Проект. Народные промыслы.
проект (подготовительная группа)

Ирина Геннадьевна Базарова

Полхов - Майданская роспись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polhov_-_maydanskaya_rospis.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Народные промыслы

Полхов-Майданская роспись

Образовательные:

- познакомить детей с Полхов — Майданской росписью.

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры: «Продолжи узор», «Найди подходящий элемент узора» и др.

Словарная работаПолхов – Майдан.

Материалмульти и медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, видами села; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных горшочков; бумажный силуэт горшочка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый); кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, хохломских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать, играть, делать аппликации.

Воспитатель: а какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, кляксография).

В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов. (Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

Дети: Собирают картинки - пазлы.

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

Дети: ответы (Гжельской, Дымковской и Городецкие мастера расписывали изделия).

Воспитатель: Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи и Городецкой росписи?

Дети: ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья, лошади птицы).

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой-то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала, что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Королева кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала, что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских.  Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки.

Слайд№3

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали вручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

Слайд№4

В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!»

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки, балалайки, грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6

С тех пор прошло очень много лет, но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Слайд№7

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала, что бы краска ложилась ровно и гладко.

Слайд№8,9

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№10

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем.

Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три — раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рук дельцами и подарить людям радость?

Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать горшочек, и расскажу, как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем с фона (желтая гуашь)

-Крышечку – красной.

 -Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

-Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

 -Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

-Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

-Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

 Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре, пять

Начинаем рисовать!

Выполнение работы детьми.

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои горшочки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской )

Вам понравилось быть мастерами?

А в заключении мне хочется сказать, что, наверное, очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : "Народные промыслы России"

Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...

ПРОЕКТ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»...

Проект «Народные промыслы Нижегородского края»

Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн...

Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Актуальность проекта: Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...

Проект "Народные промыслы России"

Проект "Народные промыслы России"...

Проект "Народные промыслы,как средства расширения представлений о народной культуре"

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа &nd...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...