Воспитатель в формировании духовно - нравственного здоровья детей.
статья

Нестеренко Татьяна Анатольевна

В настоящее время Россия пережива­ет один из непростых историчес­ких периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше обще­ство сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духов­ными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, вели­кодушии, справедливости, гражданст­венности и патриотизме. Высокий уро­вень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокос­ти в обществе. Детей отличает эмоцио­нальная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное  «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные уста­новки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatel_v_formirovanii_duhovno-nravstvennogo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель в формировании духовно-нравственного здоровья детей.

Нестеренко Татьяна Анатольевна

воспитатель муниципального дошкольного образовательного

учреждения – детского сада «Алёнушка»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное  «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь Человека? «Лепить» личность или «не вмешиваться»? Что в воспитании поставить на первое место: умственное развитие, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое?

В настоящее время, отечественная педагогика развивается в трех направлениях.

Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель - умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.

Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии, естественно, не учитывают своеобразия природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.

Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Все это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания.

Цели педагогической деятельности в дошкольном учреждении:

1.Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

2.Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Новосибирской области.

3.Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Для осуществления целей определены следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным нормам. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать музыкальную культуру приобщать к классической, духовной и народной музыке.

  1. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
  2. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

В реализации задач ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером. Воспитатель влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке.

Воспитание моральных чувств, положительных форм поведения и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.

Воспитывая наиболее простые привычки (например, культурного поведения), воспитатель добивается, чтобы ребенок делал это охотно и, в общем, осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, к окружающим взрослым.

Воспитатели нашего учреждения реализуют задачи духовно-нравственного воспитания в следующих направлениях.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

Где открывают большие возможности для формирования представлений о доступных детям явлениях общественной жизни, о моральных нормах. Дети учатся объективной оценке своих достижений и достижений сверстников, учатся выдержке, организованности, настойчивости.

2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные,                       ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

B них успешно развиваются детские взаимоотношения, им придается дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые моральные представления.

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

Праздники создают реальные возможности для объединения детей, формирования нравственных качеств, гуманных чувств. Используются для воспитания у детей жизнерадостности, поднятия общего положительного тонуса.

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

В этой деятельности также формируются взаимоотношения между детьми, отношение к труду взрослых, закладываются начала трудолюбия, организованности поведения, чувства ответственности, умение и желание делать полезное не только для себя, но и для других.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями, образовательного учреждения и семьи.

      В нашем детском саду предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является именно семья. Многим родителям просто неизвестно, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Для этого мы проводим родительские собрания, где знакомим родителей с задачами воспитания, где подробно обсуждаем один наиболее существенных вопросов, иллюстрируя его конкретными фактами из жизни детей группы.

Открытые дни и открытые занятия дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет родителям увидеть своего ребенка в детском коллективе. Мы обращаем внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, на занятиях, в быту, на их трудовые и гигиенические навыки, вместе с родителями анализируем увиденное, ищем причины отклонений в поведении детей.

Мы должны помнить, что формирование того или иного морального чувства, доброго отношения к окружающим, осуществляется в результате длительного, систематического воздействия взрослых и упражнений самих детей, что оно непосредственно связано с развитием многих моральных качеств личности, основа которых закладывается только в дошкольном возрасте. Совершенствование и закрепление их одна из главных задач воспитания детей в детском саду.

Педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в формировании личности ребенка, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Семья располагает условиями, которые наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста.

Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни дошкольника играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка.

Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка.

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости — это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности»,2—говорил В. А. Сухомлинский.

Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,— все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,— своими поступками, высказываниями и т. д.

Подражая родителям как самым близким и авторитетным для него образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.

Таким образом, в семье имеются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения.

Однако личность ребенка формируется не только под влиянием объективных условий и обстоятельств жизни семьи, но и прежде всего под влиянием целенаправленной воспитательной деятельности родителей.

В повышении уровня семейного воспитания дошкольников ответственная роль принадлежит детскому саду как общественному воспитательному учреждению. Возможность ежедневного непосредственного контакта с детьми и их родителями позволяет педагогу выявлять характер семейного воспитания» добиваться единства влияний на ребенка в детском саду и семье.

В реализации задач ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на  их сознание.

Для успешного нравственного развития ребенка-дошкольника необходимо создать в детском саду и семье такие педагогические условия, которые обеспечивали бы разностороннюю детскую деятельность.

Нравственная направленность, которая придается детской деятельности, создает предпосылки для успешного развития ценных нравственных качеств: целеустремленности, идейной направленности, дружеского отношения к сверстникам, трудолюбия и др.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей. Высокие результаты в нравственном развитии детей чаще всего можно наблюдать в тех случаях, когда родители знают «Программу воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к советам воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно – нравственного здоровья.

Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, осмыс...

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста по средствам музыки.

В данной статье рассказывается о роли музыкального образования, которе способствует  формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Виды музыкальной деятельности формирующие мировозрен...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...