Статья практика по обж
материал

Пархоменко Светлана Григорьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktika_po_obzh.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группе младших дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе.

                                                       Подготовила материал воспитатель Пархоменко С.Г.

                                                                                                                                   23.08.2022

В приют поступают дети из неблагополучных семей, стастистика   показывает, что   дети из неблагополучных семей чаще попадают в опасные ситуации. Особенно это касается дошкольников. Ребенок остается один дома без присмотра, его окружают опасные предметы, люди, которые могут нанести физический вред и психологическую травму.

Для того чтобы обучить детей правилам безопасного поведения и приблизить их к практическому применению в жизни, был разработан проект «Организация культурных практик по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе»

                   Планируются культурные практики в группе по следующей схеме:

                      1.Тема «Основы безопасности деятельности детей в быту»

Цельнаучить детей правилам безопасности при нахождении дома (правила обращения с острыми предметами, электроприборами, лекарствами, правилам пожарной безопасности)

Задачи: сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, уточнить знания детей об электрическом токе, отработать защитное поведение ребенка в случае насильственных действий путем тренинга, объяснить причины категорических запретов, уточнить понятия "можно", "нельзя", "опасно", формировать понимание причинно-следственных связей, формировать коммуникативные способности детей, расширить словарный запас, развивать разговорную речь детей ,воспитывать бережное отношение к своему здоровью, провести мониторинг сформированности знаний в рамках тематики.

                                           Показ презентации по данной теме                                    

                                       2.Тема «Основы безопасности в социуме»

Цельучить детей основам безопасности в социуме.

 Задачи: расширить знания детей о трудных жизненных ситуациях, воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, формировать умения детей соблюдать правила безопасности, на дорогах, дома на улице и других местах.

Оборудование : обучающие игровые наборы.

                                                     Ход раскрытия темы

 Вводная часть

.Воспитатель. Ребята, сегодня мы собрались в зале, чтобы совершить увлекательную прогулку в страну Дорожных знаков. Хотите туда попасть?

Дети. Да.

Воспитатель. Я знаю, что вы очень любопытны и любите задавать всевозможные вопросы.

                                           

                                                      II. Основная часть

Воспитатель. Ребята, в каком городе мы живем? На какой улице находится наш центр?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята. В нашем городе много людей и машин. Для того чтобы они не мешали друг другу, на улицах установлены специальные правила дорожного движения. Как называется место, где ездят машины?

Дети. Дорога, шоссе, проезжая часть.

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что мы видим? Дорога, или проезжая часть, разделена белой полосой на две половины. По одной машины едут направо, по другой — налево. Благодаря этому они не сталкиваются друг с другом, а двигаются каждая в своем направлении. Ребята, а где должны ходить люди?

Дети. По тротуару.

Воспитатель. Правильно. По обеим сторонам дороги располагаются тротуары, по которым ходят люди — пешеходы. По городу ездят разные машины. Как одним словом их можно назвать?

Дети. Транспорт.

Воспитатель. А какие виды транспорта вы знаете?

Дети. Водный, воздушный, наземный, подземный.

Воспитатель. Автобусы, троллейбусы, трамваи перевозят много людей — пассажиров. Это какой транспорт?

Дети. Пассажирский.

Воспитатель. Грузовые машины перевозят большие, тяжелые грузы. Как мы назовем такой транспорт?

Дети. Грузовой.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас я хочу загадать вам загадки о разных видах транспорта. Будьте внимательны.

На экране появляются изображения автобуса, трамвая, метро, машины, самолета, теплохода.( флешка с показом слайдов на экране телевизора)

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.         (Машина.)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.             (Метро.)

 

Что за чудо — едет дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.             (Автобус.)

Дом на рельсах тут как тут.

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется ... (трамвай).

 

Поднял кверху две руки,

Взял две жилы в кулаки:

— Дай дорогу, постовой,

Побегу по мостовой.         (Троллейбус.)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. На улице мы — пешеходы. Что нам надо сделать, чтобы перейти дорогу? В каких специальных местах можно переходить дорогу?

Дети. По пешеходному переходу, подземному переходу и по сигналу светофора.

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним.

Ну а мы следим за ним.

Воспитатель. Ребята, а когда нет светофора и перехода, кто нам может помочь?

Педагог показывает изображение регулировщика.

Ребенок

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

Воспитатель. Прежде чем перейти дорогу, пешеход должен посмотреть на светофор, чтобы узнать, какой цвет горит.

Красный — стой!

Желтый — жди!

А зеленый свет — иди!

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру.

Игра «Светофор»

Если воспитатель показывает карточку красного цвета, дети приседают, желтого — встают, зеленого — бегут.

По окончании игры воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

Дидактическая игра «Собери транспорт из частей»

Воспитатель. Ребята, я хочу пригласить вас в детский кукольный театр. Но он находится далеко, и чтобы в него попасть, мы должны выбрать вид транспорта.

Воспитатель вызывает 2—4 детей к магнитной доске и предлагает из деталей, лежащих на подносах, собрать машину и автобус. По сигналу дети приступают к выполнению задания.

Воспитатель. Ребята, какие части автобуса и машины вы знаете?

Дети. У машины и автобуса есть колеса, у машины — кузов, кабина. У автобуса большой салон, в нем находится кабина, в салоне много окон.

Воспитатель. Ребята, сколько колес у легковой машины?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Сколько колес у автобуса?

Дети. Шесть.

Подвижная игра «Передай»

Воспитатель. Продолжить наше путешествие по стране Дорожных знаков нам поможет игра «Передай».

Детям раздают кружки с изображением дорожных знаков. Они встают в круг. На слово «левый» — знак в левой руке, на слово «правый» — в правой, на слово «передай» нужно передать его соседу. По окончании игры дети находят одинаковые знаки и встают парами. Каждая пара называет свой знак.

Воспитатель. Ребята, как надо вести себя в общественном транспорте?

Дети перечисляют правила поведения.

Правильно, ребята. Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Любочка».

Мама и ребенок инсценируют стихотворение А. Барто.

Что вы скажете о поступке девочки?

Дети отвечают.

Дидактическая игра «Собери картину»

Воспитатель. Ребята, мы немного отдохнули, а теперь я предлагаю вам подойти к столам, на которых стоят подносы с деталями. Нужно собрать из разрезных картинок картину и назвать, что на ней изображено. Работайте вместе, сообща, помогайте друг другу. Тогда у вас обязательно все получится.

.III. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, мы обязательно продолжим изучение правил дорожного движения. Научимся правильно вести себя в различной дорожной обстановке, быть внимательными и дисциплинированными пешеходами, а когда вырастем, станем отличными водителями.

А сейчас я предлагаю вам сесть в поезд. Нам пора возвращаться домой.

Дети встают друг за другом и под песню «Паровоз» (муз. и сл. Л. Вахрушевой) выходят из зала.

                                                     

                                             3.Тема «Основы безопасности в природе»

Цель:

сформировать у детей представления о безопасном поведении в природе.

Задачи:

1. Формировать основы экологической грамотности : представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

2. Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

3. Закреплять знания детей о растительном и животном мире леса.

4. Воспитывать любовь к природе.

5. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

6. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в подгруппах, парах.

                                              Ход раскрытия темы .

-Ребята, к нам  пришла посылка. предлагаю посмотреть. что в ней находиться.

(Вскрываем посылку- в ней находим письмо, пустую книгу)

-Давайте прочтём  письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Я- Фея Природы. В моём природном государстве есть "Клуб любителей природы" и я хочу пригласить вас к себе в гости и поближе познакомиться с вами. Предлагаю вам взять с собой и мою книгу и природоохранные знаки. Она сейчас пустая, в ней чистые страницы. В неё вы занесёте всё, что узнаете во время своего путешествия и вклеите знаки. "

-Ну что? В гости к Феи-природы идём? Садимся все в поезд.

Игра "Поезд" (Чух-чух паровозик наш весёлый)

(Звучит аудиозапись "Звуки природы")

-Ну вот мы с вами и в лесу. Послушайте сколько здесь разных звуков.

Давайте, послушаем и попробуем угадать, чьи это звуки.

д/и "Угадай звук леса"(дятел, кукушка,вой волка,ручей бежит)

-Молодцы, знаете звуки природы, но чтобы мы могли их услышать, как нужно нам вести себя в лесу?Правильно, не шуметь! Какой знак мы наклеим в нашу книгу? (знак- не шуметь в лесу)

-А что здесь такое (на поляне разбросано много мусора).вся поляна в мусоре! кто же так сделал?Разве можно на такой поляне отдыхать? Как вы думаете можно так поступать (нет- это опасно для людей, животных, вредно для природы)

-Как на быть (дети предлагают уйти, собрать мусор). а во что будем собирать мусор (в мешок для мусора).

-Верно, вот мешки. Давайте соберём мусор.

игра эстафета "Собери мусор"

-Молодцы, весь мусор собрали! А чтобы в лесу больше никто не сорил, накой мы знак наклеим (дети выбирают знак "Не сорить в лесу")

-Ну а теперь мы можем и на полянке поиграть. Но, не забывайте. что шуметь сильно нельзя.

.-Ребята, как нужно обращаться с растениями и деревьями в лесу (не рвать цветы, не рубить деревья). Какие знаки мы наклеим (знаки- не рубить деревья, не рвать цветы).

-Кого можно встретить ещё в лесу (животных, птиц, насекомых).

Загадки животных:

Рыжий, словно огонёк,

Этот маленький зверёк.

Быстро-быстро, будто стрелка,

По деревьям скачет …

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь! Он – колючий. Это…

По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой –

      Червячок-то будет мой!

Кто они? Откуда? Чьи?

Льется  черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

-Как нужно с ними обращаться?

-Какой знак нужно наклеить в нашу книгу?

( знаки: не наступать на муравейник, не разорять муравейник, не ловить насекомых, не уносить лесных детёнышей домой).

-Молодцы! Надо быть другом всвему живому и правильно вести себя в лесу.

Из рассказов и из книжки:

Мы леса своей страны

Охранять всегда должны.

-А сейчас проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. для этого поиграем в     игру:" Если я приду в лесок"

. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду говорить хорошо- говорим "да".А если плохо, то все вместе дружно кричим "нет".

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

Молодцы!

-Читаем послание:"Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в "Клуб любителей природы" и в награду дарю вам медали.

-Ну, вот и пришла пора возвращаться на наш участок!

                                                  Выводы

Сопряжены все виды культурных практик с активной, самостоятельной, разноплановой апробацией каждым ребёнком новых для него видов деятельности, способов её осуществления и разных форм организации, основанных на его индивидуальных интересах, потребностях и способностях.

Поэтому такая практическая направленность деятельности педагогов, как организация культурных практик с детьми, помогает дошкольникам объективно оценивать результаты своей деятельности и поведения, осознать важность знаний и умений о собственной безопасности. А педагогам создать систему работы по использованию практических методов работы в данном направлении деятельности с детьми, причем без подавления их естественных проявлений познания окружающего мира.

Очень важно и значимо в этом направлении то, что детям очень нравятся такие формы и виды деятельности, а интерес – залог успешного решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Опыт работы показывает, что одной из эффективных и интересных для детей форм культурных практик является моделирование реальных практических ситуаций – игровые тренинги, благодаря которым приобретается практический опыт действия в опасных ситуациях.

С удовольствием и очень активно дети принимают участие в изготовлении атрибутов, реквизита к различным мероприятиям по безопасному поведению в социуме, быту и природе. В этом виде деятельности они ещё и учатся соблюдать правила безопасного использования оборудования и сотрудничества.

ФОТО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАННОЙ ПРАКТИКИ

Кроме того, педагогом эффективно используется в работе с детьми такие виды деятельности, как ситуации общения, дидактические и сюжетные игры, «рассуждалки» по прочитанным детским произведениям, творческие мастерские.

Значение культурных практик переоценить нельзя: в непринуждённой обстановке и без регламентированных границ каждый ребёнок имеет возможность проявить свои знания и умения, инициативу, творчество и самостоятельность в

 В процессе реализации данной практики через интересную исследовательскую, практическую и игровую самостоятельную и совместную со взрослыми деятельность формируется главное – понимание, что «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне нужно, где и как я могу это применить».

Поддерживая детскую познавательную инициативу в условиях нахождения ребенка в СРЦ, благодаря систематической, последовательной, творческой деятельности по реализации задач практики, воспитателю удаётся создавать баланс между знаниями детьми ПДД и умениями их соблюдать. Главными правилами в реализации внедренной практики для Пархоменко С.Г. были следующие: заинтересовать тематикой каждого ребёнка; создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; поддерживать детскую инициативу.

Всё это способствовало активной деятельности детей: по поиску информаций о ПДД в художественной и детской научно-популярной литературе; в проведении ролевых игр в группе и на участке детского сада; в творческой мастерской, где они своими руками изготавливали дорожные знаки, дидактические игры и атрибуты для игр; в составлении рассказов «Правила водителей и пешеходов»; в создании альбома «Загадки, пословицы и ребусы о ПДД» для уголка безопасности в своей группе.

Таким образом, данная практика моделирует познавательно-творческий процесс и создаёт микроклимат, где проявляются возможности для развития детского самовыражения, где формируются необходимые знания и навыки для безопасной жизнедеятельности каждого ребёнка.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Формула успешного праздника. Статья педагога-практика

В статье собраны несколько полезных советов по теме организации детских праздников....

Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...

Статья "Практика применения современных игровых образовательных технологий"

Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для индивидуального и личностного развития каждого воспитанника дошколь...

Статья "Практика по развитию мотиваций к познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Статья "Практика по развитию мотиваций к познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"...