Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие по театру»
план-конспект занятия (старшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе:

содержание образовательной деятельности соответствует основным целям реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий» и возрастным особенностям детей. Тип занятия – «открытие» нового знания. Во время образовательной деятельности дети сталкиваются с проблемой – неумением находить своё место в «зрительном зале» по билету. В ходе занятия дети не только активизируют знания о театре, но и получают новые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие по театру»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Путешествие по театру»

Основные цели: создать условия для расширения и обогащения знаний детей о театре; актуализировать знания детей о театрах родного города и правила поведения в театре; сформировать представление детей находить в «театре» свой ряд и место, используя запись на билете; систематизировать знания детей о профессиях людей, работающих в театре; развивать связную речь детей; сформировать опыт работы в команде; воспитывать у детей любовь к театру, уважение к труду его работников.

Дидактические материалы: карточки-картинки с изображением театров города Краснодара; билеты на каждого ребёнка, мебель «касса»; мяч, «номерки»; карточки-картинки с изображением различных профессий, раскраски.

Оборудование: мольберт, экран телевизора (интерактивная доска), ноутбук, видеозаписи

Краткая аннотация к работе:

содержание образовательной деятельности соответствует основным целям реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий» и возрастным особенностям детей. Тип занятия – «открытие» нового знания. Во время образовательной деятельности дети сталкиваются с проблемой – неумением находить своё место в «зрительном зале» по билету. В ходе занятия дети не только активизируют знания о театре, но и получают новые знания.

Ход образовательной ситуации:

  • Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем.

- Ребята, скажите, были ли вы когда-нибудь в театре?  (ответы детей)

- А с кем вы ходили в театр? (ответы детей)

- А в каком театре вы были? (кукольном театре, театре юного зрителя)

- В нашем городе Краснодар несколько театров: кукольный театр, ТЮЗ – театр юного зрителя, драматический театр, музыкальный театр.

Воспитатель показывает фотографии изображения театров и прикрепляет на мольберт.

- Скажите, а для чего люди ходят в театр? (смотреть представления)

- Как называют людей, которые показывают представления? (артисты)

- А тех, кто смотрит? (зрители)

- Молодцы! А теперь давайте подойдём к экрану.

СЛАЙД 1 (видеописьмо)

- Посмотрите на экран. Нам пришло видеописьмо. Хотите узнать, что говорится в письме? (ответы детей)
- Письмо прислали наши помощники Ваня и Таня, послушайте.

Видеозапись: - «Здравствуйте, ребята. Мы надеемся, вы нас узнали. У нас случилась неприятность. Мы впервые пришли в театр на сказочное представление, но не знаем, куда нам идти сначала, как найти свои места в таком большом зале, где так много одинаковых кресел. Помогите нам, пожалуйста, во всём разобраться».

- Скажите, какая неприятность произошла у наших друзей? (ответы детей)

- Хотите им помочь? Сможете?

- Приглашаю вас в путешествие по театру. Подойдите ко мне. Повторяем за мной.

Шапки, куртки надеваем, (имитируем действия с предметами)

И ботинки обуваем.

Свои глазки закрываем, (дети закрывают глаза)

В мир театра попадаем! (звучит спокойная музыка)

- Откройте глаза и посмотрите на экран. Я думаю, вы сами догадаетесь, куда мы попали.

СЛАЙД 2 (изображение Краснодарского кукольного театра)

  • Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания о Краснодарском кукольном театре, о профессии – кассир, гардеробщик; актуализировать знания о правилах поведения в театре.

- Скажите, куда мы попали? (ответы детей)

- Правильно, это Краснодарский кукольный театр. Сможем мы попасть внутрь здания? (ответы детей)

- Что необходимо иметь, чтобы попасть в театр? (билеты)

- У вас есть билеты? (нет)

- Где их можно взять? (купить в кассе)

- Как называется профессия человека, который работает в кассе? (кассир)

- …, повтори это слово.

- …, а теперь ты повтори.

- Давайте подойдём к кассе и приобретём билеты. Я буду кассиром.

- Смогли вы купить билеты? (нет)

- Почему? (нет денежных средств)

- Деньги хранятся у родителей в кошельке, на банковской карте. А мы попробуем «купить» билеты без денег. Хотите?

- Билет вы можете приобрести за правильный ответ. Встаньте круг.

Дидактическая игра с мячом «Назови правило поведения в театре»

Воспитатель каждому ребёнку кидает мяч, он должен вспомнить и назвать правила поведения в театре и кинуть мяч обратно воспитателю. (Правила могут быть такими - зрители в театре во время представления не должны разговаривать, пользоваться мобильным телефоном, меняться местами, есть чипсы, сухарики и другую еду, пить напитки, жевать жевательную резинку, приходить неопрятными, занимать чужое место…)

За правильный ответ каждый ребёнок получает билет. При затруднении воспитатель может помочь ребёнку наводящими вопросами: «А можно ли в театре ходить во время представления?»

- Теперь у каждого из вас есть билет, и мы можем войти в здание театра. (дети шагают на месте)

СЛАЙД 3 (изображение вестибюля театра)

- Посмотрите на экран, скажите, где мы очутились?

- Это большая комната называется вестибюль. Вестибюль предназначен для приёма гостей.

- Давайте хором произнесём это слово. (произносят)

- Наши дальнейшие действия? (раздеться)

- Правильно. А куда сдадим верхнюю одежду? (в гардероб)

- Назовите профессию человека, который работает в гардеробе. (гардеробщик)

- Если женщина – гардеробщица, а мужчина – гардеробщик. Повторите.

- Я буду гардеробщицей. Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

- Есть такое выражение: «Театр начинается с вешалки». Как вы понимаете эти слова?

- А теперь снимаем верхнюю одежду и сдаём мне.

Шапки, курточки снимаем, (имитируем действия)

В гардеробе оставляем, (протягиваем руки вперёд)

Номерки все получаем, (воспитатель выдаёт каждому номерок)

И подальше убираем! (убираем его в карман)

- Скажите, можно терять номерок? (ответы детей)

СЛАЙД 4 (изображение зрительного зала)

- Посмотрите на экран. Куда мы попали? (в зрительный зал)

Воспитатель предлагает детям подойти к стульчикам (стульчики стоят в два ряда напротив экрана телевизора, в начале каждого ряда стоят таблички с цифрами 1 и 2, каждый стульчик пронумерован от 1 до 5.

  • Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для нахождения места по билету в «театре»; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

- Чтобы занять свои места, необходимо показать на входе свой билет…

- Билеты проверяет билетёр. Повторите.

- Я буду вашим билетёром. Подходите, друг за другом и занимайте свои места.

И здесь у детей должно возникнуть затруднение. Кто-то из ребят сможет прочитать, что написано на билете, кто-то сам догадается, как нужно правильно выбрать себе место, но большинство детей этого сделать не сможет.

- Все ли смогли найти свои места в зрительном зале? (нет)

- Почему? (не знаем, как узнать своё место)

- Вспомните, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать, что необходимо сделать? (ответы детей)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи: сформировать представление о том, как найти своё место в «зрительном зале» по билету; закрепить способ действий «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

- Подойдите ко мне. Посмотрите на мольберт.

На мольберте один из вариантов билета в увеличенном виде. Педагог объясняет детям, что означают таблички с цифрами 1 и 2, нумерация на стульчиках и что означают записи на билете.

Дидактическая игра «Назови своё место»

- Подойдите ко мне, встаньте в круг. Посмотрите внимательно на свой билет и назовите номер ряда и место. (дети по очереди называют: 1 ряд 4 место)

После игры дети рассаживаются на стульчики в соответствии с билетами (билеты остаются у детей).

5. Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить умения находить места по билетам; актуализировать знания о профессиях и предметах, связанных с театром.

- Молодцы, все нашли свои места. Билеты нужны для того, чтобы никто не занял чужое место. Посмотрите на экран.

СЛАЙД 5 (видеописьмо)

Видеозапись: «Спасибо вам, ребята. Вы нам помогли не растеряться в кукольном театре и правильно найти свои места».

- Ну что, ребята, как вы думаете, помогли мы Ване и Тане разобраться в их проблеме? (да)

- И заодно сами многое узнали о театре. А теперь антракт, предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Мир театра»

На двух столах лежат карточки-картинки с изображением различных профессий.

- Нам необходимо разбиться на две команды и подойти к своим столам.

- По моей команде вам нужно из множества картинок выбрать только те, которые относятся к теме театра. Готовы? Приступаем.

Дети отбирают нужные изображения: музыканты, костюмеры, танцоры, куклы, костюмы, сцена…

- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. (проверка)

- А теперь найдите себе пару, обменяйтесь билетами и займите новые места в зрительном зале.

Дидактическая интерактивная игра «Назови сказку»

На экране появляются сказочные герои из разных сказок. Воспитатель называет номер ряда и номер стульчика, и ребёнок, который занимает это место, должен дать ответ.

- Таня и Ваня приготовили для вас сюрприз.

Звучит театральный звонок – 3 раза.

Детям демонстрируется небольшой театрализованный видеофрагмент по выбору воспитателя.

 

- Когда заканчивается представление актёров, зрители обязательно должны, что сделать? (похлопать)

- Это называется аплодисменты. Давайте и мы с вами подарим аплодисменты нашим актёрам.

Дети хлопают в ладоши, повторяют слово «аплодисменты».

- Подойдите ко мне. Чтобы одеться, мы идём в ….   (гардероб)

- Не забудьте подать свой номерок.

Шапки, куртки надеваем, (имитируем действия с предметами)

И ботинки обуваем.

Свои глазки закрываем, (дети закрывают глаза)

В детский сад наш попадаем! (звучит спокойная музыка)

6. Осмысление

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Слайд последний (изображение детского сада)

Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем.

- Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.

- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

- Где мы сегодня были? (ответы детей)

- Кому помогли? (ответы детей)

- Чем помогли? (ответы детей)

- Какие новые знания помогли вам, чтобы помочь Ване и Тане?

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете, человечно.
Здесь всё прекрасно — жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки,
И с ними светлый мир добра.

- В память о нашем путешествии я дарю вам раскраски. Всем спасибо!

Литература:

1. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников (3-7 лет), Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.

2. Интернет-ресурсы (презентации, консультации) – официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики (науч. руководитель Л.Г. Петерсон).

3. Интернет-ресурсы (интересные статьи о театрах Рязани, литературные произведения, посвященные театру).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация на тему: «Путешествие в страну сказок»

Цель: развитие  умения детей пересказывать сказку, используя средства интонационной речевой выразительности.Задачи:1.     Способствовать формированию у детей художествен...

Образовательная ситуация с дошкольниками «Сказочное путешествие»

В рамках данной образовательной ситуации дети научатся сравнивать предметы по длине и ширине  и сравнивать группы предметов с помощью наложения и приложения;«Детская цель»- помочь Аленушке найти ...

Сценарии образовательных ситуаций с дошкольниками.

Сценарии образовательных ситуаций разрабатывались совместно с инструктором по физическому развитию в рамках инновационной деятельности по освоению технологии системно-деятельностного подхода  и р...

КОНСПЕКТ образовательной ситуации на тему: «Путешествие по осеннему лесу».

КОНСПЕКТобразовательной ситуациина тему: «Путешествие по осеннему лесу»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»

Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....