Формула успешного праздника. Статья педагога-практика
статья на тему

В статье собраны несколько полезных советов по теме организации детских праздников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УСПЕШНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ

Младшая и средняя группы.

Автор статьи: воспитатель  Иванова Юлия Михайловна

В своей статье мне хочется поделиться секретом успешного проведения детского утренника, праздника.

На мой взгляд, детские праздники, на которые мы приглашаем наших родителей - это некий отчет, отражающий успешное развитие детей в творческом плане, их достижения в стенах детского сада. Конечно, все начинается задолго до праздника: дети учат стихи, новые песни и танцы. Проходят репетиции, на которых все действия выстраиваются в единый сюжет, композицию. Во время репетиции воспитатель может сделать ребенку замечание, чтобы он, к примеру, не бегал по залу, не шумел, верно выполнял движения танца, читал громко стихи, чтобы его было слышно и так далее, чего на празднике воспитатель сделать категорически  не сможет (чувство такта не позволит).

Зато наш малыш может позволить себе абсолютно все: бегать от стенки к стенке, в то время как все дети сидят на стульчиках и наблюдают выступление своего товарища; громко разговаривать, обсуждая что-либо (ведь в зале тихо и его отлично слышно), и тогда весь праздник идет насмарку. Речь не идет в данном случае обо всех детях, но в каждой группе есть 2-3 ребенка (и воспитатели их сами знают), с которыми стоит поработать индивидуально и объяснить им, почему нельзя бегать и разговаривать. С этими детьми нельзя ограничиваться только замечаниями во время репетиций- с ними надо проводить планомерную работу конкретно по их поведению на празднике, иначе праздник не пройдет так, как вы запланировали. И расстроены будут все: и мамы детей, чуть не сорвавших праздник, и педагоги, принимавшие участие в проведении праздника.

Особое внимание хочется уделить разучиванию стихотворений. Обычно воспитатель переписывает из книги стихи от руки или печатает их на компьютере и раздает стихи мамочкам со словами: «Вот Вам стихотворение. Выучите, пожалуйста». Стихотворение- единственное индивидуальное выступление ребенка, потому что танцы и песни, как правило, дети исполняют вместе. И если ребенок выучит стихотворение с мамой- подарка не получится. Не будет того сюрприза, ради которого пришли на праздник наши дорогие гости. И как бы тяжело ни было, стихи надо учить в группе и начинать пораньше, а не раздавать их на дом мамам. От этого праздник только выиграет: он станет ярче, веселее, неожиданнее. Особенно это правило касается праздника 8 Марта. Тут уж ни о каком сюрпризе речи быть не может, если: «Вот Вам, мамочка, стихотворение.  Выучите с ребеночком стишок- будет Вам подарок…А на нет и суда нет.. » Так что разучивание стихов обязан взять на себя воспитатель. Воспитатели в основном- женщины. И наверняка сталкивались с такими моментами. А как было бы приятно- пришла на праздник, а твой малыш читает тебе стихотворение. Настоящий подарок! Исключение составляют лишь часто болеющие дети или по каким-либо причинам отсутствующие, но собирающиеся присутствовать на празднике. Чтобы ребенок не чувствовал себя на празднике белой вороной, надо выбрать стихотворение и попросить родителей разучить его дома. В такой ситуации родители будут только обрадованы участием воспитателя в жизни ребенка. Но и это не все еще о стихах. Важно научить детей не только интонационно верно, громко (так чтобы все слышали) читать стихотворение; очень важно привить малышу понятие «паузы». Сомерсет Моэм: «Чем больше актер- тем больше пауза». Наши малыши тоже актеры и они очень любят своих родных, стараются громко и с выражением рассказать им свое стихотворение, а мамы потом с восторгом им аплодируют. Но аплодисментов на репетиции, как правило, не бывает, а отрепетировано хорошо и следующий малыш начинает читать свое стихотворение, потому что пришла его очередь, а восторженные мамы все еще хлопают…И происходит не очень приятная ситуация. В лучшем случае малыш начинает читать сначала , в худшем- теряется и вяло дочитывает до конца, но целостность ощущения от выступления теряется. И это очень обидно. Чтобы не допустить таких погрешностей и существует правило «паузы».

В чем же оно заключается? Какими методами достигается?

Заключается оно в том, чтобы объяснить ребенку, что пока в зале или комнате не будет полной тишины, он не должен начинать читать.  Ни за один, ни за два раза малыш этого не запомнит. Поэтому проговаривать эту ситуацию надо каждую репетицию, каждый раз, когда воспитатель повторяет с детьми стихи в группе, и не забывать каждый раз спрашивать ребенка: «Ваня (Маша и т.п..), когда ты начнешь читать свое стихотворение?» А ответ должен быть такой: «Когда будет тихо». Может быть, не у всех и не сразу получится все, как хотелось бы, но рано или поздно ребенок освоит это.

Правило «паузы» пригодится и дальше малышу- в старшей, подготовительной группах, когда дети будут заняты в спектаклях, театрализованных представлениях.

И вот все дети пришли на праздник нарядные: девочки- в пышных до пола платьях, мальчики- в карнавальных костюмах модных нынче Черепашек-ниндзя, Человека-паука и других.

Мы, конечно, радовались вместе с детьми, что все такие нарядные и красивые, разглядывали костюмы и не переставали говорить комплименты нашим детям. Непредвиденное случилось позже, на празднике.

Дети, как полагается, вошли в зал под восторженные аплодисменты родителей. Сели на стульчике и на вступительном слове ведущей о том, как мы рады видеть гостей и ради чего мы сегодня все собрались, половина моих девочек подняла пышные платья выше головы, демонстрируя всему залу свои трусики… Конечно, все можно было списать на нежный возраст и детскую непосредственность, но мне, как воспитателю, показалось, что все подумают, что дети невоспитанны, тем более, что происходит это в стенах детского сада.

Еще интересней стало, когда мы стали водить хоровод. Один из Черепашек-ниндзя никак не хотел расставаться со своим мечом, из-за чего его никто не мог взять за руку, и хоровод не поучалось. Музыкальный работник нервничал, мы со своей напарнице старались как могли исправить ситуацию, а родители смеялись.

Откровение пришло ко мне совсем неожиданно..Я купила своей дочери платье на Новогодний праздник. Каково же было мое удивление, когда я увидела мою уже достаточно взрослую дочь и платье у нее на голове..Она задирала его точно так же, как мои подопечные. Тут уж я точно поняла, что без правил этикета любой праздник обречен на провал.

Девочки пришли в новых, незнакомых для них платьях; они понятия не имеют как их носить, как девочка себя должна в них чувствовать, преподносить себя и эту обязанность должен взять на себя воспитатель.  Ведь это так замечательно- рассказать, что в этих платьях девочки- настоящие принцессы; обсудить, как ведут себя настоящие принцессы, как они ходят, садятся, как их ручки приподнимают подол платья, чтобы поднять по ступенькам и многое другое. Но для этого нужно время. Значит, родители должны принести костюм заранее, чтобы была возможность побыть в нем, порепетировать, и тогда мы сможем избежать таких нелепых ситуаций, что опять таки будет благотворно сказывать на успешном проведении праздника.

Еще необходимо предупредить родителей, что любые атрибуты костюма, радующие детей, могут негативно отразиться на всем коллективе. Поэтому это все хорошо дома, а не на детском празднике, если иное не предусмотрено сценарием (например, ребенок играет в спектакле мушкетера, но и он пользуется шпагой только во время действия спектакля, а не во время хоровода).

 Отдельное внимание хочется уделить не этикетному поведению родителей во время праздника. Лучше сразу провести собрание и расставить все точки над «I».

Практически везде неподготовленные родители ведут себя стереотипно. Когда дети заходят в зал, здесь и там слышны душу раздирающие крики «Маша..Петя…Полина..Лиза…». Родители машут своим чадам руками, вскакивают с места и всячески хотят обратить на себя внимание и без того волнующихся детей. «Маша, встань рядом с Ваней, я тебя сфотографирую! Миша, это я, твой дедушка, я пришел!». И со стороны вся эта картина напоминает свидание в пионерском лагере, куда родителей и родственников пускают не чаще чем раз в полгода. Такое поведение родителей приводит к тому, что дети бегут к ним на колени и оседают там, дабы посмотреть выступление своих сотоварищей. Затем воспитателям всеми правдами и неправдами приходится отдирать детей с колен родственников, чтобы ребенок порадовал их стишком. Когда дети читают стихи, собственная мама не может поаплодировать ребенку- она на камеру запечатлевает исторический момент. А ведь именно аплодисменты выражают похвалу и одобрение, столь необходимое для маленького артиста.

Исходя из вышеперечисленного, мне хотелось, опираясь на мой опыт в проведении детских праздников в младшей и средней группах, дать некоторые рекомендации по проведению детских праздников.:

  1. В ходе подготовки детского праздника особое внимание обратить на детей, которым в процессе репетиций делается наибольшее количество замечаний, вести с ними индивидуальную разъяснительную беседу о том, что мы делаем и чего хотим добиться (выступаем и очень хотим понравиться нашим гостям и сделать им подарок своим выступлением)
  2. Стихотворения, подобранные воспитателем к теме праздника, не раздавать на дом, а разучивать их в группе, собственными силами. Это будет настоящим подарком для мам и приглашенных гостей.
  3. Научить детей «держать паузу», т.е.не начинать свое выступление, пока не наступит полная тишина.
  4. Дать возможность детям побыть в новых, непривычных для них костюмах, платьях; обговорить их предназначение и форму поведения в них.
  5. Оставлять лишние атрибуты костюма для «домашних радостей», если иное не предусмотрено сценарием праздника.
  6. Провести родительское собрание перед праздником, поэтапно объясняя правила этикета поведения на детском празднике:

А) Родители - участник  праздника

Б) Родители - наши помощники

В) Родители - наши зрители, благодарные зрители.

Дать рекомендации по найму профессионального  оператора для съемки детского праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников.(статья)

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вс...

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников.(статья)

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вс...

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.  Практико-значимая работа.  На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...

Проект Формула "Секрет успеха: психолого-педагогическая поддержка ДОУ+семья=успешный ребенок с ОВЗ"

Основной идеей деятельности проекта  Формула   "Секрет успеха": психолого-педагогическая поддержка ДОУ + семья = успешный ребенок с ОВЗ»  является развитие ребенка,...

Статья Формула воспитания успешности ребёнка

Я долго размышляла, что же самое важное в работе педагога с дошколятами, в моей работе. Наверное, это – разбудить в ребёнке веру в собственные силы, (помочь ему почувствовать, что он многое може...

Центр активности в ДОУ по ФГОС старшая группаОсновной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной сре

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространств...