проекты
проект (младшая группа)

Тряпицына Елена Анваровна

проект в 1 младшей группе по познавательному развитию (сенсорика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sensornoe_razvitie.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша

Долгосрочный проект на тему:

«Формирование сенсорного развития

детей раннего возраста посредством

восприятия окружающего мира»

(для детей третьего года жизни)

Выполнили: Тряпицына Е.А.

                                                                                       Анненкова Д.В.

г. Карабаш 2021

Вид проекта: 

Познавательно-игровой.

Цель: формирование у детей раннего возраста определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. 

Продолжительность: 

Долгосрочный (учебный год – 9 месяцев). 

Участники:

воспитатели,  дети первой младшей группы.

Результативность проекта:

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;

- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т.п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.д.);

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;

- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;

- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;

- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.

Проблема:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Хочу обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Задачи, решаемые в проекте:- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- учить детей называть свойства предметов;

- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Презентация проекта: организованная образовательная деятельность в мае месяце («Воздушный шарик», «Игрушки»).

Этапы реализации проекта.

№ п/п

Этапы

Содержание работы

1.

информационно-аналитический (подготовительный)

изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года.

2.

организационный

определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний.

3.

заключительный

подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия).


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному воспитанию

Месяц

1 занятие

2 занятие

Самостояте-льная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с величиной предметов»

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать), обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

«Закрой окошки в домиках».

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.

«Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной

величины на две группы», лото «Игрушки»

Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии»,

ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду»

Октябрь

«Большая и маленькая собачка».

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

«Найди такой же листик»

Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

«Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей»,

ширма «Сенсорное воспитание в семье»,

консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

Ноябрь

«В царстве фигурок—человечков».

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.

 «Огоньки ночью»

Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом «примакивания».

«Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной

формы на две группы», «Покажи и принеси»,

вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много»

Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации»,

ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Декабрь

«Помоги куклам найти свои игрушки».

Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.

«Построим башню».

Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой.

«Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире»

Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Январь

«Чудесный мешочек».

Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

«Складывание двухместной матрешки»

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.

«Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку»

«Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире»

Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр»,

Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя»

Февраль

«Поймай рыбку».

Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить

различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

«Построим домики».

Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

«Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире»

Родительское собрание «Растём играя»,

ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»,

консультация «Зачем нужны игрушки»

Март

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

«Путешествие в весеннем лесу»

Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования.

«Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире»

Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей»

Апрель

«В гости к матрешке»

Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать

«Закрой двери в домиках».

Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов.

«Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус»

Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»

Май

«Воздушный шарик»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.

«Игрушки»

Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником.

«Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные»,  «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев

Информирование родителей о результатах диагностики

Дополнительные

«Подбери предметы похожего цвета».

Цель: обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цвету, группировке по цвету.

«Лесенка».

Цель: обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания.

Результаты диагностики

по результатам

2020-2021 учебного года

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Параметры сенсорного развития

Начало года

Конец года

Цвет

Форма

Размер

Цвет

Форма

Размер

1.

Багаутдинов Артем

низкий

низкий

средний

средний

средний

средний

2.

Бармина Есения

средний

средний

высокий

средний

средний

высокий

3.

Денисова Мария

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

средний

4.

Долматов Кирилл

средний

средний

средний

высокий

средний

высокий

5.

Желтова Юлия

низкий

низкий

средний

средний

средний

средний

6.

Колотушкин Миша

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

средний

7.

Коняева София

низкий

низкий

средний

средний

средний

средний

8.

Клявлин Алексей

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

средний

9.

Марков Матвей

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

10.

Мучкин Кирилл

средний

средний

средний

высокий

средний

высокий

11.

Присяжнюк Никита

низкий

низкий

низкий

низкий

средний

средний

12.

Ракульцев Иван

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

13.

Рязанова Ульяна

низкий

низкий

низкий

низкий

средний

средний

14.

Савельев Сергей

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

15.

Садритдинова Алиса

низкий

низкий

средний

средний

низкий

средний

16.

Умняев Демьян

низкий

низкий

средний

средний

средний

средний

17.

Чанов Артем

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

18.

Фаттохзода Абдуллох

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

19.

Шарифова Сумая

низкий

низкий

низкий

средний

низкий

средний

20.

Юртумбаева Лера

низкий

низкий

средний

низкий

низкий

средний

Диаграмма параметров сенсорного развития на начало года:

       


Диаграмма параметров сенсорного развития на конец года:

       


Информационные ресурсы

  1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.;
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991;
  4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  5. Венгер Л.А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  6. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.;
  8. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
  10. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.;
  11. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  12. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...