Статья.
статья (средняя группа)

Левахина Наталья Анатольевна

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 В. А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Левахина Н.А.

(воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 92», Бийск)

«Экологический игробум» для дошкольников

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 В. А. Сухомлинский.

    Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.  

    Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым.

   Именно игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы. Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

   Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

   В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

Практика показывает, что традиционные занятия по экологии не всегда позволяют детям понять тесную взаимосвязь человека с природой. В лучшем случае дети приобретают твердые знания об окружающих их животных, растениях. Это наглядно демонстрируют итоги диагностики детей старшего дошкольного возраста в начале года (высокий уровень знаний у 7% детей, средний – у 83%, низкий – 10%). Именно поэтому нами разработан и в настоящее время реализуется проект «Экологический игробум», где мы используем игровую деятельность как средство развития экологической культуры у детей  дошкольного возраста. В настоящий проект  включены игры экологического содержания, в которых по возможности присутствовала бы активная, экологически правильная или развивающая игровая деятельность.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, негативно влиящие на все живое, усвоить важность охраны природы и осознать нормы поведения в природе.

    Предлагаем вашему вниманию некоторые из игр.

Экологическая игра-угощение «Какой овощ (фрукт) ты съел?»

    Цель: научить детей узнавать овощи по описанию, различать на вкус, определять не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый и пр.)

Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами, кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили. Усложнение первого уровня: определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый и пр.) Усложнение второго уровня: назвать как можно больше других продуктов, вкус которых похож с тем, что ребенок уже попробовал.

Игра «Домашний Айболит»

Цель: научить ребенка видеть здоровые и нездоровые растения, приемам ухаживания за растениями.

Материал: кукла Незнайка, парные картинки « Найди отличия».

В гости к детям приходит кукла Незнайка и приносит две картинки. На одной картинке изображено красивое, цветущее комнатное растение, посаженное в горшке; а на другой картинке изображено это же растение, но с желтыми листьями, с поникшими и опавшими цветами. Незнайка просит детей поиграть , т.е. найти различия между двумя картинками, а затем задает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы обе картинки были одинаковыми?» Дети: «Убрать  желтые листья, цветы, опавшие с веток, рыхлить, не повреждая корни, чтобы растения лучше дышали».

Игра-алгоритм «Фотограф»

Цель: Учить ребенка быть наблюдательным; точно передавать характерные особенности растений, животных.

Материа: бумага и карандаши, доска и мел.

    Взрослый рассказывает, что когда мы хотим оставить на память образ человека, то фотографируем, причем фотография передает четкие сходства. Но так как фотографировать мы не умеем, то будем рисовать, передавая как можно точнее образ растения, животного. Затем взрослый предлагает поиграть в нарисованные истории. Взрослый и дети выбирают знакомую сказку. Дети отражают ее содержание в рисунках - схемах. Взрослый помогает детям в выборе символических изображений: леса, человечка, растительности, животных. Затем игроки меняются ролями. Одни рисуют, другие  «читают» истории и рассказывают содержание.

Экологическая игра-имитация «Стань птицей»

Цель: уточнить представление детей о птицах, об их повадках, воспитывать умение самостоятельно выполнять движения.

Если у детей накоплено достаточно представлений о поводках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания: «Ходим важно, как голубь; прыгаем, как воробей; сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков; полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам; летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек; ходим, как ворона.

Динамическая игра «Ласточки и мошки»

Цель: объяснить детям, что птицы очень полезны, что многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых.

Вступительная беседа воспитателя:

Воспитатель спрашивает у детей:

- Кого кусали комарики и мошки?

Многих. А вот чтобы мошки нас не кусали, их ловят и уничтожают ласточки. Ласточки - очень полезные птицы. Прочитать отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»: Ласточка - касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глиной лепила, гнездышко вила. Свила себе гнездышко: яички носила. Снесла яичек: с них не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят. Ласточка день-деньской  летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек.

После рассказа предлагается детям поиграть. Ласточка ловит мошек. Тот кого «ласточка» коснется рукой, становится тоже «ласточкой» и уже вдвоем ловят «мошек». Игра продолжается пока все «мошки» не станут «ласточками».

Игра-викторина «Времена года»

Цель: Закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Материал: Иллюстрации с изображением всех времен год? (для каждого ребенка), календари погоды на все времена года, бумага и карандаши.

Вступительная беседа:

Мы с вами много раз ходили в гости к Старичку-лесовичку. А сегодня он к нам пришел. Хочет Старичок-лесовичок вам сказку рассказать, а заодно и проверить, внимательны ли вы, не зря ли целый год по лесам, полям, деревням путешествовали.

Слушайте. Жил был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно - ничего не видно, все окно узором затянуто. Позвал он слугу и велел ему в саду малины нарвать. Пошел слуга, но вернулся, ни с чем. Почему? Зимой ягоды не растут. А как вы догадались о том, что зима на дворе? Решил тогда царь поохотиться на медведя. Как вы думаете, удачной ли была царская охота? Почему? Захотелось царю свою царицу порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Приказал слугам в лес, в сад идти. Удалось ли царю приятное сделать царице? Почему? Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в  каждое время, года и какое время года за каким  наступает. Помогите царю.

   На столе картинки с изображением лета, осени, зимы, весны. Каждый ребенок выбирает любую картинку, а затем те,  что идут следом. Все работы коллективно проверяются вместе со Старичком - лесовичком. Он же задает детям вопросы: «Назовите все времена года. Сколько их идет после осени (лета, зимы)? Что было до весны (осени, лета)?

Предлагаемые игры могут использоваться не только в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и предлагаются дошкольникам для самостоятельной игровой деятельности в свободное от занятий время в детском саду и дома.

Литература:

1.Игровая деятельность на занятиях по экологии [Текст] / П.Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2005. – 96 с.

2.Рыжова Н.А. экологический проект «Мое дерево» [Текст]/ Н.А. Рыжова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...