

- развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

- формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

- обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

- продолжать знакомить детей с новыми видами рисования;

- развить интерес к творческой деятельности;

- воспитывать аккуратность в работе.

Открытый показ НОД «Деревья в лесу»

- обмен опытом с коллегами

Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 (26).

ноябрь

НОД

Тема: «Осеннее дерево»

- учить детей самостоятельно в определенной последовательности,

- создавать осенний пейзаж с

- закрепить знания детей об изменениях в жизни растений в разное время года;

- развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук детей;

- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников;

- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.

Мастер – класс «Рисуем нетрадиционно!»

- расширить представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.

 Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1, часть 2. Москва. Издат. «Скринторий» 2008г.

декабрь

НОД

Тема: «Зима»

- познакомить детей с нетрадиционной техникой

рисования солью;

- формирование у детей творческие способности;

- развивать любознательность, познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования;

- воспитывать любовь к природе, к изобразительной деятельности.

Казакова Р.Т. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Творческий центр «Сфера». Москва. 2004г.

январь

НОД

Тема: «Рыбки»

- продолжать формировать навыки нетрадиционного рисования;

- учить передавать в рисунке образ рыбы;

 - расширять представления детей о многообразии рыб;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

февраль

НОД

Тема: «В стране Рисовандии»

- продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования: пальчиковой живописью, ниткографией, преобразованием пятна;

- развивать воображение, творчество, самостоятельность;

- помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы их использования и их выразительные возможности при создании рисунка;

- воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

- расширить представления коллег о значении нетрадиционного рисования

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Старшая группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

март

НОД

Тема: «Превращение Кляксы»

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией;

- учить использовать её в работе;

- показать новые способы получения абстрактных форм изображений (клякс);

- вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм клякс.

Конкурс на лучший рисунок нетрадиционным способом.

- активизировать родителей на совместную с детьми деятельность

Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

апрель

НОД

Тема: «Одуванчики — пушистое чудо природы»

- развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – (набрызг);

- обучать особенностям изображения объектов с помощью данной техники;

- развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие;

- воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. Ярославль. Академия развития,  2004 г.

май

НОД

Тема: «Цветы небывалой красоты».

- познакомить детей с техникой росписи по ткани;

- учить детей составлять несложную композицию из цветов, листьев, закреплять знания основных цветов и оттенков;

- развивать у детей творчество и воображение, самостоятельность, трудовые навыки;

- развивать мелкую моторику рук.

Мониторинг уровня познавательного развития

Отчет на итоговом педсовете «Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами рисования: опыт работы»

Оформление фоторепортажа «Мы – маленькие волшебники» с трансляцией на итоговом родительском собрании.

(техники нетрадиционного рисования)

- показать достижения детей за текущий период

Написание отчёта по теме самообразования,  выступление с ним на педсовете.

План работы

по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством рисования»

на 2021-2022 уч.г.

Месяц

                                                 Формы работы

С детьми

педагогами

родителями

Самообразование

сентябрь

Мониторинг уровня познавательного развития

-повысить педагогическую компетентность родителей

Изучение методической литературы и пособий по теме самообразования

Акуненок Т.С. Использованиев ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. –2010.-No18

октябрь

НОД

Тема: «Отражение в воде»

- совершенствовать технику рисования акварельными красками;

- расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи;

- познакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии);

- воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Памятка «Учим нетрадиционно рисовать»

- способствовать включению родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОО.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:

http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 

ноябрь

НОД

Тема: «Жар-птица»

- познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «граттаж»;

- развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, творческие способности;

- воспитывать аккуратность и осторожность при работе с острым предметом.

 КомароваТ.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям // Дошкольное воспитание, 1991,No2.

декабрь

НОД

Тема: «Зимний лес»

- учить передавать в рисунке признаки зимы;

- учить использовать новый способ рисования, с помощью скотча; - совершенствовать технические навыки;

- развивать воображение;

- воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

январь

НОД

Тема: «Зимняя ночь»

- познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», «Кляксография»;

- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению

февраль

НОД

Тема: «Парашютисты».

- учить пользоваться срезом картофеля для нанесения изображения;

- продолжать учить правильно пользоваться гуашью;

- учить символичному изображению человека;

- способствовать развитию образного мышления, воображения, через использование нетрадиционного способа рисования;

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- воспитывать интерес к рисованию, желание нарисовать что-то новое.

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Подготовительная группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

март

НОД

Тема: Тема: «Аленький цветочек»

- познакомить детей с рисованием по жидкому тесту;  

- развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление;

- развивать цветовосприятие, чувство композиции;

- вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо-деятельности;

- воспитывать умение доводить начатое до конца.

Буклеты для педагогов разных возрастных групп «Нетрадиционные техники рисования»

Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009

апрель

НОД

Тема: «Паучок в паутине»

- показать детям возможность получения изображения с помощью нити;

- продолжать знакомить детей с пауком, его паутиной;

- развивать художественные навыки, умение отражать свой замысел в изображении, находить средства выразительности для его создания;

- развивать творческую индивидуальность, мелкую моторику, пространственные представления;

- воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием родной природы, интерес к окружающему миру.

Практикум - семинар «Нетрадиционные техники рисования»

- создать условия для педагогического просвещения родителей воспитанников

А. А. Фатеева Рисуем без кисточки. Ярославль. Академия развития,  2004 г.

май

НОД

Тема:

«Путешествие в чудо –Африку»

- закрепить умение детей рисовать картофельными матрицами;

- учить использовать её средства выразительности: пятно, цвет, фактура;

- закрепить навыки работы в технике «рисования песком», навыки лепки;

- развивать творческие способности;

- воспитывать заинтересованность в создании общей композиции.

Мониторинг уровня познавательного развития

Оформление альбом детских работ.

- показать достижения детей за текущий период.

Написание отчёта по теме самообразования,  выступление с ним на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...