Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Материал содержит информацию  для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей

     Проблема  гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов.

   Понятие  «гендер»- это социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности, включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Существующие  свойства и отношения называются гендерными.

     Цель гендерного подхода: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

     Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.

       В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

      Половая идентификация ребенка происходит уже к трем – четырем  годам, т.е. ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы  мужского  и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.  Ребенок подражает  формам  и  стереотипам поведения  взрослых.

      Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении.

      Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его  индивидуальных  знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда  не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

       Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

         Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я - девочка и буду ей постоянно»,  «Я - мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная  ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку.

           Мальчики, как будущие  мужчины, в личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению  к другим людям, родным и близким.

            Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

     

     

       

     



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по гендерному воспитанию

      1.  Помогите ребенку осознать его истинное половое «Я».

 2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку - быть девочкой.

 3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребенок, подражая, перенял только ваши  лучшие черты.

 4. Помните, что как бы сильно ребенок не любил Вас, больше всего в любви нуждается он сам.

 5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребенка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счет ребенка.

6. В воспитании придерживайтесь единых требований. Иначе ребенок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя – он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.

 7. Отец – это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

     8. Мать – это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный          климат в семье. Она  дает ребенку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в своих силах.

     9.  Мальчики любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию. Для игр лучше  приобретать конструкторы, сборно - разборные  модели транспорта. Из сказок для мальчиков подойдут такие сказки как: «Три поросенка», «Колобок» и др.

    10. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Наиболее популярными сказками для девочек являются такие сказки  как: «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Крошечка – Хаврошечка», «Золушка», «Морозко» и др.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...

Презентация для родителей "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"

Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?Почему среди мальчишек так много «трудных»?Почему с девочками взрослым обычно проще и удобне...

Выступление на семинаре "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование представлений  о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие,  нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверст...