Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
статья

Горынцева Наталья Борисовна

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

     Проблема гендерного  (полролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в настоящее время. В современном  мире происходит смена стереотипов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек. Немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни.

 Таким образом, проблема гендерного воспитания -  одна из самых сложных и противоречивых проблем  на современном этапе, от решение которой зависит психологическое, социальное  и  духовное здоровье общества.

    Следует заметить, что  тема дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек не является  новой. История  педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на различных функциях, которые в будущем им предстояло выполнять.

     Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

   На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу,

что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели междисциплинарный  термин «гендер» ( англ.gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

      Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». В результате появляется возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

          Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждения России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Кроме того,  мальчик  в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания  переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница). Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и сверстниками.

     Следует отметить, что современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

     Последние годы некоторые ДОУ пытаются организовать раздельное воспитание девочек и мальчиков. Однако исследователи делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. В совместных  играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, общаясь друг с другом, мальчики и девочки идентифицируют свой пол от «противного».

    Современные исследователи также  полагают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя гендерное воспитание от  нравственного. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

       Работа по теме «Генедерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», началась  с изучения методической литературы по данному вопросу. Результатом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста, стало оформление папки «Коллектор», в которую вошли ксерокопии интересных статей из журналов педагогической направленности, а также электронная подборка материалов по изучаемой теме.

      Было проведено исследование гендерных предпочтений и стереотипов у детей дошкольного возраста, путём беседы с  детьми.

Мальчикам и девочкам были предложены следующие ситуации:

  1. Мальчик и девочка пришли в магазин игрушек. Что каждый из них выберет? (детям предлагались картинки: мяч, кукла, конструктор, посуда для куклы, машинки,  игрушечное оружие)
  2. Девочки и мальчики перепутали свои вещи. Помоги разобраться, какая вещь для девочки, а какая для мальчика?  (детям  предлагались выбрать картинки, футболка, рубашка, платье, брюки,  колготки, юбка, платье)
  3. Какую  куртку захочет одеть девочка и какую мальчик?
  4. Какое любимое занятие у девочки и у мальчика?
  5. Когда мальчик и девочка вырастут,  то кто их них станет?

(женщиной, мужчиной, папой, мамой, дядей, тётей, дедушкой, бабушкой)

  1. Какую профессию выберет мальчик, а какую девочка? (повар,

парикмахер, врач, космонавт, водитель, продавец, водитель, строитель, учитель, президент)

  1. Чем больше всего любят заниматься девочка, мальчик?

      Беседы с детьми показали, что дети старшего дошкольного возраста четко

определяют свою половую принадлежность, игровые предпочтения соответствуют гендерной принадлежности, что нашло подтверждение и при рисовании и лепке на тему «Моя любимая игрушка». Четко определяют половые предпочтения в одежде, обозначают те вещи, которые могут носить и мальчики и девочки.  У мальчиков и у девочек есть разные предпочтения в выборе цвета одежды.  У детей не достаточно знаний о профессиональной деятельности взрослых.  

     Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. С кем ты дружишь?
  2. Кого ты бы хотел принимать в игру?
  3. Каким должен быть мальчик (девочка), с которыми тебе хотелось бы дружить?
  4. Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

Ответы детей показали, что существуют определенные трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

     

      На основе изучения литературы и анализа педагогической работы: прежде всего развивающей среды групп и планирования образовательной работы с детьми были  определены  задачи  работы

  1. Формировать гендерную принадлежность у детей дошкольного возраста: формировать в детях  качества мужественности и женственности и готовить их  к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

  1. Воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

На основании выдвинутых задач была продумана такая организация развивающей среды в группе, чтобы учитывались игровые предпочтения и мальчиков и девочек.

Для  мальчиков:

Игровые уголки были пополнены атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр «Военные», «Космонавты», «На дороге» и т.п., для чего были приобретены каски, бинокли, рули и т.п.

Были приобретены деревянные конструкторы «Городок», «Веселая ферма», «Транспорт», «Зоопарк» и другие,  в которые с удовольствием играют и мальчики и девочки группы.

Приобретены конструкторы с разными соединениями: по типу «Лего», металлический конструктор, пластмассовые конструкторы по типу «Собери сам».

Игрушки – орудия труда:  клещи, молоток, плоскогубцы, пила и т.п.

Очень большим успехом пользуется у детей деревянный набор: стол, инструменты, различные детали, которые можно прикреплять к столу с помощью деревянных гвоздей и шурупов.

Мальчики очень любят играть в солдатиков, поэтому были приобретены солдатики разного размера из разных материалов для организации игровой деятельности детей, военная техника (танки, самолеты и др.)

Наборы «Железная дорога», «Гаражи» и т.п.

Настольные спортивные игры: футбол, хоккей, волейбол

Транспорт, в том числе машины специального назначения, строительная техника

Для девочек: пополнены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности «Семья», «Дочки-матери», «Магазин» и т.п..

Для этого приобрели интересные наборы бытовой техники, коляски, гладильные доски.

Девочкам старшего дошкольного возраста очень нравится играть в Барби, поэтому появился специальный уголок с домиком, красивой мебелью, одеждой.

      Развивающие настольно-печатные игры «Наши поступки», «Эмоции», «Оденем мальчика и девочку» (деревянные рамки-вкладыши), «Ребята  нашего  двора» и др.

Конструктор (липучки) «Погода и мода»

     Но не только создание развивающей среды  с учетом гендерных особенностей дошкольников важно при организации педагогического процесса.

     На основании имеющихся разработок в методической литературе была составлена картотека «Фольклор с акцентом на гендер», которая может быть использована при работе с детьми,  прежде всего,  младшего дошкольного возраста, но и  с детьми  старшего дошкольного возраста тоже, так как детям всегда приятно услышать рифмованные стихи,  песенки, потешки, в которых повторяется их собственное имя или слова которого обращены непосредственно к данному ребёнку.

Была составлена картотека игр для девочек и мальчиков, в которой представлены игры с акцентом на гендер для детей разного дошкольного возраста.

      Были проанализированы и доработаны перспективные планы работы по направлениям развития детей с учётом  дифференцированного подхода  по формированию гендерной принадлежности у детей  дошкольного возраста

Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию гендерной принадлежности представлен  ниже.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ ПО   ФОРМИРОВАНИЮ  ГЕНДЕРНОЙ  ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

месяц

Деятельность

Непосредственно образовательная деятельность (темы)

Совместная

Самостоятельная

Сентябрь

Рисование «Моя семья»

«Моя любимая игрушка»

Беседа «Что можно делать, а чего нельзя»

Сюжетно-ролевая игра

«Собираем урожай»

Подвижные игры по желанию мальчиков и девочек

Октябрь

1.

«Все работы хороши, выбирай на вкус. Знакомство со строительными профессиями»

Физкультурно-музыкальный праздник «У осени в гостях»

Рисование «Наши волшебные  ладошки»

Сюжетно-ролевая игра «Универсам»

Рассматривание иллюстраций, картинок о профессиях взрослых

Ноябрь

1.«Чем люди отличаются друг от друга»

2.Лепка

«Вылепи свою любимую игрушку»

3.»Путешествие поморю профессий»

4.Рисование «Портрет любимой мамочки»

5.Рисование «Строители строят новый дом»

6. Рисование «Все работы хороши»

Концерт к Дню матери

Дидактическая игра «Кто нас лечит»

Беседа «Как помириться»

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Чтение стихов для мамы

Декабрь

1.

«Каким должен быть настоящий мужчина»

2.Лепка «Девочка и мальчики катают снежные комки»

3. «Как я выгляжу»

Вечер досуга

«А ну-ка мальчики,  а ну-ка девочки»

Режиссерская игра «Как мы собирались на бал»

Беседа «Как я выгляжу»

Сюжетно-ролевая игра

«Салон красоты»

Рисование «Мой папа»

Январь

1.Рисование «Мальчики и девочки гуляют зимой на участке»

Разгадывание кроссвордов о мальчиках и девочках

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в дальние страны»

Рассматривание альбомов «Мужской и женский образ в искусстве»

Февраль

1.«Богатыри земли русской»

2. Рисование «Солдат на посту»

Праздник «День защитника Отечества»

День здоровья «Мы –мальчики, мы –девочки»

Поделки для пап

Дидактическая игра «Кто где работает»

Развивающая игра «Кем быть»

Режиссерская игра «Военные на учениях

Сюжетно-ролевая игра «Военные»

Чтение художественных произведений о мужчинах, военных

Март

1.Мини-конкурс «Модница»

2. «Без друзей жить нельзя»

Поделки  для мам

Праздник

«8 марта»

Дидактическая игра «Ателье»

Театрализованная игра

«Вежливый кролик

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Чтение художественных произведений о  маме

Песни о мамочке, бабушке, весне

 

Апрель

1.«Цветик- семицветик»

2.Рисование «Мальчики и девочки делают зарядку»

3.. Рисование «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

4. Рисование «Портрет друга»

Весёлые старты «День космонавтики»

Рисование «Моё настроение»

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Развивающая игра «Эмоции»

Май

1. «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Беседа « С кем ты хочешь дружить»

Рисование «Мой друг»

Сюжетно-ролевая игра « В деревне»

Конструктивная «Погода и мода»

Подвижные игры по желанию мальчиков. девочек

   

      Составлены интересные кроссворды про мальчиков и про девочек, которые можно использовать при проведении интегрированных занятий, совместной деятельности, вечеров досуга и развлечений.

      А также  разработаны авторские сценарии вечеров досуга «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки!», «Путешествие в страну «Сказок» и конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и рисованию «Цветик-семицветик».

      В режимных моментах гендерный подход осуществляется путём использования следующих приёмов:

- Во время утренней гимнастики воспитатель предлагает выполнить отдельные упражнения сначала девочкам,  а потом мальчикам, чтобы обратить внимание детей друг на друга. Этот прием очень стимулирует детей на качественное выполнение упражнений.

-После возвращения с прогулки в детский сад первыми проходят девочки,  а мальчики ждут и пропускают их. Это стало хорошим правилом для детей группы.

- После дневного сна мальчикам предлагается расставить модули и мебель в игровом уголке. А девочки рассаживают кукол и расставляют аккуратно посуду.

 -Дети  помогают друг другу следить за своим внешним видом: поправляют воротнички, застегивают пуговицы (если нужна помощь), завязывают пояса на платьях и завязки на шапках.

- После  дневного сна, пока воспитатель причесывает девочек,  мальчикам предлагается  самостоятельно взять расчески, подойти к зеркалу и красиво причесаться. Девочки отмечают,  какие красивые стали наши мальчики, а мальчики обращают внимание на красивые прически у девочек.

        Различия в восприятии окружающего мира находят отражение и в художественно-творческой деятельности дошкольников, особенно в рисунках. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста составлен альбом «О себе и о тебе»,  в котором представлена подборка рисунков детей старшего дошкольного возраста на различные темы: «Моя семья», «Какой я сейчас и каким бы я хотел быть», «Мой друг», «Моя любимая игрушка», и др., что дает возможность и детям, и  педагогам,  и родителем глубже понять внутренний мир ребенка, его сознание себя как представителя определенного пола  в семье, среди других людей: взрослых и сверстников.  А также альбом с фотографиями детей «Вот такие мы разные» или «О девочках и мальчиках», фотоматериалы, представленные в этом альбоме наглядно иллюстрируют, чем любят заниматься девочки и мальчики.

       С детьми всех возрастных групп был проведен день здоровья «Мы – мальчики,  мы – девочки»,  одной из основных целей которого стало: продолжать внедрение гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

     Подводя  итоги работы по  теме «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» хотелось бы отметить следующее,  работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит  положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Расширился кругозор детей:  представлений детей о социальных ролях мужчины и женщины.

      Наработанный опыт, конечно,   будет углубляться и совершенствоваться ведь данная тема очень актуальна на современном этапе  и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.

Литература:

1. Васюра С. Коммуникативная активность мальчиков и девочек. Как представляют ее родители? Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2010, с.33

2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 -4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2009.

3.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб: «Тускарора», 2001

4. Журнал «Обруч», № 3, 2009. Тема номера: Воспитание дошкольников: гендерный подход

5. Зверева С.В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек. Журнал «Дошкольная педагогика», 2002, (апрель, май), с.12.

6. Кочерыгина Н.М., Паршина А.М. Гендерный подход в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Журнал «Воспитатель, № 4, 2010, с.117

7.Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая группа./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

8.Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Подготовительная группа./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

Микляева Н.В. Возрождение идей полового воспитания, или дорога в никуда? Журнал «Ребенок в детском саду», 2009, № 5, с.5

9. Микляева Н.В. Возрождение идей полового воспитания, или дорога в никуда? Журнал «Ребенок в детском саду», 2009, № 6, с.2

10. Микляева Н.В. Возрождение идей полового воспитания, или дорога в никуда? Журнал «Ребенок в детском саду», 2009, № 6, с.2

11. Раздельное воспитание мальчиков и девочек: за и против. Журнал «Дошкольная педагогика», 2002, (январь, февраль, март), с.14.

12. Степанова О.И., Токмакова К.В. Гендерное воспитание дошкольников.

 Журнал «Ребенок в детском саду», 2009, № 5, с.75

13. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности. Журнал «Дошкольное воспитание», 2009, №3, с.28.

14.Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2008. (Программа развития)

15.Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. (Библиотека Воспитателя). (3).

16. Щипицина Л.М., Защиринская О.В. Развитие общения мальчиков и девочек в практике дошкольного образования. Журнал «Дошкольная педагогика», 2002, (сентябрь, октябрь), с.8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

Материал содержит информацию  для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...

Презентация для родителей "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"

Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?Почему среди мальчишек так много «трудных»?Почему с девочками взрослым обычно проще и удобне...

Выступление на семинаре "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование представлений  о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие,  нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверст...