КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД) по сказке Д.Мамина –Сибиряка «Сказочка про козявочку»
план-конспект занятия (средняя группа)

Садовина Юлия Николаевна

Задачи:

- Познавательные:

  • Совершенствовать  процессы логического и пространственного мышления путем работы с плоскостными  играми;
  • Совершенствовать познавательные способности: умение думать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.
     

 

- Развивающие:

 

  • Развивать творческое  воображение и  зрительное восприятие с помощью контурных схем;
  • Развивать умение конструировать контуры по рисунку, схеме; находить геометрические фигуры и детали по признакам ( цвет и форма).
  • Развивать умение анализировать силуэт « цветок», находить одинаковые части ,составлять силуэт из  частей.
  • Развивать концентрацию внимания и наблюдательность посредством «переноса» изображений с коврографа на стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_zadanie_skazki_word.docx927.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД) по сказке Д.Мамина –Сибиряка  «Сказочка про козявочку»

Задачи:

- Познавательные:

  • Совершенствовать  процессы логического и пространственного мышления путем работы с плоскостными  играми;
  • Совершенствовать познавательные способности: умение думать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.

- Развивающие:

  • Развивать творческое  воображение и  зрительное восприятие с помощью контурных схем;
  • Развивать умение конструировать контуры по рисунку, схеме; находить геометрические фигуры и детали по признакам ( цвет и форма).
  • Развивать умение анализировать силуэт « цветок», находить одинаковые части ,составлять силуэт из  частей.
  • Развивать концентрацию внимания и наблюдательность посредством «переноса» изображений с коврографа на стол.

- Воспитательные:

  • Способствовать умению высказывать предположения ,предлагать варианты решения проблемной ситуации, договариваться друг с другом.
  • Способствовать выражению эмоционального состояния через зрительные и слуховые представления;
  • Способствовать пониманию основного смысла сказки: придерживаться законов добра и    справедливости,  уметь радоваться жизни, ценить общение и дружбу.

Предварительная работа: 

  • просмотр мультипликационного фильма «Сказочка про козявочку» (1985) Советский мультфильм | Золотая коллекция. Режиссёр Владимир Петкевич
  • чтение Д.Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки». Издательство « Стрекоза»,2000г.

Материалы и оборудование: 

  • индивидуальные контурные схемы «Шмель», «Цветок» для игры «Чудо-соты»; индивидуальные контурные схемы « Мошек-подружек» , « Лягушки», « Птичка» для игры «Чудо крестики 2»; индивидуальные контурные схемы « Рыбка», «Червяк» для игры « Черепашки», « Черепашки»(ларчик). индивидуальные контурные схемы для свободного выкладывания из альбома к игре «Чудо крестики 2»; 
  • Карточки –половинки « Мошки-подружки»для физминутки
  • Фиолетовый лес (весеннее дерево, травка ,цветы, облака, солнце, елки, озеро, кувшинки, стебельки-разноцветные веревочки, осеннее дерево, яички- разноцветные кружки, звезды-флажки кораблика « БРЫЗГ-БРЫЗГ»)
  • компьютер или ноутбук, музыкальные колонки

Музыкальное сопровождение:

  1. Владислав Успенский. Сновидение Шельги (Крах инженера Гарина 1973 )
  2.  Владислав Успенский. Шефер  (Крах инженера Гарина 1973)
  3. Владислав Успенский. Улица Гобеленов (Крах инженера Гарина 1973 )
  4. Владислав Успенский. Гастон ле  Клер и Тыклинский (Крах инженера Гарина 1973 )
  5. Владислав Успенский. Вольф и Райхер в лаборатории. (Крах инженера Гарина 1973 )
  6. Владислав Успенский (музыка для  фор-но и симфонического оркстра ) – (Крах инженера Гарина 1973 )

Ход занятия:

Дети проходят и садятся за столы, на которых лежат игры.

Организационный момент.
Богата история земли, на которой мы живѐм . Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники.   Куда ни взгляни – всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озѐр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край  .  На Урале живет народ талантливый, смышлёный, мастеровой, который любит сказки, да присказки.

Ребята ,сегодня у нас в гостях сказка уральского писателя Дмитрия Мамин-Сибиряка, Он писал сказки для своей дочери . Сказка называется-«Сказочка про козявочку».А кто такая козявочка, сейчас я вам расскажу. Помогать мне сегодня будут игры, которые лежат у вас на столе.

Положите перед собой «Чудо Крестики 2»

Раздаются индивидуальные черно-белые карточки «Козявочка -мошка» (рис 1)

Инструкция: 

        -Догадайтесь, из каких деталей надо сделать мошку (акцентируем внимание на размер- маленькие крылышки, маленькое тельце- малявочка, крошка, козявочка)

C:\Users\paulo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hello_html_16e49b2b.png

Рис.1  Индивидуальная контурная  схема «Козявочка-мошка» для игры «Чудо-Крестики2» В.В. Воскобовича

Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:— Хорошо!..   Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

Звучит музыка во время работы детей: Владислав Успенский.Сновидение Шельги (Крах инженера Гарина 1973 )

 Сказкотерапевтический момент.

Как она сказала про увиденное вокруг? -Какое солнышко теплое. травка зеленая, небо синее. И это все мое…        

Все то ,что увидела Козявочка принадлежит ей? Она жадная?

Когда мы видим ,что-то новое и очень красивое ,мы хотим, что бы это принадлежало нам .И нам кажется. что весь мир вокруг принадлежит нам. Правда же ребята?

Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

— Козявочка, ко мне! — крикнул цветочек. Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

— Какой ты добрый, цветочек! — говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

Инструкция: 

Детям предлагается выложить цветок по схеме №2,№3.№4 (на выбор)

1)«Силуэтное выкладывание» (нахождение парных частей, выкладывание по контуру)

2)« Симметричное отражение»    ( парных частей)

3) свободное выкладывание (альбом  фигурок к игре «Чудо-крестики2 стр.4 )

Рис.№2C:\Users\paulo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ц2.jpg Рис.№3 C:\Users\paulo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ц1.jpg Рис.4C:\Users\solne\Desktop\козявочка\G5mljUdxSgg.jpg

Рис.2,3,4  Индивидуальные контурные  схемы «Цветок» для игры «Чудо-соты» В.В. Воскобовича

Звучит музыка во время работы детей: Владислав Успенский.Сновидение Шельги (Крах инженера Гарина 1973 )

— Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, — пожаловался цветочек.

— И всё-таки хорошо, — уверяла Козявочка. — И всё моё…

— Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё…

— Жжж… Нет, моё!

Инструкция: 

Детям предлагается выложить « Шмеля» по схеме (усложнение, на выбор педагога)

  1. Схема цветная рис.5
  2. Схема ЧБ с раздельными границами геометрических фигур рис.6
  3. Силуэтное выкладывание рис.7

Рис.5C:\Users\solne\Desktop\козявочка\K1DKBP_s5PY.jpg Рис.6C:\Users\solne\Desktop\козявочка\wcawq1CFWJ0.jpg Рис.7C:\Users\solne\Desktop\козявочка\OlLjqZ6nnr4.jpg

Рис.5,6,7 Индивидуальные контурные  схемы «Шмель» для игры «Чудо-соты» В.В. Воскобовича

Звучит музыка во время работы детей: Владислав Успенский.Шефер (Крах инженера Гарина 1973)

 Сказкотерапевтический момент

.

Почему Козявочка прилетела к цветочку? Козявочке было причтно,что цветочек ее позвал. Правда? Козявочка решила, что это ее цветок, но потом оказалоь, что это не только ее цветок, но и цветок шмеля.

Нам бывает обидно, когда кто-то грубо укажет нам на то, что цветочек принадлежит не тебе ,а кому-то еще.

 Но нужно понимать ,что цветочек, травка, солнышко,мир вокруг принадлежит не только тебе, но и другим людям. Нужно уметь  делиться.

— Нет уж, извините — моё! — проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Инструкция: 

Детям предлагается после слов «ползёт по травке» выложить по схеме червячка.   Акцентрируем  внимание на цвете (КОХЗГСФ) и «движении» деталей из игры «Черепашки»

C:\Users\solne\Desktop\козявочка\u816ySCP8HA.jpg Рис.8

Рис.8 Индивидуальные контурные  схемы «Червяк» для игры «Черепашки» В.В. Воскобовича

Звучит музыка во время работы детей:  УВладислав Успенский. Улица Гобеленов (Крах инженера Гарина 1973 )

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

— Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

— Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный… Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свиданья!..

Сказкотерапевтический момент .

Червячок не казался большим и страшным , как Шмель, но он был жадным, и заносчивым.    Было ли Козявочке обидно, когда с ней так разговаривал Червячок? Почему ей было обидно? Почему так разговаривал Червяк. Он считал . что его мнение самое главное. Он пытался доказать, что цветы тоже его. С его мнением нужно было смириться. Если ты не будешь обижаться, не будешь сердиться, то тогда найдешь своих дружочков.

Летит Козявочка дальше и видит — вода

— Уж это моё! — весело запищала она. — Моя вода… Ах, как весело!.. Тут и травка и цветочки.

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

— А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело…

Инструкция: 

Детям предлагаются схемы. Выкладывают своего дружочка после сказкотерапевтического момента.

1) свободное творчество (рис.9)

2)ТИП ФИЗМИНУТКИ-« Игры мошек»: детям раздаются карточки-половинки не «лицевой» стороной .По словесному сигналу взрослого дети переворачивают карточку и обращают внимание на цветовое обозначение в углу( я предлагаю –кружок с цветом гномов, т.е. дети находят пару: красный-красный , желтый-желтый и т.д) Так дети объединяются в пары (может быть симпатия или антипатия ) Затем дети выкладывают из игры-конструктора свою «половинку» мошки, и соединяют. Получается целая мошка-дружочек.( рис.10,рис.11)

Рис.9   C:\Users\paulo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\м6.jpg         Рис.10C:\Users\solne\Desktop\козявочка\xPxhPUlCSlM.jpg            Рис.11C:\Users\solne\Desktop\козявочка\fcGwXK2FLT0.jpg

Рис.9, Индивидуальные контурные  схемы «Мошки-подружки» для игры «Чудо-крестики 2» В.В. Воскобовича( из альбома фигурок к игре стр.  )

Рис.10,11, Карточки-половинки схем «Мошки-подружки» для игры «Чудо-крестики 2» В.В. Воскобовича

Звучит музыка во время работы детей: Владислав Успенский.Гастон ле  Клер и Тыклинский (Крах инженера Гарина 1973 )

Сказкотерапевтический момент .

Мошки пригласили Козявочку  в свою игру. Козявочке игра очень нравилась. А почему? Нужно просто искать тех дружочков, с которыми весело, хорошо, и которые умеют делиться и не отбирать.

Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей — как шмыгнёт мимо, точно кто камень бросил.

— Ай, ой! — закричали козявочки и бросились врассыпную.

Когда воробей улетел, не досчитались целого десятка козявочек.

— Ах, разбойник! — бранились старые козявочки.

Инструкция: 

Детям предлагаются карточки на выбор (каждому ребенку предоставляется комплект карточек)

  1. Выкладывание по контуру( рис.12,рис.13)
  2. Выкладывание по контуру с цветом(рис.14)

Рис.12C:\Users\solne\Desktop\козявочка\i_CO3cvaqqc.jpg Рис.13л1   Рис.14C:\Users\paulo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\р1.jpg

Рис.12,13, Индивидуальные контурные  схемы «Воробья» , « Лягушки» для игры «Чудо-крестики 2» В.В. Воскобовича

Рис.14  Индивидуальные контурные  схемы «Рыбки» для игры «Черепашки» В.В. Воскобовича

Звучит музыка во время работы детей: Владислав Успенский. Вольф и Райхер в лаборатории. (Крах инженера Гарина 1973 )

Сказкотерапевтический момент.

 Это был уже новый опыт общения. Козявочке пришлось учиться, учиться быть осторожной, чтобы сохранить свою жизнь, уметь быть ответственной.

Встретила Козявочка  другую такую же козявочку, с мохнатыми усиками. Та и говорит:

— Какая ты хорошенькая, Козявочка… Будем жить вместе.

Инструкция: 

Детям предлагаем свободное выкладывание из деталей игры «Чудо-крестики2»

Звучит музыка во время работы детей Владислав Успенский (музыка для  фор-но и симфонического оркстра ) – (Крах инженера Гарина 1973 )

Сказкотерапевтический момент Когда кто-то может вместе долгое время общаться и им хорошо вместе- это дружба.

C:\Users\solne\Desktop\козявочка\AF-070iM_h8.jpg

Инструкция:  Воспитатель выкладывает  на поле« Фиолетовый лес» персонажей по тексту сказки –свободное выкладывание (звезды, осеннее дерево, яички)

И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Всё вместе: куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи.

Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой траве и сказала:

— Ах, как я устала!..

Никто не видал, как Козявочка умерла. Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова.

Звучит музыка во время работы Владислав Успенский (музыка для  фор-но и симфонического оркстра ) – (Крах инженера Гарина 1973 )

Воспитательный текст сказки.

Чему учит Сказка про Козявочку? Сказка учит любить жизнь и не расстраиваться по пустякам. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит тому, что мир принадлежит всем.

Окружающий мир не будет казаться жестоким и сложным, если в каждой ситуации действовать осмотрительно, придерживаться законов добра и справедливости,  уметь радоваться жизни, ценить общение и дружбу.

C:\Users\solne\Desktop\козявочка\QAELb71wxEQ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мамин сарафан"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в группе детей среднего возраста....

Конспект занятия по развитию речи "Семья. Мамин день"

Конкспет занятия по развитию речи....

Конспект занятия. Социальный мир на тему «Мамины помощники.»

Задачи:·         Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, ...

Конспект занятия по теме "Загляните в мамины глаза"

Занятие по познавательному развитию "Загляните в мамины глаза"...

Тема занятия Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой.Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.Воспитывать интерес к чтению художественной литературы. Обучающие задачи:...

Конспект занятия для развития мелкой моторики «Мамина помощница» ( ранний возраст)

Цель: развитие мелкой моторикиЗадачи:1. Упражнять детей в отборе предметов по заданному критерию.2. Тренировать умение детей следовать инструкции.3. Развивать воображение детей.Оборудование:...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Мамин праздник"

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему " Мамин день. 8 Марта"....