Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бобровская Мария Николаевна

 

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить    представления детей   о грибах, об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • улучшать общую моторику и координацию движений;
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие, опята, боровик, мухомор;
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру растениям, птицам, животным.

 

Индивидуальная работа:

  • включать в работу малоактивных детей;
  • индивидуализация образовательного пространства в развивающая предметно-пространственной среде.

Материалы:

1 Муляжи  грибов (съедобные: подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик), (несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка), корзина с муляжами грибов, листочки с загадками.

2 Музыкальный - аудиозапись с произведением: П.И.Чайковский «Времена года». 

3.Загадки (картотека).

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.

Применяемые методы:

  • информационно-рецептивный метод;
  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод;
  • игровой метод.

Приемы на занятии:

  • создание воображаемой ситуации;
  • мотивация.

Тип занятия: интегрированный.

Интеграция образовательных областей. 

Познавательное: развитие представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания.  

Социально-коммуникативное: развитие совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.

  Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.

  • Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных  произведений.  Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.
  • Физическое развитиеразвивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
  •         Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-  исследовательская, двигательная.  
  • Организация детей на непрерывной образовательной деятельности: фронтальная.

Работа с родителями: консультация для родителей: наблюдение за природными явлениями, растительным миром, осенью. Индивидуальная работа с детьми дома, рисование осеннего леса. Оформление выставки поделок из природного материала "В осеннем лесу". Изготовления атрибутов для проведения непосредственной образовательной деятельности.

Планируемые результаты:

  • с интересом  участвует в беседе о явлениях природы осенью, понимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;
  • активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;
  • активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания, располагает предметы на одной линии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_m.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по познавательному развитию

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема:«Золотая осень!»

Составила:

Бобровская М. Н.

воспитатель МКДОУ №9 к/в

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить    представления детей   о грибах, об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • улучшать общую моторику и координацию движений;
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие, опята, боровик, мухомор;
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру растениям, птицам, животным.

Индивидуальная работа:

  • включать в работу малоактивных детей;
  • индивидуализация образовательного пространства в развивающая предметно-пространственной среде.

Материалы:

1 Муляжи  грибов (съедобные: подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик), (несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка), корзина с муляжами грибов, листочки с загадками.

2 Музыкальный - аудиозапись с произведением: П.И.Чайковский «Времена года». 

3.Загадки (картотека).

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы.

Применяемые методы:

  • информационно-рецептивный метод;
  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод;
  • игровой метод.

Приемы на занятии:

  • создание воображаемой ситуации;
  • мотивация.

Тип занятия: интегрированный.

Интеграция образовательных областей. 

Познавательное: развитие представления детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать выявление причинно-следственных связей между внешним видом грибов и местом их произрастания.  

Социально-коммуникативное: развитие совершенствовать умения общения, взаимодействия и готовности к совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.

  Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.

  • Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетические чувства, воображение и восприятие музыкальных  произведений.  Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность в творчестве.
  • Физическое развитиеразвивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
  •         Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-  исследовательская, двигательная.  
  • Организация детей на непрерывной образовательной деятельности: фронтальная.

Работа с родителями: консультация для родителей: наблюдение за природными явлениями, растительным миром, осенью. Индивидуальная работа с детьми дома, рисование осеннего леса. Оформление выставки поделок из природного материала "В осеннем лесу". Изготовления атрибутов для проведения непосредственной образовательной деятельности.

Планируемые результаты:

  • с интересом  участвует в беседе о явлениях природы осенью, понимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;
  • активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;
  • активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания, располагает предметы на одной линии.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент 

Воспитатель: Что за гости к  нам спешат

8 маленьких ребят?

Вы садитесь все сюда

Все на месте?

Воспитатель:

 - О чем мы сегодня с вами будем говорить

- Посмотрите на экран.

-Итак, о чем наш сегодняшний разговор? (Золотая) осень.

Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.

- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.).

2. Основная часть.

Воспитатель: Давайте встанем в кружок и поиграем в игру : «Подбери действие».

 - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет   в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы. (Весна)

- После весны идёт. (Лето)

- А за летом наступает (Осень)

- Потом всё повторяется в природе.

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель:

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.

 Игра с картинками (по 3 картинки на каждый месяц).

Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до3-х.

Задание: тем, у кого красные круги, тот выбирает себе картинку сентября; желтые – октября; голубые – ноября.

Итак, 1, 2, 3. (Дети под музыку выбирают картинки).

Воспитатель: А какими лесными дарами богат лес осенью?

Воспитатель: А как называют человека, который собирает грибы?

Воспитатель:  Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

 Хорошо осенью в лесу в солнечный день. Слышно как падают листья с деревьев. А как называется это явление.

 -  Ребята, посмотрите вот и листочки, яркие, по-осеннему красивые.   А листочки-то непростые, а волшебные, с загадками.

Задание «Угадай загадку». (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)

1)Землю пробуравил, 
Корешок оставил, 
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. 
Что это, ребята? (Гриб)
2)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В березовой роще. (Подберезовик)

3)Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(Лисички).

4)Глубоко был спрятан он,
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый я тебя найду! (Боровик)

7)Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)

Воспитатель: О чем были загадки? (Ответы детей).

- Молодцы, все загадки отгадали!

Воспитатель: Гриб, ребята – это особенное растение, у него нет веток, листьев, цветов. Он состоит из грибницы, ножки, шляпки.

Ребята, давайте поищем грибы на полянке и соберём их в корзинку.

(Дети собирают грибы - муляжи и прежде чем положить в корзину, рассматривают их).

Мы с вами попали в настоящее царство грибов.                                            

Грибы очень разнообразные. Ребята, все ли грибы можно собирать?

почему грибы называют несъедобными?                                          

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут.   Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А вы знаете, что мухомор для людей ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому – то другому.

В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - эта пословица относится ко всем ядовитым грибам.

Можно их класть в корзину?

- Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

- А теперь София  прочитает стихотворение А. С. Пушкина об осени

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

- Савва тоже знает стихотворение об осени, которое написал Александр Твардовский.

 Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва

Воспитатель: - Какие слова, ребята, в этих стихах вам помогают увидеть красивый осенний лес? ("В багрец и золото одетые леса, "Ярко-желтая листва", "Желтовато-розовый" коврик из кленовых листьев.)

Физкультминутка:  «Осенний вальс»

Давайте представим, как у нас листья кружатся.)

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

- С какого дерева у вас листочки?

- Как вы думаете почему листья осенью опадают?

3. Итог:  (рефлексия).

Чем мы с вами, ребята сегодня занимались?

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей:  "Позн...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"

Конспект НОД по познавательно -  исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"...

Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «В осенний лес по грибы»

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленностиТема: «В осенний лес по грибы» Цель:  создать условия для развития и закрепления...

Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗ старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»

Сценарий  осеннего развлечения с детьми ОВЗстаршей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»...