«Мой взгляд на психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ»
статья

Быстрановская Валентина Михайловна

Эссэ на тему: «Мой взгляд на психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЭ

«Мой взгляд на психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ»

«Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок».

Леонардо да Винчи

В современном обществе реализуется тенденция равных возможностей для всех. Такая организация жизнедеятельности как в обществе, так и в отдельных сферах жизнедеятельности вызывает неоднозначное отношение к категории «особенных» детей и их места в обществе. Как педагог, как воспитатель выступаю «за» равные возможности детей независимо от их индивидуальных, психофизиологических особенностей развития. Но считаю, что таким детям нужна помощь и поддержка в процессе социализации, развитии и формировании. И этот вопрос может разрешить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение, на мой взгляд, решает широкий спектр вопросов в сфере образования, развития и формирования детей. Это связано с различными причинами, часть из которых считаю необходимым пояснить.

Во-первых, это изменение поведения и психологии современных детей, проявляющиеся, например, в снижении социализации детей, снижении самостоятельности в принятии решений детьми, рост «цифровой» зависимости,  ограниченное общение со сверстниками, рост числа детей с ограниченными возможностями, увеличение численности одаренных детей и т.д. Такая ситуация требует новых условий для развития и формирования детей, и одним из таких  условий, считаю, будет психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Во-вторых, вследствие этого происходят изменения во взаимодействии взрослых и детей в различных сферах жизнедеятельности. В обществе провозглашена и реализуется идея гуманизма, требующая изменения построения жизнедеятельности в целом, и образовательной деятельности, в частности, изменения характера взаимодействия педагогов и детей. Что находит отражение в нормативно-законодательной базе организации образования, меняется содержание образовательного процесса и взаимодействия педагогов и детей. Например, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования с одной стороны, обусловливает необходимость создания психолого-педагогических условий развития личности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, требует учитывать индивидуальные особенности, индивидуальные потребности ребенка, его жизненную ситуацию и состояние здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения поставленных задач, полагаю необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, одним аспектов гуманизации образования является инклюзивное образование, направленное на реализацию каждого ребенка независимо от особенностей его развития права на образование, на развитие его возможностей и удовлетворение образовательных потребностей. Как показывает практика, «особенный» ребенок, попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации, чем при воспитании и обучении в изоляции, либо среди таких же детей, как он. Составной частью инклюзивного образования является психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе.

В – четвертых, гуманизм определяет ребенка как наивысшую ценность, центр деятельности педагога, обуславливает необходимость создания благоприятных условий для развития уникальности личности каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одновременно с этим, гуманизация образования требует создания комфортных условий и доступа к получению образования всех категорий детей, и соответственно, детей с ограниченными возможностями здоровья. Это требует включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, превращение его в активного участниками образовательной деятельности и собственного развития. И без участия в этом взрослого, оказания психолого-педагогической помощи и поддержки «особенному» ребенку осуществить невозможно.

И в –пятых, считаю, что сущность и преимущества психолого-педагогического сопровождения как условия развития личности ребенка только подчеркивают значимость, важность и актуальность его применения в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя и педагогические основы развития ,формирования ребенка, и психологические основы развития и формирования ребенка. Что обеспечивает комплексный подход к развитию и формированию ребенка, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Таким  образом, описанные причины и ряд других причин, на мой взгляд,  определяют актуальность и значимость психолого-педагогического сопровождения ребенка, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ведь сопровождение, как таковое, это помощь и поддержка, это делать что-то вместе с кем-то, это быть рядом в трудный момент, помочь преодолеть возникающие трудности в процессе получения новых знаний, формирования отношений, создавать возможность самостоятельно принимать решения и т.д.

Если посмотреть в историю человечества, то отношение к «особенным» детям длительное время было негативным И лишь в эпоху Возрождения мировоззрение общества начинало меняться, появляются работы педагогов: И.Песталлоци, С.Гейнике, А.Бланше, Я. А. Коменского, считавших, что любой ребенок, независимо от его особенностей развития имеет право на жизнь в обществе, образование. Что «особенные» дети могут успешно развиваться, им только нужно чуть больше внимания и особенный подход исходя из особенностей развития. Наш соотечественник, основоположник педагогики К.Д. Ушинский тоже полагал, что при определенно созданных условиях «особенный» ребенок будет успешно развиваться и принесет пользу обществу. Такие психологи, как Л.С. Выготский, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.Л.Лещинский, Л.М. Щипицина ной, М.Л.Семенович, Т.В. Фуряевой, Н.Я.Семаго, Е.А.Ямбургом, С.Г.Шевченко так же считали, что при правильно организованном подходе к развитию и формированию личности ребенка можно достигнуть больших результатов в развитии и формировании особенных детей. И идея инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее полно отвечает требованиям ученым педагогов и психологов.

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается многогранно, но при этом оно ориентировано на создание условий для успешной социализации, успешного развития и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Тем самым психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает ему возможность развиваться и выстраивать отношение и взаимодействие с окружающими. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, особенностей его психофизического нарушения развития. Соответственно, такой подход во взаимодействии педагога и ребенка с ограниченными возможностями здоровья способствует  успешному гармоничному развитию личности «особенного» ребенка, его полноценному развитию и саморазвитию.

Но в тоже время психолого-педагогическое сопровождение – многогранно.

С одной стороны, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ – это процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности педагога и/ или психолога, направленные на развитие и формирование личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, создание максимально благоприятных условий для интеграции «особенных» детей в социум. В.А. Сластенин, считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это, в первую очередь, заинтересованное наблюдение, консультирование и личностное участие педагога в жизни «особенного» ребенка, поощрение самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога.

С другой стороны, психолого-педагогическое сопровождение  включает в себя процесс взаимодействия, сотрудничества педагога и ребенка с ограниченными особенностями здоровья, в которых педагог и оказывает помощь и поддержку ребенку, способствует его развитию.

 Психолого-педагогическое сопровождение – это еще и создание определенных условий для развития личности «особенного» ребенка, развития его самостоятельности и уверенности в собственных силах. Именно определенно созданные условия и будут способствовать развитию ребенка с ограниченными способностями по мнению многих ведущих педагогов и психологов.  

И параллельно этому, считаю, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это ещё и своего рода защита его права на образование, развитие и успешное вхождение в социум.

Однако для того, чтобы психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья было более успешным, необходимо включать в этот процесс и родителей такого ребенка, оказывать им психолого-педагогическую помощь и поддержку, способствует гармонизации внутрисемейных межличностных отношений. Включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливает и обеспечивает создание единства взаимодействия родителей, педагогов и детей, тем самым реализуя наиболее благоприятные условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Что является важным моментом для развития «особенного» ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на мой взгляд является одним из базовых условий развития и формирования и личности ребенка. И в этом убеждена не только по выше перечисленным обстоятельствам, но и по тому, что являюсь педагогом, работающим в группе компенсирующей направленности  в детском саду, где совместно с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. В этой группе дети с тяжёлыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития и дети-инвалиды. Особенности развития детей на практике показывают как для них важно психолого-педагогическое сопровождение, как важно учитывать влияние психофизиологической особенности на его поведение, взаимоотношение с окружающими и на его развитие в целом. Эти дети отличаются по своему развитию от обычных детей, у них нарушены все психические процессы (речь, внимание, память, мышление, восприятие, воображение), присутствуют и сопутствующие нарушения (различные соматические заболевания, нарушения общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы)..

Я считаю, что сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ особенно актуально и необходимо, так как это не единовременная помощь, а долговременная поддержка развития ребёнка и не только оказание помощи его родителям с развитии ребенка, но в первую очередь, это разносторонний и комплексный подход к развитию ребенка, формирования его личности. Психолого-педагогическое сопровождение на практике - это система комплексной деятельности всех специалистов, в том числе и педагогов, и воспитателей, направленная на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка. Это и предупреждение возникновения проблем развития ребенка, и помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями, и психологическое обеспечение образовательных программ, и развитие психолого-педагогической компетентности.

В нашей группе компенсирующей направленности психолого-педагогическое сопровождение включает в себя огромный комплекс методов, форм, средств, реализующих воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем, обеспечивающих развитие «особенного» ребенка. Для каждого ребенка каждый специалист подбирает свой комплекс инструментария, что приводит в совокупности к положительной динамике развития ребенка.

Таким образом, хочется отметить, что психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое совместными усилиями, и специалистов, и воспитателей, и родителей и дает хорошие результаты. Именно благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей. В лучшую сторону меняется и эмоциональное состояние ребенка, меняется и отношение детей внутри группы, и осуществляется успешное развитие интегративных качеств «особенного» ребенка: соответствие нормам физического развития, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. И соответственно, психолого-педагогическое сопровождение, организованное педагогами и специалистами в нашей группе способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе. В связи с выше перечисленным и описанным убеждена, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями является базовым условием его развития и социализации, оно жизненно необходимо для такой категории детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...