Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Степанова Ольга Юрьевна

Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровых технологий в работе и воспитании детей дошкольного возраста, а также особенности управления детской игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Степанова О.Ю., Исаева М.В.

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района, step.olia2011@yandex.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровых технологий в работе и воспитании детей дошкольного возраста, а также особенности управления детской игрой.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, игрушки, творческая игра, руководство игрой.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

            Цель игровой технологии – создание условий для познания ребенком окружающего мира, развития его мышления, чувств, воли, формирования взаимоотношений со сверстниками, в результате чего и происходит становление его самооценки и самосознания.

            В игре все условно, все понарошку – действия, роли, место: ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить канавку, улицу и др. Игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Важная особенность использования игровой технологии заключается в том, что, играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

            Для достижения успешного результата применения игровой технологии необходимо прежде всего понять, как  воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

            Сюжет в игре – это то основание, на котором взрослый строит свои  целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

           В формировании игры можно выделить три основных этапа: усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями; усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);усвоение способов построения сюжета.

           На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

           На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов а также, что очень важно, выделяет разные «наборы» ролей, разные типы отношений между различными ролевыми позициями. Соответственно таким задачам воспитатель подбирает и сюжет игры, усложняя его по мере того, как дети овладевают соответствующими умениями. На этом этапе важно также сформировать у детей умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2-3 роли.

          На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных коллизий, включающих связанные между собой события, роли, ситуации. При этом он опирается на имеющиеся у детей знания, учит различным образом комбинировать их,  фантазировать, воображать.

         Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки, Особенно большое значение игрушки имеют на разных этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка достаточно двух-трех игрушек, имеющих между собой открытую смысловую связь, по мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и внесения игровых предметов с различным назначением.

            Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

             Использование технологии творческой игры имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая,  таким образом игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

 Ребенку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий и явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением увиденного, а воплощает свои стремления, отношения и  мечты.

            Для того, чтобы достичь высоких результатов при реализации технологии творческой игры, педагогу необходимы хорошие знания структуры игры, ее особенностей, ее роли в педагогическом процессе, разнообразие приемов руководства.

В дальнейшем важной особенностью игры,  которую используют в своей работе педагоги, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд,  учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную с выполнением режимных моментов.

          Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. 

ЛИТЕРАТУРА

            1. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. // Айрис-пресс., М.: - 2004.

            2. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе. // Просвещение., М:. -1991.

            3. Радвил Г.И. Игры детей и развитие детского творчества // Дрофа.,М:. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Игровые инновационные технологии представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, сюжетных игр, имитационных упражнений, решение практических ситуаций и задач. Использование н...

Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста.

. Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста....

Применение игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста в подготовительной группе

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и с...

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Образовательная деятельность с детьми в игровой форме, предложенная педагогом  и игры, выбранные детьми самостоятельно являются неотъемлемой частью ежедневной работы с дошколятами. И важно , чтоб...