Информационно-исследовательский проект в старшей группе «В мире информации»
проект (старшая группа)

Валерия Ивлева

В проекте раскрываются сущность и значимость процесса формирования информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста, охарактеризованы лучшие практики использования различных форм взаимодействия, содействующих обогащению опыта работы с информацией, стимулирующих информационную коммуникацию и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_informatsii.docx85.01 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-исследовательский проект

в старшей группе

«В мире информации»

Тип проекта: поисково-исследовательский, долгосрочный.     

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации: октябрь – май 2021 года.

Актуальность проекта: Общество как динамичная и сложная саморазвивающаяся система неустанно диктует все новые и новые требования к интеллектуальным, нравственно – духовным и морально – этическим качествам человека, делая их все сложнее и выше. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования прописывает следующий набор качеств, которые должны сформироваться в дошкольном возрасте: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах,  умение активно взаимодействовать и грамотно строить коммуникативные связи не только со сверстниками, но и со взрослыми. Все вышеперечисленные характеристики являются неотъемлемыми компонентами формирующейся в процессе воспитания разносторонне развитой личности.

Актуальность так же состоит в том, что в настоящее время значительное внимание оказывается формированию у детей дошкольного возраста такого умения, как поиск нужной информации. Явное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. Это поспособствует  достижению  достаточно высокого уровня развития целевых ориентиров.  

Из определений разных авторов можно выделить общее понятие того, что понимается под термином «Информационная культура».

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и дальнейшего успешного использования. Многие психологи и ученые считают, что самым благоприятным периодом для начала формирования ключевых умений и навыков, в том числе связанных с познавательной деятельностью, является дошкольный возраст. Это во многом объясняется протекающим на этапе активного развития ребенка сенситивным периодом, который проявляется в сочетании оптимальных условий для развития психических процессов, а также когнитивных и творческих способностей. Знание детской психологии дает педагогу огромные  возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений.

Глубокое изучение сенситивных периодов в развитии ребенка помогло определить, что наиболее сильное и эффективное влияние на процесс формирования его информационной культуры педагог способен оказать при достижении ребенком старшего дошкольного возраста.

Важной характеристикой детей старшего дошкольного возраста является накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления, реализация внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации, в использовании разных способов действия, направленных на пополнение и углубление знаний. Исходя из этого, важность формирования основ информационной культуры становится ключевой  во всем педагогическом процессе.

Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях не все дети умеют ориентироваться в медиа пространстве, что создает большое затруднение в осуществлении ими поисковой деятельности.

Новизна: в проекте представлено использование комплексного интегрального подхода  в рамках системной деятельности при формировании информационной культуры детей старшего возраста.

Гипотеза: использование проектной деятельности, системно-деятельностного подхода и принципа интегративности оказывает благоприятное воздействие на формирование информационной культуры детей старшего дошкольного возраста. 

Цели проекта:

  • формирование умения  ориентироваться в различных источниках  информации;
  • развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования;
  • создание условий  получения информации, используя проверенные  источники.
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

  Задачи проекта:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • формировать умение находить информацию используя различные источники.
  • формировать основы информационной культуры посредством реализации проектной деятельности;
  • активировать у детей познавательную деятельность путём выполнения заданий.
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) ;
  • развивать наблюдательность;
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • воспитывать интерес к поисково- исследовательской деятельности;
  • воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
  • создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельной и коллективной деятельности.
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Форма организации:

1.Формы образовательной работы с детьми:

  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • заучивание стихотворений;
  • слушание и обсуждение художественных произведений;
  • обсуждение мультфильмов и телепередач;
  • постановка проблемной ситуации;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • самостоятельная деятельность;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • труд в природе и в уголке природы;
  • беседы.

2. Формы работы с родителями:

  • консультация;
  • буклеты, памятки;
  • беседы;
  • ручной труд;
  • развивающая среда.

Предполагаемые результаты:

В результате выполнения  проектной деятельности у детей будут сформированы  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Ребёнок умеет   ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.). Без помощи взрослого  делают  выводы из полученной информации. Дошкольник понимает  необходимость той или иной информации для своей деятельности. Умеет применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Продукт проектной деятельности:

  • лэпбук «Мир вокруг нас»;

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

  • Анализ научной и методической литературы.
  • Педагогическая диагностика на начало проекта.
  • Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
  • Организация образовательной работы с детьми.

2 этап. Познавательно-творческий (практический)

  • Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

 

  3 этап. Заключительный

  • Педагогическая диагностика на конец проекта;
  • Лэпбук «Изучаем окружающий мир».

1 этап. Организационно-подготовительный этап

Перед началом реализации проекта была изучена  и подготовлена необходимая литература по особенностям развития детей старшего дошкольного возраста и был подобран ряд диагностических методик, позволяющих выявить уровень сформированности информационной грамотности детей на начальном этапе.

  1. Методическое пособие: Педагогическая диагностика развития детей 5-7 лет / Под ред. Н.И. Глущенко, М.С. Болдырёвой, Л.В. Лысых. – М.: МГППУ, 2016. – 89с.
  2. Психологическая диагностика: учебник для вузов. / Под ред. М. К. Акимовой, K. M. Гуревича. СПб. : Питер, 2020. – 652 с.
  3. Паршукова Г.Б Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. /Г.Б. Паршукова – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. – 253с.

На констатирующем этапе  выполнения проектной деятельности необходимо  определить уровень сформированности информационной грамотности у детей старшей дошкольной группы.

Цель: определить уровень сформированности информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью эксперимента были сформулированы ключевые задачи:

1.определить критерии, показатели и уровни сформированности информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста;

2.подобрать диагностику для проведения исследования;

3. провести констатирующий этап исследования.

4. апробировать систему работы по формированию информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

5.провести контрольный этап исследования.

Педагогический эксперимент проводился в МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» обособленное подразделение «Детский сад п. Красноармейский». В   исследовании приняли участие 10 детей старшей группы (7 девочек и 3 мальчика), возраст испытуемых от 4 лет 7 месяцев до 6 лет 6 месяцев.

Характеристика компонентов сформированности информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста:

Мотивационный (готовность к преодолению трудностей в получении информации, стремление к исследовательской деятельности с использованием компьютера) - создание мотивации, желания получать новую информацию, умение бороться с трудностями при овладении информации.

Знаниевый (знание о способах поиска, получения, передачи, хранения информации;умение ориентироваться в некоторых источниках информации книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д. ).

Деятельностный (умение осуществлять поиск и анализ информации, умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию) - умение находить информацию, используя источники; умение делать выводы из полученной информации.

Для того чтобы провести сравнительный анализ  была разработана таблица критериев и уровней развития информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста. (таблица 1).

Таблица 1.Критерии и уровни сформированности информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста

               Уровень

Критерии

Низкий

Средний

Высокий

мотивационный

-не готов бороться с трудностями, возникшими во время получения информации;

-нет стремления к исследовательской деятельности

-готов бороться с трудностями, возникшими во время получения информации;

-нет стремления к исследовательской деятельности

-готов бороться с трудностями, возникшими во время получения информации;

-стремится к исследовательской деятельности

знаниевый

-не знание о способах поиска, получения, передачи, хранения информации

-есть знание о способах поиска, получения, передачи, хранения информации

-знает о способах поиска, получения, передачи, хранения информации

Деятельностный

-не умеет осуществлять поиск и анализ информации;

-не умеет делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию

-умеет осуществлять поиск и анализ информации;

-не умеет делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию

-умеет осуществлять поиск и анализ информации;

-умеет делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию

Были использованы следующие диагностические методики:

1) Беседа на тему: «Что такое информация, зачем она нужна?». Где познакомили с предметом обучения: рассказали о роли информации в жизни человека; дали общее представление об информации; сформулировали определение «информация», показали основные виды информации.

2) Опрос на тему «Информация – это мир вокруг нас» Где продолжили знакомство с миром « информации», где можно применять информацию, как использовать.

3) Игра «Запрещенные цвета» (выявляли уровень знаний о способах поиска, получения, передачи, хранения информации).

4). Практическое занятие с элементами беседы игра «Радио» (проверяли уровень умений поиска и анализа информации, умение синтезировать и интегрировать, делать выводы).

Определяя уровень сформированности информационной грамотности, мы обращали внимание на то, как ребенок воспринимает, запоминает и пользуется новой информацией. При помощи игры определяли способность передачи информации.

По полученным данным результаты были оформлены в диаграмме результатов констатирующего эксперимента по знаниевому, мотивационному и деятельностному критериям (рисунок 1).

Рисунок 1. Результат констатирующего эксперимента по знаниевому, мотивационному и деятельностному критериям.

Результат по знаниевому критерию составил :

Высокий уровень – 1%

Средний уровень -18%

Низкий уровень – 81%

Результат по мотивационному критерию составил :

Высокий уровень – 0%

Средний уровень -24%

Низкий уровень – 76%

Результат по деятельностному критерию составил :

Высокий уровень – 1%

Средний уровень -28%

Низкий уровень – 71%

Исходя из данных диагностической методики, можно говорить о том, что сформированность информационной грамотности у детей дошкольного возраста находится на низком уровне. Из этого делается вывод о  необходимости проведения с детьми старшего дошкольного возраста  работы с использованием методов и приёмов, которые поспособствуют  развитию познавательной активности, приспособленности к  поисково – исследовательской деятельности, самостоятельности и умению работать в коллективе.

Перспективный план работы над проектом по информационно-исследовательской деятельности на 2020 – 2021 гг.

МЕСЯЦ

ВИД ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ

ТЕМА

ЦЕЛИ

ОКТЯБРЬ

беседа рассказ

«Путешествие в страну «Информацию»

Повышение интереса к исследовательской деятельности проекта

 

игры

«Черный мешок»

Формирование у детей умения представлять информацию по ощупь

наблюдение на прогулке

«Признаки осени»

Развивать наблюдательность, учиться выделять признаки.

 

игры

«Испорченное письмо»

Формирование у детей умения кодировать информацию.

просмотр мультсериала

«Уроки тётушки совы»

Формирование познавательной активности, умение анализировать, воспринимать информацию.

 

беседа

«Знаки и символы»

Познакомить детей с алгоритмами кодирования информации.

 

занятие

«Наши технические помощники»

Расширить представления детей о техническом оборудовании.

НОЯБРЬ

занятие

«Секреты умной книги»

Формировать у детей умение находить информацию в литературных источниках, умение обращаться с книгой.

 

игровое задание

«Маленькие интервьюеры»

Формировать умения добывать информацию с помощью вопросов

 

игра

«Выведение следствий»

Формировать умение добывать информацию, используя различные источники

 

проблемные ситуации

«Корзинки для козлят», «Варенье для Карлсона»

Развитие  творческого мышления, познавательных умений и способностей , умение ориентироваться в предложенной ситуации.

 

наблюдение на прогулке

«Что искрится на тропинке?»

Развивать наблюдательность, познавательную активность, поисково-исследовательскую деятельность.

 

подвижная игра

 «Фантазёры»

Закреплять умение изложения информации.

ДЕКАБРЬ

задание

«Знатоки умных книг»

Развитие умения ориентироваться в разных источниках информации

просмотр мультсериала

«Уроки тётушки совы»

Формирование познавательной активности, умение анализировать, воспринимать информацию.

 

занятие

«Путешествие в прошлое телефона»

Знакомство с видами передачи информации

наблюдение на прогулке

«Признаки зимы»

Развивать наблюдательность, учиться выделять признаки.

 

игровое задание

 «Самые наблюдательные»

Повышать уровень наблюдательности у детей.

составление рассказа

«Игры в которые я играю»

Формировать основу связной речи, умение структурировать информацию.

 

игровое задание

 «Фоторепортаж»

Развивать коммуникативные навыки.

ЯНВАРЬ

игра

«Азбуки Морзе»

Знакомить с формами предоставления и обработки информации

 

игровое упражнение

 «Передатчик информации»

Продемонстрировать осуществление работы с информацией.

 

игры

«Испорченный телефон»

Формирование у детей умения кодировать информацию.

наблюдение на прогулке

«Сказочный лес»

Развивать наблюдательность, познавательную активность, поисково-исследовательскую деятельность.

ФЕВРАЛЬ

игровое задание

«Узнай сказку, потешку, рассказ»

Развивать память , внимание , умение узнавать сказку, потешку в опоре на мнемотаблицу

просмотр мультсериала

«Уроки тётушки совы»

Формирование познавательной активности, умение анализировать, воспринимать информацию.

дидактическая игра

«Сгруппируй по признаку»

Развивать способность классификации по признакам, умение анализировать.

игра 

 «Какая сказка спряталась?»

Формировать умение запоминания информации.

наблюдение на прогулке

«Зимующие птицы»

Развивать наблюдательность, познавательную активность, поисково-исследовательскую деятельность.

МАРТ

игровое упражнение

«Составь рассказ по таблице»

Развивать у детей связную речь

 

дидактическая игра

«Что напутал Незнайка?»

Формировать умение добывать информацию, используя различные источники

 

дидактическая игра 

 «Лото – «Живой мир»

Научить ребенка запоминать большой поток информации

 

занятие

«Составление алфавитного словарика»

Развитие умения ориентироваться в разных  источниках информации , анализировать.

 

составление рассказа

«Мои любимые мультфильмы»

Формировать основу связной речи, умение структурировать информацию.

АПРЕЛЬ

упражнение

«Определи по признаку»

Развитие умения ориентироваться в разных  источниках информации , анализировать.

 

проблемные ситуации

«Молочные проблемы кота Матроскина»,

«Чудесный лесник»

Развитие  творческого мышления, познавательных умений и способностей , умение ориентироваться в предложенной ситуации.

 

занятие

«Я и мои эмоции»

Умение анализировать, познавать себя и свои эмоции.

 

изготовление книжек- раскладушек

«Семейные реликвии»

Развитие поисково-исследовательской деятельности, самостоятельности.

 

игра

«Хвост дракона»

Развитие умения ориентироваться в разных  источниках информации , анализировать.

 

просмотр мультсериала

«Фиксики»

Формирование познавательной активности, умение анализировать, воспринимать информацию.

МАЙ

образовательный квест

«Путешествие в мир знаний»

Закрепление умения применять знания в практических задачах.

 

 создание «Лепбука»

«Мир вокруг нас» 

Формирование элементов познавательной активности, потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, умение применять полученную информацию, структурировать её,  развитие творческих способностей.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Тема

Беседа

«Необходимость формирования информационной культуры старших дошкольников»

Консультация:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

 

Мини - музей «Моя первая энциклопедия»

Беседа:

 

«Роль семьи в развитии познавательных интересов»

Консультация

«Общаемся с детьми»

Экскурсия

«Достопримечательности моего города»

Памятка:

 

«Играя, познаем».

Привлекать родителей к сотворчеству с детьми

выставка рисунков «Путешествие капельки».

Ручной труд

Изготовление книжки-раскладушки «Семейные реликвии»

Памятка

«Три основных способа познания окружающего мира»

Тематические консультации

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Памятка для родителей

«Как ребенку не потеряться в мире информации»

Родительское собрание

Обсуждение итогов и анализ работы

2 этап. Познавательно-творческий (практический)

По реализации психолого-педагогических условий формирования информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста в проектной работе  были подобраны такие приемы и методы:

1) Системный подход 9–ти экранник на тему «Компьютер». Что позволил систематизировать, углубить и закрепить представление детей об объектах окружающего мира.

2) Занятие на тему: «Путешествие в прошлое телефона». Провели для обогащения представлений детей о мире окружающих предметов и для побуждения и вовлечения к совместной творческой деятельности родителей и детей на основе использования информации, полученной на занятии.

3) Детская игра: « Что? Где? Когда?». Показали значимость выполнения правил дорожного движения, привлекли внимание детей к соблюдению правил движения на дорогах, воспитали положительную привычку поведения в общественных местах.

4) Детская игра: «Магическое число три». Активизировали познавательную деятельность детей.

5) Компьютерная онлайн игра: « Где мой домик?». Ребенок научился анализировать и выбирать правильный вариант ответа.

6) Игра драматизация: « Компьютер – теремок ». Вызвали интерес детей к информатике и информационно–коммуникативным технологиям, к проявлению самостоятельности и творческих способностей.

7) Детская игра «Расскажи о предмете». Научили находить и анализировать информацию, научили делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию. На основе представленных положений была выстроена система форм и методов формирования информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Методика формирования информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста определяется как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий следующие этапы, реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и осуществляется согласно структурным компонентам информационной грамотности:

  1. Определение информационной проблемы.

Потребность в информации перед дошкольником , возникает лишь в том случае когда предполагаемый вопрос не может быть решён без использования  источников дополнительной литературы.  Данный этап как раз предполагает формирование у детей предпосылки формулировки и постановки вопроса для поиска нужной ему информации, которая послужит  для планирования последующей деятельности ///

Информационная потребность у дошкольника возникает тогда, когда стоящая перед ним цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации, поэтому на данном этапе необходимо умение осознать, определить цель и сформулировать информационный запрос для начала поиска информации и спланировать свою деятельность.

С этой целью использовали формы и методы работы, объединенные общей темой «Путешествие в страну «Информацию»; конспект занятия «Путешествие в прошлое телефона»; игры «Черный мешок», «Испорченный телефон», «Испорченное письмо»; игровое задание «Самые наблюдательные»; беседа «Знаки и символы»; занятие «Наши технические помощники».

Данный этап дал детям представление о понятии «информация», предполагающее раскрытие знания о способах поиска достоверной литературы, возможности её кодирования, применения. Интерактивный  способ преподнесения информации является более эффективным в дошкольном возрасте, так как создает оптимальные условия для взаимодействия педагога с детьми.    ///

Знакомство с миром информации на данном этапе обеспечило ориентировку детей в понятии «информация», включающее в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; знание об особых свойств информации: полнота, достоверность, понятность, полезность, своевременность, о возможности кодирования информации.

Творческое преподнесение познавательного материала будет способствовать тому, что дети станут осознавать, как происходит процесс передачи информации, выделять его звенья (источник информации, приемник информации, канал связи).

  1. Выявление источника информации.

На этом этапе происходит формирование умения определять разные источники информации: книги, журналы, игрушки; предметы искусства, музыкальные произведения; рассказы сверстников и взрослых; детские сайты, радиопередачи, телевидение, видеофильмы; выставки детского творчества; виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Для развития элементарных навыков и умений работы со смысловой информацией использовали следующие формы и методы работы: «Секреты умной книги»; игровое задание «Фоторепортаж», «Маленькие интервьюеры»; задание по кодированию информации (на примере «Азбуки Морзе»), игровое упражнение «Передатчик информации».

На данном этапе дети освоят  способ действия с литературными источниками (словарь,  художественная литература, энциклопедия). Так же данный вид деятельности предполагает выработку у детей  умения искать нужную информацию, формулируя при этом правильный поисковый запрос, умение преобразования информации, соотношения, анализа. //

Данный этап обеспечит развитие умения пользоваться словарем и энциклопедией для получения необходимой информации, умения добывать информацию с помощью вопросов, технических помощников; умения самостоятельно кодировать информацию; умения соотносить органы-анализаторы и вид информации, который можно получить только с помощью какого-либо из этих органов.

  1. Поиск и получение информации.

Данный этап предполагает умение получать информацию, используя различные источники (поиск по красочным иллюстрациям, рисункам, необычным буквицам, указателям-словарикам в конце книги, обложкам книг; слайдам); умение воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. Здесь хорошо подойдут следующие виды деятельности: дидактические игры «Сгруппируй по признаку», «Что напутал Незнайка?»; проблемные ситуации «Молочные проблемы кота Матроскина», «Корзинки для козлят», «Чудный лесник», «Варенье для Карлсона» ; игра «Выведение следствий».

  1. Понимание и преобразование информации.

Данный этап связан с приобретением более сложных умений:

- умение анализировать полученную информацию и интерпретировать;

- умение воспроизводить и использовать информацию;

- умение оценивать информацию, дифференцировать, выделять главное.

Для помощи в легкости  запоминании информации существуют такие приёмы как – «Мнемотехника». Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы. В результате улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь. В случае с детьми дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. 

Для этого были подобраны следующие формы работы: дидактическая игра «Лото – «Живой мир», игра  «Какая сказка спряталась?», игра «Фантазёры», занятие «Составление алфавитного словарика», «Я и мои эмоции»,  составление рассказа « Мои любимые мультфильмы», « Игры в которые я играю», составление книжек раскладушек « Семейные реликвии».

  1. практико-преобразующий этап был направлен на организацию самостоятельной работы ребенка с информационным миром и решил такую задачу, как: закрепить умение отбирать, оценивать и перерабатывать полученную информацию. С этой целью использовали формы и методы работы: задание «Знатоки умных книг», задание «Источник-приемник», «Найди информацию в сказке», упражнение « Определи по признаку», игра «Хвост дракона» , подбор литературы по заданной теме, создание проекта – презентации с родителями.

Данный этап помог закрепить и проверить умения дошкольников ориентироваться в различных литературных источниках, уметь выделять нужную информацию, анализировать и преобразовывать её. Определять характер полученных сведений, делать вывод. //

Данный этап обеспечил развитие умения ориентироваться в разных источниках информации и выбирать среди них наиболее подходящие по целевой установке; умения анализировать предложенную взрослым ситуацию с позиции процесса передачи или приема информации (выявление источника, приемника, характера связи - односторонней или двусторонней); умения делать выводы из полученной информации.

Работа с педагогическим коллективом была нацелена на расширение знаний педагогов, на вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО по вопросу развития информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Так же проект предполагает организацию продуктивного педагогического взаимодействия с  родителями воспитанников с целью комплексного формирования первоначальных основ информационной культуры дошкольников. Для этого были выбраны следующие формы работы: эвристические беседы на тему «Необходимость формирования информационной культуры старших дошкольников», «Роль семьи в развитии познавательных интересов».   Педагогические консультации «Общаемся с детьми», памятка для родителей  «Как ребенку не потеряться в мире информации», «Три основных способа познания окружающего мира», создание мини-музея «Моя первая энциклопедия», выставка рисунков «Путешествие капельки».

Такие формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей дают возможность достигнуть цели  интегрированного воздействия на целостное развитие дошкольников.  Помогают значительно улучшить темп процесса  формирования в ребенке качеств информационной культуры, его познавательной активности.  Вся работа направлена на то, чтобы дать   четкое представление о том, как важно быть для ребенка образцом во взаимодействии с миром информации (уметь формулировать свою информационную потребность и выражать ее словесно; знать основные алгоритмы поиска информации в зависимости от вида информационного запроса; умение извлекать информацию из источника и т. д.).

3 этап. Заключительный

Перед тем как оформить с детьми конечный продукт проекта, необходимо продиагностировать результат работы всего проекта, который предполагал формирование умения ориентироваться в различных источниках  информации, развитие познавательного интереса и  активности, наблюдательности, внимания, способности к анализу и обобщению полученной информации.

Был проведен сравнительный анализ результатов направленных на  исследование уровня информационной грамотности детей старшей подгруппы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. По полученным результатам заметно, что дети расширяют свой кругозор не только на занятиях, но и вне ДОО, что способствует развитию их творческого потенциала, самостоятельности, адекватной самооценки и т.д. (рисунок 2)

Рисунок 2. Результаты исследования уровня сформированности информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнительный результат констатирующего и контрольного этапа составил :

Высокий уровень – 41%

Средний уровень –  59%

Низкий уровень – 0

Исследуя вопрос по формированию информационной культуры детей старшего дошкольного возраста и сопоставляя полученные результаты можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтверждена путем выбранных методов и форм опытно–поисковой работы.

Формирование основ информационной культуры дошкольника осуществляется не столько посредством передачи ему определенных знаний и представлений, сколько процессом  создания педагогом такой проблемной ситуации, в которой мотивированное побуждение к поиску, усвоению необходимой информации для обновления познавательного опыта исходит от самих детей.

На заключительном этапе проекта был разработан образовательный квест.   Образовательный квест – это проблемная форма проведения учебного занятия, соединяющая проблемные, исследовательские, игровые и информационно-коммуникационные методы обучения, сочетающая целенаправленный поиск, в основе которого лежит выполнение поэтапных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету и позволяющий обеспечить самовоспитание и саморазвитие ребенка.  

Особенность проблемно-ориентированной направленности познавательной деятельности состоит в том, что она способствует пробуждению познавательной потребности, которая сближает процесс формирования основ информационной культуры с процессом творческого мышления, где предполагается не только усвоение результатов познания, но и способов совместной творческой деятельности. Он поможет определить, насколько эффективной была работа педагога по формированию у детей старшей группы способности к поисково-исследовательской деятельности, элементов  познавательного развития, основ информационной культуры.

Кейс «Путешествие в мир знаний»,  предполагал набор нескольких станций. Проходя эти станции, дети путем коллективного решения находят ответы на задания, разгадывают загадки, проходят игровые упражнения. Образовательный кейс выстроен таким образом, что дети при выполнении каждого задания получают определенный элемент для создания конечного продукта проекта – лепбука  « Мир вокруг нас» (Приложение 1).

Лепбук – это не только особая форма организации учебного материала, но и основа партнерской проектной деятельности педагога и дошкольников. Он будет служить основой для того чтобы показать как у детей были сформированы элементы познавательной активности, потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, умение применять полученную в ходе исследования информации, структурировать её,  развитие творческих способностей. ( Приложение 2).

Лепбук «Мир вокруг нас» включает следующий набор элементов:

  1. Содержание
  2. Пояснительная записка
  3. Обложка (Мини-пано «Времена года», «Календарь природы» Упражнение составление рассказа «Опиши погоду за окном»).
  4. Тыльная сторона  ( Инфографика «Правила поведения в лесу», Лабиринт «Помоги детям найти дорожку»).
  5. Торцевая сторона (Игра «Размести животных по их среде обитания», Игра «Кто что ест?», Собери пазл «Подводный мир, мир животных»).
  6. Первый разворот (Конверт игры  – бродилки (настольно-печатные игры - бродилки «Заповедник», «Экологический маршрут», «Путешествие в лес»)) .
  7. Второй разворот  (Конверт заданий «Посчитай корзину фруктов и овощей, классификация по признакам», Упражнение на соотношение  (Природные ресурсы), Дидактическая игра «Дерево, лист, плод» , Пано  «Явления природы» ( радуга, дождь, солнце, гроза, снег, туман, и т.д.).
  8. Третий разворот (Таблица «Угадай сказку» Ромашка загадок «Окружающий мир», раскраски на тему окружающего мира).

Таким образом, путем поисково - исследовательской деятельности на основе совместной проектной деятельности педагога, детей и родителей было доказано,  что использование комплексного интегрального подхода  в рамках системной деятельности и технологии «Лепбук»  оказывает положительное влияние на   формирование информационной культуры детей старшего дошкольного  возраста. Дети быстро научились  ориентироваться в большом потоке информации, уметь анализировать, классифицировать, добывать информацию и применять её на практике. Проект помог развить у детей целеустремленность, познавательную деятельность, самостоятельность, способность коллективно-творческой деятельности.

Список использованной литературы

  1. Абитова Г. Т. Формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: дисс… канд. пед. наук: 13.00.05. – Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, 2017.  – 220 с.
  2. Анохин, Е.В. Психолого-педагогические особенности деятельности детских разновозрастных объединений, Электронный ресурс. URL ресурса: http://www.rada.kiev.ua/LIBRARY/new/
  3. Выготский, Л.С. Обучение и развитие детей в дошкольном возрасте Текст. / Л.С. Выготский // Умственное развитие в процессе обучения. – М.; Л, 1935.  – 153 с.
  4. Гаврилушкина О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста.  – М.: МГППУ, 2020. – 89 с.
  5. Гончарова Е. В. Компетентностный подход к развитию личности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. –  Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2017. – 151 с.
  6. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: дисс…д-ра пед.  наук. – Москва, 2018 – 363 с.
  7. Калинина Т.В. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников / Т. В. Калинина //МПГУ – Москва, 2019. – 140 с.
  8. Кондрашова, Н. В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования / Н. В. Кондрашова // Концепт. – 2020. – № 2. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201010.htm  (дата обращения: 22.09.2021).
  9. Куликовская И.Э., Куликовский А.Е. Отношение ребенка к информации в контексте современных мегатрендов / И.Э. Куликовская,  А.Е.   Куликовский // (Глава коллективной монографии) Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Книга 9. – Новосибирск : ЦРНС , 2019.
  10. Паршукова Г.Б. Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенции / Г.Б. Паршукова // Технологии информационного общества – Интернет и совместное общество: Тру-ды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005г.). – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2019. – 115 с.
  11. Паршукова Г.Б Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. /Г.Б. Паршукова – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. – 253с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Режим доступа :URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  13. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – 173 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группы «В мире Математики».

Проект направлен на формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах....

Презентация проекта в старшей группе "Чемпионат мира по футболу"

Материал предназначен для инструкторов по физическому воспитанию ДОУ....

Творческий проект в старшей группе "С миру по нитке"

В ходе реализации проекта дети узнали откуда берутся ткани, какие бывают ткани, свойства тканей...

Проект в старшей группе «В мире профессий»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Углубленное изучение п...

Проект в старшей группе «В мире сказок К. И. Чуковского»

Актуальность проекта: Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: ...

проект в старшей группе "В мире Книг"

проект в старшей группе "В мире Книг"...