Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шеметова Ирина Александровна

Конспект НОД по познавательно -  исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: "Воздух - это жизнь!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_pozn._razvitiyu_vozduh_-_eto_zhizn.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок»  г. Назарово Красноярского края

Конспект НОД по  познавательно – исследовательской деятельности

 в старшей группе

компенсирующей направленности «Сказка»

тема «Воздух – это жизнь!»

Разработала:

Шеметова И.А.

воспитатель высшей

квалификационной категории

2019г.

Цель: расширение представлений детей о свойствах воздуха.  

Задачи:

образовательные

- продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;

- научить  пользоваться чашечными весами;

- познакомить детей с историей изобретения воздушного шара;

развивающие

 - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, мышление;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов, высказывать предположения и делать простейшие выводы;

воспитательные

- воспитывать понимание того, что воздух – это самое необходимое на Земле для всего живого.

Коррекционно-образовательные:

- учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

- правильно согласовывать слова в предложении, использовать в речи предлоги.

 

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие: формировать взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач;

- речевое развитие: развивать связную речь, вести разговор на заданную тему, обобщая в речи свои знания и представления об окружающем;

- художественно-эстетическое развитие: способствовать накоплению  эмоционального и интеллектуального опыта для творчества;

-  физическое развитие: обеспечить двигательную активность в течение занятия.

Методы и приемы: 

поисковый, беседа, опыты, сюрпризный, игровой.

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке, беседы, проведение опытов в группе.

Материал:

воздушный шарик, накаченный гелем -  «Воздушинка», сундук, карта, «волшебная палочка», алгоритмы – схемы проведения опытов, простые карандаши и бумага (3 комплекта), ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз на деревянной подставке, пустые прозрачные стаканы (5 – 6 штук), клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра,  салфетки, трубочки для коктейля, вентилятор, ленточки, мыльные пузыри, бутылочки пластмассовые, камешки, кусочки губки или паралона, 2 ненадутых воздушных шарика, аптечные весы.

Ход НОД.

Воспитатель:

- Дети, знаете ли вы, что такое клад? (Ответы детей) Мне сказали по секрету, что в нашей группе спрятан клад, даже карту дали как его найти. Вы умеете ориентироваться по карте? А есть желание найти клад? Тогда отправляемся искать клад. Кому мы доверим нас вести по карте?

Дети находят по схеме сундук.

-  Молодцы, как быстро вы  нашли клад. Вы уже посмотрели, что в нем?

(Письмо) Доверяете мне прочесть? (Да).

Воспитатель читает письмо:

 «Отгадайте что я, узнайте, какой я, расскажите для чего я».

 - Что это может быть?

(Варианты ответов)

- В сундуке что-то должно быть,  но я, например ничего не вижу, а вы?

(Мы тоже).

 - Может, понюхаем?

(Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)

 - Давайте попробуем на вкус?

(Дети пробуют на вкус и приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса)

 - Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука?

(Мы видим только дно и стенки).

 - Может кто-то догадался, что это может быть?

(Предположения детей).

Если дети не догадываются, то можно использовать загадку. Загадка может быть написана на другой стороне листа.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

(Это воздух).

 - Правильно. На первый вопрос вы ответили,  в сундуке находиться воздух.

Дети, а ещё в письме говорится, что вы должны, узнать какой он?  Как узнать какой воздух?

(Можно его исследовать).

 - А где исследовать можно воздух?

(В лаборатории можно провести исследование воздуха).

 - Но у нас в группе маленькая лаборатория, мы все туда не поместимся.

Что же делать? (Варианты ответов детей).

Дети, а хотите,  я открою вам маленький секрет?

Я немножко занимаюсь волшебством. Я могу вас, при помощи волшебной палочки перенести в большую лабораторию. Хотите?

Тогда закрывайте глаза. Буду творить чудеса.

Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и дети, открыв глаза, оказываются в «лаборатории».

- Чтобы узнать некоторые свойства воздуха нам необходимо разделиться на группы. Каждая группа будет ставить свой опыт, и затем один человек от этой группы  расскажет нам всем, какое свойство воздуха они узнали и как.

А разделимся мы с помощью разрезных картинок, на которых изображены предметы, где работает воздух.

Дети делятся на три подгруппы и занимают места возле столов.

  - Давайте вспомним правила  безопасного поведения во время проведения опытов. (Засучить рукава, чтобы не намокли. Не толкать соседа во время работы.  Ознакомиться с инструкцией и обговорить, что будем делать. После проведения опыта, схематично нарисовать результат опыта и  выбрать выступающего).

На столах приготовлены атрибуты для проведения опытов. А также схема – инструкция алгоритма проведения опыта.

Опыт 1:

аптечные весы, 2 надувных шарика.

Доказать, что воздух имеет вес.

Для этого сначала взвешиваем ненадутые шарики. Затем 1 шарик надуваем и проверяем, перевесит ли он ненадутый.

(Надутый шарик перевесил. Вывод - воздух имеет вес).

Опыт 2:

ёмкость с водой, прозрачный пластмассовый стакан, водолаз из картона на деревянной подставке.

Доказать, что в стакане есть воздух.

Для этого опустить водолаза, вместе с плотом на  воду, накрыть водолаза  пустым стаканом, и медленно  погружать стакан  в воду. Опускать водолаза до самого дна. Посмотреть каким окажется   водолаз  мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?  Медленно поднять стакан из воды.

Какой вывод мы сделаем?

(Водолаз -  не мокрый. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который  не впускает вовнутрь воду. Его не видно, потому  что он прозрачный и невидимый).

Опыт 3:

прозрачные стаканы с водой, трубочки, камешки, кусочки губки.

Доказать, что у нас внутри есть воздух, мы им дышим. Воздух есть даже в неодушевленных предметах, например, в камнях или губке.

Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

Какой сделаем вывод?

(У нас внутри есть воздух, мы им дышим. Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится?  Воздух находится вокруг нас).

Бросить в стаканы губки и камешки, понаблюдать, что появляются пузырьки.

(Вывод - воздух есть даже в неодушевленных предметах).

Выступления детей от групп.

Опыт 4: (вместе с воспитателем)

Воспитатель:

-  А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите.  Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть. Что происходит? (Слышатся звуки)

Мы познакомились с еще одним  свойством воздуха. Скажите с каким?

( Воздух издает разные звуки)  

Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки?

 (В духовых музыкальных инструментах).

Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома?

(Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена).

Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех детей подует ветерок, и мы немножко отдохнем.

(Воспитатель включает вентилятор, дети произносят слова вместе с воспитателем и выполняют соответствующие движения)

Физминутка

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Влево – вправо, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг,

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора! (Складывают ленточки)

Звучит магнитофонная  запись звуков ветра, в группу влетает воздушный шарик:

- Куда я прилетела? Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.

Это я спрятала сегодня для вас клад. Вы угадали, что там было?

(Воздух)

Меня принес к вам ветер. А можем ли мы увидеть ветер? 

(Нет).

Правильно, ведь ветер – это движение воздуха, а воздух он какой?

(Прозрачный, невидимый).

А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами живем на дне из целого океана воздуха. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. Догадались, как же называется этот океан из воздуха?

 (Воздушный океан).

 Верно, это воздушный океан!

А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания.

Воздух необходим для дыхания всем живым существам чистый, без вредных газов. Кто и как загрязняет воздух? (Ответы детей).

Кто же нас выручает? (Лес, растения, они очищают воздух ).

А сейчас юные исследователи давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому,  чтобы воздух был чист?

( Больше сажать  деревьев, цветов, ухаживать за ними. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти).

Вы просто молодцы. Все знаете.

Вы ответили на все вопросы, которые были вам, заданы в письме?

Да.

А теперь подумайте, Так можно ли назвать воздух кладом?

(Да).

Почему?

(Он очень ценен для всех живых существ на земле).

 А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку -  мыльные пузырьки.

 ( Дети благодарят Воздушинку).

До свидания, до скорой встречи.

(Воздушинка улетает).

Воспитатель предлагает детям поиграть с мыльными пузырями под веселую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное лексико-тематическое планирование познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе компенсирующей направленности

Перспективноелексико-тематическоепланированиепознавательно – исследовательская деятельностьв старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности  в старшей группе  общеразвивающей направленности   "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем» 2022 год

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...

Методическая разработка по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Моя Родина – Россия»

Методическая разработкапо познавательно–исследовательской деятельности в старшейгруппе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему«Моя Родина – Россия»...